Бизнес. 1 декабря 2015, 10:05
Юрий Ладыгин. Фото: Александр Хитров
Свободный порт Владивосток

Юрий Ладыгин: Дальневосточная таможня готова к "новым временам"

Начальник ДВТУ – о запуске Свободного порта Владивосток, перезагрузке таможенных органов, правах и обязанностях участников ВЭД

1 декабря 2015, PrimaMedia. Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) готово к тем переменам, которые в скором времени принесет во внешнеторговую деятельность в регионе режим Свободного порта Владивосток. Несмотря на не самые благоприятные экономические условия, меры, направленные на опережающее развитие "Восточных ворот России", дальневосточные подразделения ФТС поддержат – новыми подходами к работе, внедрением лучших практик. О запуске Свободного порта и "перезагрузке" отношений таможенников и участников ВЭД – в интервью начальника ДВТУ генерал-лейтенанта таможенной службы Юрия Ладыгина для РИА PrimaMedia.

Справка: ЛАДЫГИН Юрий Михайлович, генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Дальневосточного таможенного управления. Родился 21 марта 1960 года в Магнитогорске Челябинской области. В 1982 году окончил Магнитогорский горно-металлургический институт, в 1997 году – Государственную академию управления им. Серго Орджоникидзе.

Служил в Вооруженных Силах СССР, работал в органах внутренних дел. В таможенных органах - с марта 1993 года. В Магнитогорской таможне прошел путь от главного инспектора до первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю. Возглавлял Челябинскую, а затем Краснодарскую таможни.

В 2009 году назначен первым заместителем начальника Южного таможенного управления по таможенному контролю, а в декабре 2011 года – начальником Сибирского таможенного управления.

В июне 2015 года приказом Федеральной таможенной службы назначен начальником Дальневосточного таможенного управления.

Награжден государственными наградами: благодарностью правительства Российской Федерации (2006 год) и медалью ордена "За заслуги перед  Отечеством" II степени (2009 год). Ведомственные награды - медали "За усердие", "Дмитрий Бибиков", "За службу в таможенных органах" III и III степеней; нагрудный знак "Отличник таможенной службы", "За особые отличия", "10 лет ГТК России", "Ветеран таможенной службы", "За заслуги в развитии спорта", другие награды.

Товарооборот – не в нашу пользу

 - Юрий Михайлович, можно уже подводить итоги внешнеэкономической деятельности 2015 года в зоне ответственности Дальневосточного таможенного управления? Как мы понимаем, динамика особо положительной быть не может?

 - Год был очень тяжелый, и не только для нашего управления. Ситуация в экономике не простая, в России на протяжении последних двух-трех лет внешнеторговый товарооборот падает.

 - Но кризис у нас начался ведь всего год назад?

- Падение товарооборота – процесс, если можно так сказать, естественный. У нас кризис продолжается год, но мировой кризис начался два-три года назад. А раз начался мировой кризис, он неизбежно отразится и на нашем товарообороте. Мы же встроены в единую систему мировой экономики.

Внешнеторговый оборот на Дальнем Востоке изменяется, причем - с отрицательной динамикой. Возьмем 10 месяцев 2015 года и соответствующий период 2014 года. В этом году мы зарегистрировали  179 303 декларации на товары, а за 10 месяцев 2014 года их было зарегистрировано 251 033. Сокращение составило 28,6%. Но количество деклараций не всегда может охарактеризовать количество товаров. По одной декларации можно целое судно с грузом задекларировать, а можно - отдельный предмет. При  этом внешнеторговый оборот составил в этом году 17,5 млрд долларов США, в прошлом за тот же период - 22,4 млрд долларов США. Падение  - 22%, это прилично, пятая часть. Физический объем товарооборота также сократился  - на 7,4%, с 26,3 млн до 24,4 млн тонн.

К сведению: по данным ДВТУ, стоимость экспорта в макрорегионе за 10 месяцев 2015 года составила 8,4 млрд долларов США  - или 48,1% товарооборота, при этом стоимостной объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (8,2 млрд  долларов) увеличился на 2,9 %, физический объем также незначительно вырос - на 1,9% (с 20,3 млн до 20,7 млн тонн).

Стоимость импорта в 2015 году составила 9,1 млрд долларов, стоимостной объем импорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (14,3 млрд долларов) сократился в 1,6 раза, физический объем также сократился в 1,6 раза (с 6 млн до 3,6 млн тонн).

Стоимостной объем экспорта по основным странам-контрагентам распределился следующим образом: Япония – 44,6%, Республика Корея – 27,3%, КНР – 20,6%, прочие страны – 7,5%. Крупнейшими торговыми партнерами Дальнего Востока при импорте выступали: КНР – 43,4% стоимости, Япония – 14,9%, Республика Корея – 11,9%, США – 5,5%. На прочие страны пришлось 24,3% стоимости.

 - Как объяснить такую динамику?

 - Падение импорта в 1,6 раза - очень большое. Может быть, тут несколько причин. Возьмем, к примеру, импорт машин, оборудования, механизмов, который от общей стоимости ввезенного составил 19,6%, здесь снижение по сравнению с 2014 годом – в 1,7 раз. Тоже самое - и по импорту электрических машин, оборудования и их частей (на них приходиться 11,8 % стоимости от общей стоимости ввезенного) - снижение в 1,7 раза. Россия ранее очень активно ввозила различные механизмы, оборудование для заводов. Шла модернизация по всем направлениям. Ввозить эти товары постоянно невозможно, и настал момент, когда в определенной части предприятия "насытились". Вероятно, это тоже повлияло на падение импорта.

Кроме того, существенно сократился ввоз автотранспорта. Например, за 10 месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого объемы ввоза автотранспорта через таможни Приморского края (через которые проходит основной поток импорта автотранспорта) –  сократились в 3,3 раза - с 136,4 тысяч штук до 41,5 тысяч. Ввоз автобусов сократился в 4,6 раза (с 2 504 до 540 штук),  легковых автомобилей – в 3,2 раза (с 125 450 до 38 850 штук), грузовых автомобилей – в 4 раза (с 8 415 до 2 076 штук). Причины этого, я думаю, очевидны.

Не будем забывать и про продовольственное эмбарго – товары, которые активно ввозились в 2014 году, в 2015-м границу уже не пересекают.

Если говорить об экспорте, то стоимостной объем 10 месяцев этого года экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,9 %, физический объем также незначительно вырос - на 1,9%.

При этом экспорт традиционных для Дальнего Востока товаров снизился.  Так экспорт топлива минерального, нефти, нефтепродуктов, которые занимают без малого  половину от всего экспорта по стоимости (49,6%), снизился по сравнению с прошлым годом на 5,2%. Экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и т.п. (22,2% от общей стоимости) упал на 2%. Вывоз древесины и изделий из нее (8,4% от общей стоимости) сократился на 17%.

Рост показателей экспорта за 10 месяцев 2015 года в Дальневосточном регионе обусловлен, в частности, увеличением вывоза сои - физический объем вырос в 16,7 раза, стоимостной - в 20,6 раза.

В целом же номенклатура товаров, составляющая внешнеторговый товарооборот на Дальнем Востоке, особых изменений не претерпела. И торговые партнеры у нас остались прежними, это в основном - Китай, Япония, Южная Корея.

Свободный порт: Таможня дает добро

 - Свободный порт Владивосток сейчас, можно сказать, "владеет умами" всего регионального бизнес-сообщества. Судя по настроению бизнеса, вопросы к таможне – одни из ключевых. У вас уже есть ответы? 

  - Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" - на самом деле, документ интереснейший. Существенная часть документа посвящена деятельности таможенных органов. На сегодняшний день мы разобрались в ситуации и понимаем что и как делать.

Сразу замечу: сейчас часто говорят - "порто-франко". Да, это красиво звучит, но "порто-франко" и Свободный порт Владивосток - совершенно разные вещи! Между прочим, если вспомнить историю, то на "порто-франко" в царское правительство и самому царю-батюшке активно жаловались российские производители, потому что товары завозились на территорию Владивостока абсолютно беспошлинно, а бизнес местных предпринимателей просто рушился.

Сейчас - иная ситуация и иные требования.  Был подготовлен закон от 13 июля 2015 года "О свободном порте Владивосток". Это был первый нормативный документ, который уже вступил в силу, за исключением статьи 22. Эта статья говорит об особенностях осуществления контроля при  пропуске лиц, транспортных средств,  грузов, товаров и животных в свободный порт Владивосток, она вступает в силу с 1 октября 2016 года.

Разработан план-график по внесению изменений в подзаконные и нормативные акты, тоже достаточно весомый документ. На сегодня эти акты разрабатываются. Таможня уже готова работать с конкретными участниками свободного порта, для того, чтобы они осуществляли свою деятельность в полную силу.

К сведению: в целях реализации поручения президента Российской Федерации В.В. Путина от 04 декабря 2014 года, а также расширения интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона подготовлен и вступил в силу с 12 октября 2015 года (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 13 июля 2015 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток". Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации останутся только два контрольных органа: пограничная и таможенная службы. В связи с этим  таможенные органы будут осуществлять в пунктах пропуска в полном объёме санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный контроль, а также ветеринарный надзор. Кроме того, в пунктах пропуска, расположенных на территории Свободного порта, необходимо будет обеспечить круглосуточный режим работы таможенных органов.

 - Согласно реестру резидентов Свободного порта на сайте Корпорации развития Дальнего Востока, к благам льготного режима имеет доступ только один хозсубъект – ООО "Тихоокеанская инвестиционная компания", которая намеревается построить пятизвездочную гостиницу в Славянке. Если не секрет, компания уже взаимодействует с ДВТУ по своему проекту?

- "Тихоокеанская инвестиционная компания" себя ведет очень активно и грамотно. Представители этой компании уже трижды встречались с моим первым заместителем. В ближайшее время мы планируем провести с ними совещание, на котором проговорим все условия контроля за ввозимыми товарами и их использованием, объясним суть контрольных функций, возложенных на таможенные органы по отношению к резидентам Свободного порта.

Наша задача разъяснить, как будет осуществляться таможенный контроль за товарами, транспортными средствами и за техникой, которая будет ввезена из-за рубежа для строительства гостиницы.

 - То есть на площадке в Славянке будет свободная таможенная зона?

 - Готовятся два документа, в которых будут определены порядок учета и контроля товаров в таких зонах. Сейчас мы говорим про одну гостиницу, а когда их будут десятки? Таможенный орган обязан проконтролировать исполнение закона. Скажем, вы строите гостиницу в свободной таможенной зоне, для её строительства вы беспошлинно завозите строительные материалы, технику, оборудование, но эта техника обязана работать только у вас (на строительстве) и материалы должны расходоваться только для строительства заявленного объекта. Таможенные органы должны зафиксировать, сколько техники ввезено и какой конкретно, проследить, чтобы  она не эксплуатировалась за границей таможенной зоны и чтобы по окончании работ ее вывезли обратно за рубеж.

К сведению: ФЗ "О свободном порте Владивосток" предусматривает существенные льготы для резидентов свободного порта. Помимо прочего, резидентам предоставлена возможность ввоза и использования на территории свободного порта иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов. Такие льготы предусмотрены таможенной процедурой свободной таможенной зоны (СТЗ). При этом территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.  Вопросы применения процедуры СТЗ определены соответствующим "Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" от 18 июня 2010 года, а также положениями ст. 23 № 212-ФЗ.

СТЗ - это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны (ОЭЗ) или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Иностранные товары, помещённые под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещённые под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров Таможенного союза. Анализ документов, которые сейчас готовятся к реализации, показывает, что это выгодно, прежде всего, высокотехнологичному бизнесу.

Одни за всех

 - С точки зрения организационных мероприятий, сильно ли изменится работа ДВТУ в связи с режимом Свободного порта?

- Таможенные органы в свободных таможенных зонах берут на себя контроль, о сути которого я уже говорил. Сейчас мы определяемся, нужно ли нам дополнительное количество людей. Весь следующий год нам нужно будет расширяться. Мы будем обучаться тем особенностям контроля, которые сейчас существуют у наших коллег из других контролирующих структур - санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля, а также ветеринарного надзора. Хотя уже на протяжении последних четырех лет мы занимались этой работой – осуществляли документальный контроль подконтрольных товаров. Теперь будем заниматься фактическим. В настоящее время в ДВТУ создается рабочая группа, которая будет контактировать со всеми контролирующими органами, чьи функции в пунктах пропуска предполагается передать таможенным органам.

Важный момент: круглосуточный режим работы пунктов пропуска. Если говорить про морские пункты пропуска, то в Восточном транзит уже работает круглые сутки, во Владивостоке этот вопрос сейчас прорабатывается, при необходимости запустим круглосуточную работу в первом квартале 2016 года. По остальным портам мы также активно работаем.

Автомобильные пункты пропуска сейчас работают не круглосуточно. Дело в том, что на сопредельной  стороне пока не видят необходимости в том, чтобы автомобильные пункты пропуска работали круглосуточно. Соответственно бессмысленно устанавливать такой режим с нашей стороны. Тем не менее, мы прорабатываем этот вопрос – определяемся с количеством людей, ведем переписку с ФТС России, даем свои расчеты. Отмечу, что режим работы автомобильных пунктов пропуска определяет межправительственная комиссия.

Еще одно нововведение в связи с режимом Свободного порта – обязательное предварительное информирование в отношении ввозимых товаров, перемещаемых  всеми видами транспорта. Если товар идет в свободную таможенную зону – он ввозится без декларирования и помещается в СТЗ. Но таможенные органы все это фиксируют.

Также в работу таможни в рамках Свободного порта закладывается принцип "одного окна", когда перевозчик однократно предоставляет всю необходимую информацию, которую из общей базы данных могут получить все заинтересованные контролирующие органы.

1 октября 2016 года вступает в действие упрощенный транзит товаров между зонами Свободного порта, сейчас эта процедура разрабатывается. Предлагается упростить совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Это, безусловно, будет способствовать развитию наших международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

К сведению: соответствии со статьей 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" статья 233 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" дополняется частью 4, согласно которой особенности таможенного транзита иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа, расположенного на территории свободного порта Владивосток, до другого внутреннего таможенного органа, расположенного на территории свободного порта Владивосток, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (то есть ФТС).

 - Насколько известно, недавно руководящий состав ДВТУ сильно обновился. С чем это связано?

 - За последний год в ДВТУ поменялось руководство. Я назначен на должность в июне, заместитель по экономике и заместитель по правовым вопросам были ротированы месяцем раньше. На должности других руководителей также пришли новые люди. Идут кадровые изменения и в таможнях, в том числе самых крупных на Дальнем Востоке – Владивостокской и Находкинской. Сейчас, например, во Владивостокской таможне меняются все начальники таможенных постов, которые связаны с морем. С чем это связано? Наступает новое время, и нужен новый подход.

На то и щука…

 - Ряд экспертов считает, что льготы и преференции СПВ могут пробить изрядную брешь в региональном и федеральном бюджетах. Сократятся налоговые поступления, таможенные платежи, собирать которые – основная обязанность Федеральной таможенной службы. Не боитесь, что показатели ДВТУ упадут?

 - Просчет рисков – это все-таки прерогатива Минвостокразвития, как основного разработчика законов о Свободном порте Владивостока. В мире же аналогичные зоны функционируют и весьма успешно. Там, кстати, очень жесткий режим – территории огорожены, установлены системы видеонаблюдения, контрольно-пропускные пункты. Если у нас в Приморье будет построено какое-то производство, то нужно говорить не о каком-то возможном "ущербе", а, прежде всего, о развитии экономики, о новых рабочих местах. Далее - идет работа на этих предприятиях,  идет отчисление налогов…  Я расцениваю ситуацию именно с такой точки зрения – как гражданин, не как начальник таможенного управления. Но – повторюсь: контрольная функция с таможенных органов не снимается!

  - Сейчас, насколько известно, много вопросов у приморских участников ВЭД вызывает практика определения таможенной стоимости товаров. Идет много судебных разбирательств с таможенными органами. Как вы прокомментируете ситуацию?

- Есть участники внешнеэкономической деятельности, которые ввозят товары (готовые изделия) и заявляют их стоимость на уровне стоимости сырья, из которого эти товары сделаны, или немного выше. Это ненормально! Неважно как импортеры приобрели такой товар, пусть докажут его стоимость документально. Другое дело, что таможенные органы не всегда грамотно работают с такими участниками. Здесь срабатывает человеческий фактор: когда таможенник перегружен большим количеством деклараций, неизбежны ошибки.

Как бы то ни было, но количество корректировок таможенной стоимости  за 10 месяцев текущего года уменьшилось в два раза по сравнению с предыдущим годом. "Откорректировано" товаров на 3 млрд рублей. Таможенников обвиняют, что мы корректируем стоимость только для того, чтобы выполнить показатель по взысканию таможенных платежей. Между тем корректировки составляют 2,3% от 133 млрд рублей, которые ДВТУ перечислило в бюджет за 10 месяцев 2015 года.

Почему стало меньше корректировок? Поменялись наши подходы. Наступает время, когда нужно работать как можно прозрачнее. Сейчас актуально объединение баз данных налоговой и таможенной службы, эта работа ведется еще с прошлого года.  

Но и участники ВЭД стали заявлять реальную либо близкую к реальной стоимость по основному спектру товаров.

Кроме того, таможенные инспекторы стали более критично и внимательно относиться к документам.  Чтобы снизить нагрузку на инспекторов, мы будем проводить в феврале во Владивостокской таможне (у которой самые высокие показатели загруженности людей) усиление блока оформления на значительное количество людей.  Нагрузка будет падать, и, надеюсь, качество работы будет расти.

Кстати, по итогам 2015 года мы будем проводить большую пресс-конференцию в январе 2016-го, и расскажем о судебной практике по корректировкам таможенной стоимости товаров. Сейчас, к слову, наши юристы работают по искам еще 2013-2014 годов. Следующий год покажет, насколько хорошо мы работали в 2015 году.

Между тем,  количество уголовных дел, возбужденных по "нашему профилю" растет. На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал!

 - И как ведут себя отдельные "караси" в этом году?

- За 10 месяцев 2015 года - 253 уголовных дела, за 10 месяцев прошлого года – 202 уголовных дела. В 96% случаев преступления выявлены в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, 80% дел - с конкретными лицами, то есть "поймали за руку". Особое внимание уделяется борьбе с преступлениями, наносящими существенный экономический ущерб государству. Выявлено более 719 млн рублей неуплаченных в бюджет таможенных платежей -  в рамках уголовных дел. Это в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. При этом практически каждое второе преступление связано с занижением таможенной стоимости при декларировании товаров, таких как автотранспорт и запасные части к нему, мясопродукция, стройматериалы.

Наибольший экономический ущерб - 444 млн рублей - нанесен при недекларировании товаров народного потребления и в ходе процедуры ремонта за пределами Евразийского экономического союза морских судов. Ситуация здесь – хрестоматийная: нужно судовладельцу отремонтировать судно – отогнал его в Корею, Китай, а после пересек границу как будто никакого ремонта и не было

 (согласно законодательству РФ, в таком случае судовладелец обязан оплатить таможенные платежи - ред).

В 1,5 раза в этом году возросло число  пресечённых фактов незаконного вывоза  лесоматериалов. Возбуждено 36 уголовных дел - на 9 тысяч кубометров, стоимостью более 70 млн рублей. Около 2-х млн рублей составила сумма уклонения от уплаты таможенных платежей.

Наркотики – 54 преступления с начала года. Это не только так называемая "мелочевка", которая идет в посылках, но и то, что пытаются перевезти через границу. Изъято 83 килограмма, это на 70 килограммов больше, чем в прошлом году, причем это – в основном "синтетика". Также "актуален" невозврат из-за границы валютной выручки –  подложные контракты, многократное завышение стоимости. Выявлено 13,8 млрд рублей незаконно выведенных за пределы России, в прошлом году - 1,1 млрд.

К сведению: по 25 уголовным делам, возбужденным таможнями региона, судами постановлены обвинительные приговоры.

Кроме того, за десять месяцев 2015 года дальневосточными таможнями возбуждено почти 6,9 тысяч дел об административных правонарушениях, из которых почти 60% приходится на наиболее экономически значимые правонарушения, связанные с недекларированием, недостоверным декларированием либо несоблюдением запретов или ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенными органами и судами с начала года вынесено около 5,5 тысяч постановлений о привлечении лиц к административной ответственности.

Таможенная академия дает добро Свободному порту Владивосток и прогнозирует риски

Участники ВЭД приложили руку к пробуксовке электронного декларирования в Приморье - "ЗР"

Штат таможенного поста в порту Владивосток хотят увеличить в связи с "порто-франко"

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia