Крушение рыболовецкого судна "Дальний Восток", в ходе которого погибло 53 человека и еще 18 пропали без вести, практически не могло стать следствием перегруза тралов. Чтобы такой траулер затонул, нужно было стечение многих обстоятельств, считают опытные капитаны и представители профессиональных союзов рыбаков из Приморья, передает РИА PrimaMedia.
Напомним, БАТМ "Дальний Восток" (порт приписки - город Невельск Сахалинской области) затонул в Охотском море утром 2 апреля в 330 км от поселка Крутогоровский Камчатского края. Всего на судне находились 132 человека – 76 граждан России и 56 иностранцев. Согласно оперативной информации от властей Приморья, в ходе спасательной операции всего удалось спасти 61 человека. Погибшими объявлены 53 человека. Судьба еще 18 членов экипажа остается неизвестной. На борту траулера находилось 132 человека, из них 56 иностранца и 76 россиян.
По факту крушения судна возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности". Делом уже занялось главное следственное управление следственного комитета России. Основная версия причины крушения, на которой сейчас концентрированы следователи - это столкновение с препятствием и получения судном пробоины. Также обсуждаются другие версии: переворачивание судна из-за нарушения остойчивости и попыток поднять слишком большой улов; недооснащение и плохое техническое состояние траулера.
По мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, представить переворачивание такого судна почти невозможно.
Напомним, в январе 2013 года, в Японском море перевернулось другое судно "Шанс-101". Его гибель руководство компании "Восток-1" назвало роковой случайностью, потому что краболов был способен выдержать самые мощные штормы. Судно штормовало, во время маневра в борт ударила волна до четырех метров высотой, после чего "Шанс 101" накренился на 60°. За первой последовала вторая волна, которая не позволила судну подняться. Краболов затонул буквально за 10 минут. По словам представителей компании, "Шанс 101" - океанское судно, способное выдерживать самые мощные штормы. Кроме того, краболов был в исправном техническом состоянии.
Между тем сомнения в том, что "Дальний Восток" перевернулся под тяжестью трала есть и у опытного тралового мастера, председателя общественного совета по рыболовству при губернаторе Приморья Александра Васькова.
— Вы знаете, я за всю жизнь не припомню такого случая, чтобы судно опрокинулось под тяжестью собственного трала. И хотя я не исключаю, что разгильдяйство может привести к чему угодно, но для такого поворота события нужно чтобы сошлось множество факторов: судно должно вытаскивать тяжелый улов при сильной боковой волне на повороте — все это вместе может дать большой крен. Но мне сложно рассуждать об этом, не имея доступа к делу, даже с моряками я пока не общался, и не знаю, что там была за ситуация, — сказал Васьков.
Версию столкновения со льдиной эксперт не исключает.
— По поводу столкновения со льдиной — это, конечно, возможно. Хотя сейчас в Охотском море не должно быть сложной ледовой обстановки, и это насколько же надо не смотреть, куда идешь? Хотя опять же, пример "Титаника" нам говорит – в море возможно все. Вы помните, пару лет назад было крушение "Шанса-101", до того еще мы потеряли "Восток-Орион". И мне кажется, коль скоро такая тенденция на кораблекрушение наметилась, то надо разбираться с теми органами, которые должны обеспечивать безопасность мореплавания, — уверен эксперт.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, версию о перегрузке судна разделяет временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко. В эфире одного из телеканалов он сообщил, что считает одной из причин крушения траулера "Дальний Восток" нарушение его балансировки во время перегруза.
— У них были пустые баки и не был закачан балласт. На борт был принят трал порядка 80 тонн, что и послужило причиной нарушения остойчивости судна. Она была нулевая и отрицательная. И далее пошло переворачивание, в течение получаса судно затонуло, — рассказал Олег Кожемяко.
С этим не согласен председатель ассоциации дальневосточных капитанов Петр Осичанский.
— Версия о том, что судно перевернулось от нагрузки трала, от ошибочных действий капитана, если вы внимательно посмотрите за сообщениями в СМИ, вброшена кем-то со стороны судовладельцев. И это вызывает недоверие, так как похоже на поиск "стрелочника". Это очень опасный тренд, ибо, если виновного называют заранее, значит, кому-то очень не хочется получить достоверную картину происшедшего, скрыть истинные причины крушения судна. Не думаю, что суда такого типа могут гибнуть от обычной технологической операции, выполняемой моряками по нескольку раз в день. Они ведь для того и строились, чтобы полными тралами ловить рыбу и делали это успешно на протяжении 25-30 лет. Это добротные суда, построенные еще в советское время, их было 113 штук, и ни на одном из них ничего подобного не случалось, — вспоминает Осичанский.
В потере остойчивости судна он также очень сомневается.
— Очень много рассуждений по поводу потери остойчивости судна якобы из-за небольшого количества топлива на борту. Но для повышения остойчивости судна существует такая операция, как прием балласта в междудонные танки. Капитан на судне был очень опытный, один из лучших капитанов в отрасли и, полагаю, не только в искусстве ловить рыбу, но и в вопросах безопасности мореплавания. Он не мог допустить снижение остойчивости до нуля при плавании в Охотском море, в одном из самых суровых морей Дальнего Востока, — считает председатель ассоциации.
При этом он, как и другие эксперты склоняется к версии про столкновение со льдиной.
— Я не берусь на 100% утверждать, что так и было, но исключать этого нельзя, принимая во внимание и сезон, и район плавания. Мне неоднократно приходилось пересекать Охотское море в марте-апреле и приходилось сталкиваться с очень серьезной ледовой обстановкой. Столкновение с отдельно плавающей льдиной не способно нанести большой ущерб судну, а вот плавание вдоль ледяного поля могло серьезно повредить наружную обшивку корпуса судна ниже ватерлинии. И если одновременно предпринималась попытка бороться с водой и выбирать трал, все это в совокупности могло способствовать созданию аварийной ситуации, которая привела к трагическим последствиям, — сказал Осичанский.
Он также отметил, что на борту было слишком много людей, из которых большая часть – иностранцы.
— В любом случае, как бы ни было на самом деле, множество вопросов я бы задал судовладельцу. Например, как оказалось на судне столько иностранцев? Если вы помните, на затонувшем два года назад "Шансе-101" тоже было много нелегалов-иностранцев. После этого, насколько мне известно, было запрещено принимать их на российские суда. Но вот не прошло и двух лет, как история повторилась, причем в пятикратном размере: теперь иностранцев 54. Причем все они - консультанты. 40 консультантов с Бирмы! Что это за консультанты такие, которые ни русского, ни английского не знают? Это была дешевая рабочая сила, которая вновь используется на наших российских судах с грубым нарушением законодательства, нанятые за низкую зарплату. И тот факт, что на судне было 132 человека вместо 94 по штатному расписанию, говорит о том, что часть нелегалов предназначалась для высадки на другие суда, — предполагает капитан.
От РИА PrimaMedia отметим, что получить комментарий у компании-судовледельца ООО "Магелан" не удалось. В течение двух дней руководство так и не нашло возможности ответить на вопросы корреспондента агентства.
Петр Осичанский считает, что проблема не столько в отдельном кораблекрушении, сколько во всей ситуации в рыбной отрасли.
— Я согласен, что и надзорные органы здесь могли не доработать. Это относится в равной степени как к нелегалам на борту российского судна, так и к техническому состоянию судов, страховке моряков и многим другим проблемам, которыми больна наша рыбная отрасль. Вообще, эта авария говорит об ужасном положении Дальневосточного рыболовства. Ведь зарплата рыбаков сейчас зачастую это 20-30 тысяч рублей за месяц каторжного труда в самых сложных и опасных условиях. Гибель "Дальнего Востока" - это СОС, который наша рыбная отрасль, российские рыбаки посылают в эфир, на сушу. Это – символический СОС. Услышат ли его в Москве?, — задает Осичанский риторический вопрос.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Основной версией крушения траулера "Дальний Восток" стало нарушение балансировки судна
Судно "Шанс 101" из Приморья затонуло буквально за 10 минут
Ситуацию с крушением судна с дальневосточными рыбаками взял на контроль президент РФ
президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья
Автор фото: РИА PrimaMedia
В море, конечно, бывает всякое. Любая ситуация там возможна. Но я силюсь представить, что должно случиться, чтобы такой большой пароход за 15 минут набрал воды и затонул, и понимаю — это надо очень постараться. Волнение на море, я смотрю, там было не очень сильное, и сложно представить, как так могло совпасть. Мне приходилось хоронить несколько пароходов, и, конечно, каждый раз это ужасная трагедия. По поводу того, что он мог перевернуться — думаю, это возможно лишь в теории. У каждого парохода есть так называемый угол заката, то есть крен, после которого он не может вернуться в вертикальное положение и неминуемо переворачивается. Как правило, эта величина варьируется в районе 50 градусов. Но чтобы судно так накренилось, это нужно дикое стечение обстоятельств. Вы помните, не так давно именно таким образом перевернулось судно "Шанс-101". Но тогда был сильнейший шторм, а здесь волнение на море было значительно меньше.