Главная тема ИТ-форума Дальинфоком-2015 (12+), проходившего во Владивостоке, в кампусе ДВФУ на острове Русском, — "Смарт-регион (Smart Region): инфокоммуникационная и ИТ-стратегия развития Дальнего Востока" — обсуждалась не только на форсайт-сессии и круглых столах. Разговоры об "Умном городе" и его элементах шли и в кулуарах между участниками и гостями форума. Одна из таких бесед на полях форума состоялась между консультантом по развитию продуктов офиса главного технического директора корпорации EMCCorporation, RussiaCoE Виталием Козловским и корр. РИА PrimaMedia.
Виталий Козловский, EMC Corporation, Russia CoE . Фото: Хитров Александр, РИА PrimaMedia
— Виталий, для начала хотелось бы спросить, чем занимается корпорация ЕМС?
— Корпорация ЕМС — одна из крупнейших в мире корпораций на рынке продуктов, услуг и решений для хранения и управления информацией. Мы занимаемся разработкой и производством систем хранения данных и программного обеспечения для управления информационными инфраструктурами. Отдельный вид деятельности — защита данных и безопасность на всех уровнях хранения ("железо", протоколы, стеки, сети, шифрование и т.д.). Компания ЕМС в течение уже 14-ти лет занимает первое место в мире по объемам продаж всевозможных решений в области хранения и управления информацией.
— Как вы считаете, чем вызван интерес крупных ИТ-компаний к Дальнему Востоку и "Дальинфокому-2015"?
— Тем, что на Дальнем Востоке есть стремление развивать ИТ-технологии, и уже кое-что сделано относительно "Умного города". Что касается меня, то мне очень интересны новые информационные технологии, а Дальний Восток это регион с величайшими возможностями роста. Люди здесь говорят, что день на планете начинается с них, и вполне понятно их желание не отставать в технологиях.
Очень перспективна тема, ставшая главной на Дальинфокоме, — Smart Region. "Умный регион" или "Умный город" включает в себя множество современных технологий: это и безопасность, и видеонаблюдение, и всевозможные стратегические данные. "Умный город" вообще предназначен для того, чтобы сделать жизнь людей лучше и оптимизировать городские процессы. Оптимизация движения транспорта, эффективное управление светофорами, минимизация расхода электричества в системе уличного освещения приведет в конечном итоге к улучшению жизни горожан. Не случайно тема "Умного города" сейчас является актуальной во всем мире.
— На этом Дальинфокоме тема "Умного города" была доминирующей и звучала на нескольких круглых столах. Но вот на круглом столе, посвященном ИТ в образовании, прозвучала мысль, а не угрожает ли "Умный город", предлагающий регламентированную жизнь, личной свободе граждан.
— Я согласен в той мере, что это вообще относится к нашей жизни. Есть замечательная поговорка: "То, что чересчур, то наоборот". Если вы начнете слишком усердно чистить зубы, то сотрете с них эмаль и нанесете вред своему здоровью. То есть любую хорошую идею и теорию можно довести до абсурда. Но зачем доводить до абсурда? Надо остановиться, достигнув какой-то цели.
Да, никто не хочет жить в абсолютно полицейском государстве, где каждое твое движение будет регулироваться и отслеживаться с помощью автоматики. Однако реалии сегодняшнего мира таковы, что информатизация в нашу жизнь входит все больше и больше — от этого никуда не денешься. Все стали пользоваться мобильными телефонами. А как только ты купил себе мобильный телефон и включил его, все перемещения этого телефона стали известны сотовому оператору. Посещение различных сайтов в Интернете тоже несложно отследить. Из информации доступной сегодня злоумышленник может создать проблему.
— Но тут и возникает вопрос информационной безопасности. ЕМС над этим работает?
— Да, работает. Этим занимается одно из подразделений ЕМС Federation — компания RSA. RSA это вся тематика информационной безопасности: шифрование, криптография, безопасность доступа к данным, шифрование каналов, организация доступа и все, что с этим связано.
Отдельно изучается тема компьютерной безопасности в сетях энергообеспечения (Smart-Grid)
Что касается личной информационной безопасности, то здесь многое зависит от самого пользователя, от того, какие фотографии он выкладывает в своем аккаунте, какую информацию размещает. Тут можно посоветовать быть осмотрительным и осторожным.
Виталий Козловский, EMC Corporation, Russia CoE . Фото: Хитров Александр, РИА PrimaMedia
— Структуры ЕМС расположены во всем мире. Где они находятся в России?
— В Москве расположен главный офис продаж, его филиалы разбросаны по России и странам СНГ. В 2007 году был открыт "Санкт-Петербургский Центр разработок EMC", занимающийся созданием программного обеспечения для большого числа продуктов корпорации, в настоящий момент там работает больше трехсот сотрудников.
В наших планах развивать новые технологии вместе с нашими партнерами из Владивостока. Например, для Smart City, нам интересно совместно развивать решения, которые потом можно было бы тиражировать по различным городам и странам.
Smart City может включать все, что сейчас существует в ИТ-мире. Мобильные приложения, интернет-приложения технологии, касающиеся Интернета вещей (IOT). Наверняка вы слышали про знаменитой мусорный контейнер, который сообщает обслуживающей компании, что его пора опорожнить? Или, допустим, где-то происходит идентифицированное событие, например, возгорание. Совсем необязательно, что оператор будет участвовать в отслеживании ситуации и даже знать об этом факте. Вполне возможно, что автоматическая система оповещения сама вызовет пожарных и с помощью GPS сообщит им нужные координаты.
Об "Умном доме" на Дальинфокоме в это раз не говорили, но в конечном итоге это тоже часть "Умного города".
— А лично вы в своей жизни какими-то элементами "Умного дома" или "Умного города" пользовались?
— "Электронное правительство", например, замечательно укладывается в систему "Умного города". Это удобно для граждан, а именно удобство для жителей является главной целью "Умного города". Кроме того, в рамках "Электронного правительства" собирается информация, которая может быть использована для дополнительных сервисов и анализа. Пока это делается в небольших объемах, но в будущем будет широко использоваться. Скажем, информация о том, что я получаю заграничный паспорт, может породить такой бонус, как SMS-сообщение о более выгодных авиарейсах, а информация о том, что я добросовестно плачу налоги, способствует получению кредита в банке.
В современных телефонах есть GPS, существует масса специализированных трекеров. Я сам пользуюсь навигатором, многие мои коллеги утверждают, что им нравятся сервисы, которые предлагают более удобные маршруты на основе информации о том, куда ты чаще всего направляешься. И это помогает избежать пробок.
Виталий Козловский, EMC Corporation, Russia CoE . Фото: Хитров Александр, РИА PrimaMedia
— А за рубежом не приходилось сталкиваться с элементами "Умного города"?
— Там постоянно об этом говорят. Многие известные фирмы претендуют на то, что имеют решение для "Умного города". На самом деле полного решения нет и быть не может, потому что "Умный город" развивается по правилам обычного города. Всякий город развивается постепенно — сначала построили одну площадь, одну улицу, потом строим дальше. Точно так же и с "Умным городом". Вы берете какую-то сердцевину системы и начинаете что-то приращивать к ней.
В качестве примера могу привести систему, которую мы установили в Рио-де-Жанейро. Началось с того, что мэр города обратился в офис ЕМС и сообщил о желании муниципалитета отслеживать, насколько точно выполняется контракт перевозок пассажиров общественным транспортом (в Рио этим занимаются частные компании по муниципальному контракту). Мэр считал, что перевозчики его слегка обманывают, а проверить их он не мог.
Первым делом мы установили GPS-трекеры на все автобусы, а дальше задача решалась намного проще. В нашу систему стала "сливаться" информация о реальных маршрутах следования, которые, естественно, отличались от желаемых. У муниципалитета появились основания для того, чтобы требовать от перевозчиков точного соблюдения контракта.
Помимо этого в систему стали поступать данные о прохождении автобусов по маршруту в течение всего дня. Оказалось, что в определенные часы и дни есть совершенно явные задержки. Стало понятно, в каких местах есть проблемы. В зависимости от этого были модифицированы отдельные маршруты либо видоизменено управление самой дорожной сетью. То есть мы оптимизировали дорожно-транспортную систему, сделав удобней жизнь жителей Рио-де-Жанейро.
— Во Владивостоке нечто подобное пытаются вводить, однако не все перевозчики согласны даже на установку GPS.
— Ну что тут скажешь? Все новшества, которые улучшают нашу жизнь, входят в нее не сразу. Людям надо сначала к ним привыкнуть и понять, что без них никак не обойтись. Так что перевозчикам Владивостока не следует бояться GPS-трекеров.
Продолжая рассказ о Рио, могу сказать, что там был достигнут очень интересный результат, связанный с еще одной острой проблемой города. Там нужно было проанализировать ход распространения лихорадки денге. Поступающая в нашу систему информация позволила найти корреляции данных о погоде, медицинских наблюдений и демографической информации. И когда наложили все это на карту, то оказалось, что там, где только что прошли дожди, появлялись очаги лихорадки. Почему? Потому что после дождей оставались лужи, в них размножались комары, которые разносили заразу. Также было выявлено, что лихорадке денге подвергались люди из малообразованных слоев общества. Они не обращались к врачу, когда у них появлялись симптомы, они не ходили в больницу.
Раньше в целях борьбы с лихорадкой денге в городе или его районе объявлялся карантин. После анализа, проведенного при помощи платформы ЕМС, проблема была локализована. Медицинские работники стали работать с больными адресно. Были организованы обращения к жителям через масс-медиа. Им разъясняли, по каким признакам можно узнать болезнь и куда в этом случае следует обращаться. И таким образом удалось существенно сэкономить средства городской казны.
Справка: Виталий Козловский, консультант по развитию продуктов, EMCCorporation, RussiaCoE. Является представителем офиса главного технического директора корпорации ЕМС и отвечает за развитие бизнеса и популяризацию новейших технологий и трендов компании. В сфере деятельности Виталия Козловского присутствуют управление связями с партнерами и заказчиками, выработка схем взаимодействия и организация проектов.
Присоединился к корпорации ЕМС в 2007 году, перейдя из Санкт-Петербургского отделения компании Motorola. В течение последних лет работал над различными аспектами систем и технологий хранения данных. Имеет 20 патентных заявок и разработок, составляющих коммерческую тайну. Окончил Санкт-Петербургский электротехнический университет (СПбГЭТУ) в 1997 году, и в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: