Ксения Новикова. Архитектурно-проектные компании в Приморском крае с начала года столкнулись с падением спроса, который вогнал этот сегмент строительного рынка в стагнацию. Один из выходов разработчики видят в работе по демпинговой схеме. По мнению участников рынка, это действенный способ привлечь клиента, для которого "удобная" цена стала важнее качества. Такую точку зрения высказали представители компаний в беседе с корр. РИА PrimaMedia.
Пока одни компании стараются в кризис извлечь как можно больше выгоды, другие пытаются выжить всеми возможными способами. Сектор архитектурно-проектного строительства столкнулся с существенным снижением спроса на услуги, и перспективы его развития в кризис крайне туманны.
Экономическая ситуация в стране значительно повлияла на работу архитектурно-проектных компаний. Сокращение количества заказчиков на рынке наряду с вынужденным понижением цен на услуги заставляет многие компании задуматься о будущем существовании и способах выживания в условиях кризиса.
Как замечает заместитель генерального директора по производству проектной компании ЗАО "Автотранспроект" Юрий Иванов, в настоящее время спрос упал сильно и рынок архитектурно-строительных услуг находится в состоянии стагнации:
- Мы ориентируемся не на госзаказ, а на частный бизнес. А частный бизнес в настоящее время находится в состоянии застоя. Заказчики ждут определенности. Они зависят от колебаний валютного курса, и в результате спрос на наши услуги сильно падает. Многие компании рассчитывают на фиксированный курс доллара. Им необходима стабильность валюты, чтобы делать заказ на какие-то проекты. А сейчас, к сожалению, это невозможно. Большинство проектных компаний в настоящее время чувствует себя очень неуверенно: их заказы, в основном, это не строительство новых объектов, а приведение в порядок уже существующих.
Стабильность в условиях кризиса необходима многим компаниям, и перспектива на будущее – тоже. Однако для проектных фирм это будущее весьма сомнительно. Многие организации в настоящий момент существуют лишь за счет долговременных проектов.
Как утверждает главный архитектор ООО "Пирамида" Лариса Кузнецова мало кто из фирм сейчас видит перспективу на год, максимум, все ориентируются на 3-4 месяца:
- Влияние кризиса на разные компании индивидуально, но кризис есть кризис, и приспосабливаться приходится всем. На сегодняшний день у нас, в основном, остались заказы-долгострои. Так сказать, сейчас мы существуем на заделе прошлых лет, а что будет в будущем – неизвестно.
Вместе с тем, многие компании, занимающиеся архитектурным проектированием, ощутив сокращение количества заказчиков на рынке, начали резко снижать цены на свои услуги, доводя их практически до демпинговых.
- Кризис сказался сильно: работы стало в разы меньше. Цены на услуги, как у большинства проектных компаний, договорные. Однако сейчас приходится активно "демпинговать". Наш клиент – заказчик. И заказчики в условиях кризиса стали более избирательны: сотрудничают с теми компаниями, которые сильно снижают цены. Стоимость в настоящее время – определяющий фактор. Мы же работаем на имидже и качестве, а сейчас это не главное. Наибольший интерес на рынке проявляется к жилью и торговым зданиям. Так было всегда, и кризис только еще раз подтвердил это. Что касается рынка стройматериалов, то на нем мало что изменилось: если, например, сухого леса в России не было, то так его и нет. Единственное, что влияет на рынок строительных материалов, так это валютный курс, так как в большинстве своем материалы импортные, - считает директор архитектурно-проектной компании ООО "Аргус-Арт" Владимир Прокуров.
Кризис очень сильно сказался на фирмах, занимающихся архитектурно-проектными работами. Большинство из них с трудом выдерживает резкое сокращение спроса. Как отмечают многие компании, с рынка уходит очень много заказчиков. Особенно остро это проявилось, когда упала возможность взять кредит. Стараясь хоть как-то привлечь клиентов, многие компании обращаются к демпингу, из-за чего зачастую страдает качество предоставляемых услуг.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Патовая ситуация приморского бизнеса: поставщики требуют деньги вперед, банки не кредитуют
Мебельные фабрики Приморья оказались не в силах "слезть с иглы" импорта
Вендинг в Приморье: "автоматчики" верят в укрепление рубля и лояльность поставщиков