Бизнес. 23 октября 2015, 14:50
Владивостокский филиал Российской таможенной академии. Фото: РИА PrimaMedia
Свободный порт Владивосток

Таможенная академия дает добро Свободному порту Владивосток и прогнозирует риски

Преподаватели филиала РТА – о "дырах" в бюджете, "узкой" портовой инфраструктуре и притоке инвестиций

23 октября 2015, PrimaMedia. Ксения Новикова. Преподаватели местного филиала Российской таможенной академии (РТА) – альма-матер настоящих и будущих сотрудников региональных подразделений ФТС – считают, что Свободный порт Владивосток не потребует от приморских таможенников каких-то принципиальных "прорывов" в работе. Вместе с тем собеседники корр. РИА PrimaMedia высказали и определенные опасения по поводу будущего СПВ, речь, в частност, шла об обвальном сокращении бюджетных доходов, росте злоупотреблений и коррупции, низкой инвестиционной активности.  В целом же идею "порто-франко" академическая общественность, естественно, поддерживает.

Напомним, что федеральный закон от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"  вступил в силу 12 октября этого года. В настоящее время для полноценного действия СПВ требуется принятие порядка 30 нормативных документов, значительная часть которых как раз и касается взаимоотношений резидентов свободного порта и таможенных органов.

В целом опрошенные корр. агентства эксперты считают, что в первую очередь режим  "порто-франко" предполагает создание благоприятных условий для иностранных компаний, инвесторов. Свободный порт рассчитан на долгосрочную перспективу, которая в будущем должна принести эффект.

По мнению старшего преподавателя кафедры экономики таможенного дела Валерии Филатовой, пока эффективность режима свободного порта сомнительна, так как очень сложно перевести систему пропуска товаров на более быстрое функционирование без качественного изменения ее структуры.

- Порто-франко - довольно спорный вопрос. Сейчас трудно угадать, какие перспективы он нам несет. Конечно, предполагается, что его введение направлено на развитие инвестиционной привлекательности региона, привлечение новых технологий, однако будет  ли это соответствовать действительности - еще непонятно.  Например, даже если взять наш (Владивостокский – ред.) порт. Его пропускная способность растягивается на несколько дней. Инфраструктура порта просто не позволяет пропускать грузы быстрее, а при режиме порто-франко скорость совершения таможенных операций – это очень важный элемент. Вот и получается, что есть необходимость работать быстрее, но условий для этого -  никаких, - считает Валерия Филатова.

Старший преподаватель кафедры управления Анна Янченко считает, что, согласно букве и духу федерального закона, функционирование таможенных органов должно осуществляться круглосуточно и бесперебойно. Иными словами, количество работы у таможенных органов  должно существенно увеличиться, так же как и эффективность ее выполнения. На деле же, отмечает старший преподаватель, для большинства таможен существенных изменений не последует, так как фактически они и раньше работали практически круглосуточно и бесперебойно.

На различных уровнях таможенной системы по-разному отражается режим свободного порта. Если говорить о более высоком уровне – таможенном управлении, то в его деятельности  изменения в основном координационного характера. Для таможен и таможенных постов преобразования в основном связаны с изменениями долей контроля до и после выпуска товаров.

 - Дальневосточное таможенное управление – это посредник, координатор деятельности всех таможенных органов региона. На его деятельность введение режима порто-франко, на мой взгляд, вряд ли окажет значительное влияние. Другой вопрос – таможни. Они, можно сказать, являются непосредственными поставщиками государственных услуг. Сейчас большинство таможенных органов еще не имеет полного представления, какие конкретные изменения в их деятельности несет введение режима свободного порта.  Так, к примеру, обязанность таможенных органов, согласно федеральному закону "О свободном порте Владивосток", работать круглосуточно и бесперебойно на практике реализуется уже давно, и какие-то особые преобразования не вызовет. Единственное, что уже давно таможенные органы пытаются увеличить долю таможенного контроля после выпуска товаров, и, возможно, сейчас эта необходимость может реализоваться, - прогнозирует Анна Янченко.

Существенные изменения коснутся перечисления таможенных платежей в государственный бюджет, отметил доцент, преподаватель дисциплины "Таможенные платежи" Геннадий Резников, напомнив, что  государственный бюджет базируется на поступлениях от совершения таможенных операций. В структуру таможенных платежей входят четыре элемента: таможенная пошлина, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость и акциз. Таможенные пошлины играют  существенную роль в наполнении бюджета, и их отмена может серьезно сказаться на бюджете, уверен эксперт.

- Таможенные платежи  составляют более 50% государственного бюджета. Вклад Дальневосточного таможенного управления в бюджет - около 200 млрд рублей, в частности, Владивостокской таможни –  около 100 млрд. То есть при введении режима "порто-франко" бюджет теряет колоссальные деньги. Принимая во Владивостоке режим свободного порта, государство в основном рассчитывает покрыть потери таможенных платежей за счет привлечения инвестиций в развитие города. Согласно федеральному закону "О свободном порте Владивосток", должен создаваться реестр предприятий, которые будут допущены к льготному режиму. Предприятия, попавшие в реестр  - в основном, это достаточно крупные компании, которые смогут соответствовать условиям законодательства - будут осуществлять беспошлинную торговлю, что, вероятней всего, приведет не только к развитию региона, инвестиционной привлекательности, но и к росту коррупции, а также дискриминации малого и среднего бизнеса. Сейчас идет формирование реестра предприятий, и какие конкретные результаты это принесет, можно будет узнать уже совсем скоро –  уверен доцент, преподаватель дисциплины "Таможенные платежи" Геннадий Резников.

По мнению кандидата экономических наук, заведующей кафедры экономики таможенного дела Ирины Шарощенко, у свободного порта сейчас множество недостатков, из-за которых многие компании - потенциальные резиденты не хотят или не могут войти в реестр резидентов.

- Данный законопроект, несомненно, несет преимущества: налоговые, таможенные и административные преференции должны работать на регион. Но главное, чтобы преференции действительно возымели эффект, а пока с этим как раз большие проблемы - резидентов свободной экономической зоны до сих пор нет (беседа с экспертом состоялась в начале октября – ред.). Почему до сих пор ни одна компания не стала резидентом – сложный вопрос. Возможно, цена входа в реестр слишком высока, или слишком много рисков при вступлении, кроме того, могла оказать влияние и экономическая ситуация. Тем не менее, очевидным является то, что инвесторы не торопятся становиться участниками свободной экономической зоны. Ведь для их привлечения нужны не только благоприятные географические условия, которые, к счастью, у нас есть, но и экономические, а с ними уже возникают проблемы. Что касается таможенных органов, то в основном данный законопроект затрагивает организационные вопросы, а к ним все таможни готовы. В целом, экономика региона должна быть способна предоставить благоприятные условия для деятельности резидентов свободной экономической зоны. Возможно, режим свободного порта возымеет эффект в действии с территориями опережающего развития, - считает Ирина Шарощенко.

От РИА PrimaMedia отметим, что Наблюдательный совет свободного порта Владивосток (СПВ) на заседании в среду, 21 октября, рассмотрел заявку от первого потенциального резидента СПВ с инвестпроектом на 5 млрд рублей. "Тихоокеанская инвестиционная компания" - автор предложения - официально получила статус резидента. В рамках СПВ совместное предприятие (ГК "Транзит-ДВ" - 51%, и китайская инвесткомпания "Чжунгунсинь" - 49%) намерено за два года построить пятизвездочный отель в поселке Славянка.

Также в ходе заседания Набсовета его председатель - вице-премьер – полпред Юрий Трутнев - озвучил утвержденную правительством РФ минимальную сумму инвестиций, с которой бизнес может претендовать на статус резидента СПВ, это всего 5 млн рублей. По словам вице-премьера – полпреда, столь демократичный "входной билет" нужен, в том числе, и для того, чтобы преференциями свободного порта могли воспользоваться малый и средний бизнес.

Также на заседании Наблюдательного совета было отмечено, что в настоящее время СПВ не может предоставить своим резидентам возможность работы в рамках свободной таможенной зоны (СТЗ).

"Сам режим свободной таможенной зоны законодательно закреплен. Там все понятно. Но проекты подзаконных актов, которые касаются оборудования, обеспечения самой таможенной зоны, еще не приняты. Они в стадии завершения. Этим занимается ФТС", - отметил на заседании и.о. начальника Дальневосточного таможенного управления Сергей Федоров.

Чиновник уточнил, что в соответствии с планом, который был принят ранее, работа с подзаконными актами должна была быть завершена к 1 сентября. Председатель Набсовета СПВ Юрий Трутнев потребовал ускорить работу и доложить о ее завершении.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Свободный порт Владивосток пока не может работать в беспошлинном режиме

Упрощенный визовый режим на территории Свободного порта Владивосток заработает с 2016 года

"Тихоокеанская инвесткомпания" из Славянки первой получила статус резидента СПВ – Трутнев

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia