До розыгрыша КВАРТИРЫ

Наружная реклама китайских портных во Владивостоке. Фото: из открытых источников

Реклама прошлого: каким был "двигатель торговли" во Владивостоке 100 и 50 лет назад

РИА PrimaMedia попыталось разобраться, как в столице Приморья привлекали покупателей во времена без массовой мании потребления

Реклама в том виде, в каком мы знакомы с ней сегодня, представляет собой современное, прошедшее эволюцию явление, и корнями она уходит на века в прошлое. Реклама проникла во все сферы человеческой жизни, заполонила все ее пространства, при этом не изменив своей главной цели — информировать и убеждать. Владивосток, как и любой другой город, является крупным центром рекламного рынка, и стал им больше века назад. РИА PrimaMedia попыталось заглянуть в прошлое и узнать, какой была реклама во Владивостоке столетней давности и во времена не столь отдаленные.

Реклама в России имеет уже более чем вековую историю, а если говорить о ее первых видах, то их зарождение произошло практически одновременно. Так, в одном газетных объявлений начала 20 века предлагалось размещение рекламы на заборах, трамвайных остановках, железнодорожных вокзалах. Как мы видим, в России к этому времени уже существуют два вида рекламы — реклама в прессе и наружная реклама.

На рубеже 19-20 веков Владивосток наряду с Благовещенском был центром газетного дела Дальнего Востока. По количеству периодических изданий они даже опережали Хабаровск, который тогда был столицей Дальневосточного региона. Естественно, что хорошо развитая пресса делала город еще и рекламным лидером всего региона.

Реклама подписки на газету "Дальний Восток", а также собственной типографии, Фото с места события из других источников

Реклама подписки на газету "Дальний Восток", а также собственной типографии, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

В то время именно газетная реклама пользовалась особым успехом. Это не удивительно, ведь газеты в то время, были практически единственным средством массовой информации, а объявление в газете, тираж которой превышал 5 тысяч экземпляров в день, могло привести фирме новых клиентов, а, следовательно, и прибыль. Столь большая популярность объявлений, естественно подталкивала издателей газет к увеличению места под рекламу, это и привело к тому, что в начале 20 века газеты стали отдавать до половины места под рекламу. Примерно то же самое наблюдается и в наше время.

Царское столовое вино оптового склада Антошкова, Фото с места события из других источников

Царское столовое вино оптового склада Антошкова, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Вместе с различными статьями реклама появилась и на страницах уже первых номеров газет "Владивосток" и "Дальний Восток". Менее чем за 10 копеек печатали всех желающих. Предложения от рекламодателей были самые разные. На их страницах потребителю предлагали все что угодно: от предметов туалета до промышленных товаров. Рекламу подавали как рядовые владивостокцы, так и крупные предприниматели. Например, объявление торгового дома "Чурин" порой занимало целую полосу, а театры обходились более скромными объявлениями. Уже тогда реклама превращалась в обязательный атрибут процветания того или иного периодического издания.

Реклама средства для роста волос, Фото с места события из других источников

Реклама средства для роста волос, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

— Рекламировали абсолютно все: продукты питания, кафе, рестораны, гостиницы, одежду, услуги фотоателье. Были частные объявления, вплоть до того, что сдаю комнату, т.е. жизнь в то время во Владивостоке кипела, как нам подтверждает реклама , — рассказывает начальник отдела исследований Музея имени В.К. Арсеньева Анжелика Петрук.

Что отличало газетную рекламу того времени от современной?

Во-первых, политкорректность (подписи "дозволено цензурою", "разрешено полицейским управлением" и прочие являлись обязательным атрибутом рекламных объявлений), псевдоинтеллигентность (изысканный, но пустой язык), лаконичный дизайн, все те же сетевые стратегии, распродажи, безделушки под видом жизненно необходимых вещей и т.п.

И все же старая реклама выглядит трогательной, ее язык еще сдержан, так же как ограничены ее технические возможности.

Реклама акционерного общества "Сименс и Гальске" во Владивостоке, Фото с места события из других источников

Реклама акционерного общества "Сименс и Гальске" во Владивостоке, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Образцы рекламы разных лет, где-то наивной, а где-то, напротив, грубоватой, представлены открытками, плакатами, газетами и журналами, а также статистическими сборниками Приморской области и красноречиво рассказывают нам о том, чем жили горожане в начале прошлого века. Что, например, рекламировалось во Владивостоке 100 лет назад, в 1914-м? Коньяки Шустова, автомобили английского завода "Воксхол", часы "Павел Буре", торговые дома "Чуринъ" и "Кунст и Альберс", модно-галантерейный магазин БАСКАКОВА во Владивостоке и Харбине, молоко, шоколад и мука от "Нестле", препараты от грыжи и ожирения.

Рекламная открытка "Галантерейная торговля В.С. Кучеренко во Владивостоке". Начало 20 века., Фото с места события из других источников

Рекламная открытка "Галантерейная торговля В.С. Кучеренко во Владивостоке". Начало 20 века., Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Реклама модно-галантерейных магазинов Баскакова во Владивостоке и Харбине. Первая четверть 20 века, Фото с места события из других источников

Реклама модно-галантерейных магазинов Баскакова во Владивостоке и Харбине. Первая четверть 20 века, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Широко рекламировались театральные постановки, выставки.

"Особо почитаем был "Тихий океан", где гастролировала даже несравненная Комиссаржевская, театр Боровикса с концертными программами знаменитой Вяльцевой, Общедоступный театр на 1-й Морской с постановками "Ревизора", "Недоросля" и иных, позабытых теперь "пиесок". Своя публика была у "Маленького театра" на 150 мест в ресторане "Версаль", куда ходили на драматические миниатюры и комедии типа "Я умер" или "Похождения дворецкого". В концертный зал "Шато де флер" в бывшем французском ресторане (ныне здание администрации Фрунзенского района) зрители приглашались на выступления труппы Чарского", — пишет действительный член Общества изучения Амурского края, краевед и историк Иван Егорчев.

Анонсы театральных постановок во Владивостоке, Фото с места события из других источников

Анонсы театральных постановок во Владивостоке, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Программа бенефиса Золотой Евы в "Тихом океане" во Владивостоке. Шелк, 1910 год., Фото с места события из других источников

Программа бенефиса Золотой Евы в "Тихом океане" во Владивостоке. Шелк, 1910 год., Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

В 1906 году во Владивостоке стали выходить и целые сборники с рекламными объявлениями, так называемые "адреса". Здесь прописывали, где во Владивостоке, что можно найти: магазины, мастерские, врачебные кабинеты. Предприниматели, конечно, стали и там размещать свои объявления. Ярким примером этих первых рекламных альманахов служит "Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю" — справочные книги издаваемые начальником конторы движения Уссурийской железной дороги И. С. Кларком с 1906 по 1913 год.

Реклама мануфактуры Альберта Гюбнера в "Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю", Фото с места события из других источников

Реклама мануфактуры Альберта Гюбнера в "Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю", Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

"Спутник" — это и литературный очерк и обширный справочный отдел, в котором собрана информация о торговых фирмах, фабрично-заводских предприятиях, гостиницах и многое другое. Издание содержит большое количество рекламных материалов, а также адрес-календари не только Владивостока, но и Хабаровска, Харбина, Благовещенска, Николаевска-на-Амуре и других. Некоторые сохранились в единственном экземпляре. Целью справочника было создание путеводителя, который хотя бы поверхностно знакомил путешественника с отдаленным краем, о котором были лишь отрывочные сведения.

Реклама торгового дома М.С. Фриде в "Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю", Фото с места события из других источников

Реклама торгового дома М.С. Фриде в "Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю", Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

О том, насколько широк был ассортимент предлагавшихся товаров, свидетельствует объявление в выпуске "Спутника по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю" за 1911 год: "В универсальных магазинах торгового дома И.Я. Чурин и Ко имеются всегда в большом выборе мануфактурные и галантерейные товары. Мужское и дамское готовое платье, белье и обувь. Галоши Российско-Американской Резиновой Мануфактуры. Парфюмерия разных фабрик. Золотые, серебряные и бриллиантовые вещи. Бронза. Фотографические аппараты и принадлежности. Писчебумажные товары и канцелярские принадлежности. Мебель буковая "Ампли". Арматуры электрические. Лампы. Зеркала. Кровати. Обои. Линолеум. Столовые и дверные клеенки. Хрусталь фабрики "Баккара". Винно-бакалейные и гастрономические товары. Чай собственной развески. Торговый дом "И.Я. Чурин и Ко" — единственный представитель на пишущие машины "Смис-Премьер", огнетушитель "Оптимус" и газированные сифоны Приана".

Помимо газет, в чести, конечно, была и наружная реклама. Некоторые вывески тех времен смело можно отнести к настоящим произведениям искусства.

Наружная реклама китайских портных во Владивостоке, Фото с места события из других источников

Наружная реклама китайских портных во Владивостоке, Фото с места события из других источников. Автор фото: из открытых источников

Как правило они создавались вручную, отличались самобытностью и оригинальностью, служа к тому же еще и украшением городского центра. В отличие от современных.

Вывеска филиала торгового дома "Кунст и Альберс" на пересечении улиц Корейской и Семеновской во Владивостоке, Фото с места события из других источников

Вывеска филиала торгового дома "Кунст и Альберс" на пересечении улиц Корейской и Семеновской во Владивостоке, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Кстати, некоторые из них сохранились и по сей день. Например, изваяние головы быка на здании в центре Владивостока, служившего складом мясной продукции для русско-американской компании Union в начале 20 века, украшает его и по сей день.

Наружная реклама мясной фирмы Union, Фото с места события из других источников

Наружная реклама мясной фирмы Union, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Голова быка на здании бывшего склада-холодильника компании Union, Фото с места события собственное

Голова быка на здании бывшего склада-холодильника компании Union, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Грянувшие в России Октябрьская революция и Гражданская война, и последующая смена государственного строя, стали настоящей катастрофой для коммерческого рекламного рынка. Установление власти Советов в Приморье стерло с лица земли и частную собственность, и коммерческую деятельность, что обернулось фактической смертью "двигателя торговли". Государственная монополия на рекламу была установлена законодательно.

— Создаваемые государственные рекламные агентства, хотя и выполняли заказы частных рекламодателей, основной своей задачей все же считали продвижение товаров государственных корпораций. Коммерческая реклама в этот период выполняет значимые для власти политические и идеологические задачи, что прослеживается через всю историю Советской России, — рассказывает Анжелика Петрук.

По ее словам, рекламировать стало особо нечего, и на первый план вышла разнообразная социальная реклама — о вреде курения и пьянства, пользе вакцинации, помощи голодающим и т. д.

Советская социальная реклама, Фото с места события из других источников

Советская социальная реклама, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Открытка "Приморье голодающим". 1920-е годы, Фото с места события из других источников

Открытка "Приморье голодающим". 1920-е годы, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Так, например, популяризации знаний должны были способствовать красочные открытки со слоганом "Кто умный, кто дурак, один за книгу, другой в кабак". А составители рекламного опуса "Что ждет непривитых" и вовсе особо не церемонились: "Эй, смотри сюда, народ! Видишь, вот один урод. Вот слепой навеки. Вот, смотри, калеки. Если будешь ты зевать, то таким же можешь стать! Мчись на пункт живей, оспу там привей!".

Именно в то время социальная реклама приобретает такой элемент как слоган.

Советская реклама, Фото с места события из других источников

Советская реклама, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Наиболее часто в качестве слоганов использовались фразы из стихотворений поэта Владимира Маяковского, а также стилизованные под них.

Снова изменились основы рекламирования в период индустриализации СССР и перехода к плановому хозяйству. Если в западном обществе реклама помогала ориентироваться потребителю на рынке товаров и услуг, то в плановой советской экономике при низкой покупательской способности населения и отсутствии конкуренции рекламная деятельность имела задачу формирования спроса на продукцию государственных предприятий.

Советская реклама, Фото с места события из других источников

Советская реклама, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева

Стоит ли говорить, что рекламные материалы были однотипными для всей огромной страны, а их дизайн утверждался специальными комиссиями.

Если сравнивать рекламу столетней давности с современной рекламой то можно сделать вывод, что подходы современных рекламодателей и у рекламодателей того времени почти не изменились, как не изменилась и цель рекламирования — двигать торговлю и услуги. Но так как сто лет назад объявления набирались более мелким кеглем, чем нынешняя реклама, то можно предположить что реклама того времени была все-таки менее навязчивой, чем современная. Реклама стала частью массовой культуры, отразив в себе экономическую психологию как предпринимателей, так и потребителей.

23.11.2017

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia