До розыгрыша КВАРТИРЫ

Пикет на Корабельной Набережной около мемориального комплекса подводной лодки С-56. Фото: РИА PrimaMedia

Тревожное воскресенье 2008-го во Владивостоке: автомобильный бунт

Выступая против повышения таможенных пошлин на японские автомобили, жители региона девять лет назад перекрыли дороги (ХРОНИКА)

Воскресенье, 14 декабря 2008 года стало для Приморья по-настоящему тревожным. В этот день жители региона сплотились как никогда для достижения единой цели — против повышения таможенных пошлин на автомобили. РИА PrimaMedia вспоминает, как тысячи людей девять лет назад перекрыли дороги и впервые встретились с ОМОНом.

Пошлины "ударят" по каждому

Слухи о том, что импорту подержанных "японок" придет конец, ходили по Приморью и всему Дальнему Востоку давно. В ответ это сообщество прилюдно сжигало приобретенную вскладчину раритетную "копейку", а государство давало обратный ход. Но в 2008-м такие фокусы уже не прошли.

14 ноября этого года вступило в силу постановление правительства о повышении пошлин на ввоз так называемых "конструкторов". На что более 500 автолюбителей и свыше тысячи пеших манифестантов ответили акцией протеста, прошедшей под лозунгом "Правый руль – наш выбор". А 9 декабря было подписано очередное постановление — о повышении таможенных пошлин на иномарки старше пяти лет. На это 14 декабря Владивосток, как и другие города России, ответил новой акцией непослушания.

"Может на западе страны это не так болезненно воспринимается, но на Дальнем Востоке это ощутимо затронет каждого второго. Дальний Восток на этот бизнес завязан конкретно – все, начиная от простых мойщиков машин и заканчивая моряками и перекупщиками на Зеленом углу, так или иначе многие зарабатывают на японских машинах", — писали тогда на местных форумах.

О том, что повышение пошлин приведет к огромному количеству безработных и оттоку людей с Дальнего Востока, говорил накануне тех событий лидер Общества защиты автомобилистов Приморья, единоросс, депутат думы Владивостока Дмитрий Пенязь: "Я знаю о массовом сокращении компаний, которые были завязаны на автомобильный бизнес. Таких компаний очень много. Ни один чиновник пока еще просто не представляет, куда устроить этих людей. Если бы все было так просто, то переквалификация уже бы происходила <…> Думаю, что те люди, которые занимались автомобильным бизнесом, имеют какие-то запасы денег, будут переезжать в среднюю часть России, где цены ниже. Дороже жизни, чем на Дальнем Востоке, нет нигде. Уже через 2 недели мы получим, по крайней мере, не меньше 10 тысяч безработных".

Акция непослушания

Такой массовой акции протеста город еще не знал. Началось все с разрешенного властями пикета у лодки С-56 на Корабельной набережной. С импровизированной трибуны все желающие крайне эмоционально высказывают свое мнение о пошлинах, ценах на бензин, и попытках запретить "правый руль". Люди активно ставили подписи под обращением к президенту РФ и возмущались тому, что к ним не вышел никто из представителей власти.

1 из 4

Аэропорт в осаде

После официально разрешенного пикета основная масса протестующих организованной колонной, с зажженными фарами и сигналами двинулась в аэропорт. Прибыв на место, протестующие обнаружили, что въезд в аэропорт блокирован сотрудниками милиции.

"Мы предполагали, что будет много участников, так как, пока готовили акцию, почувствовали большой отклик от людей, нам оказывалась огромная помощь: от раздачи листовок до изготовления баннеров бесплатно. После пикета планировалось, что мы встретимся с автоколоннами из Уссурийска, Находки и других городов и районов Приморья для создания общественной организации в защиту прав автомобилистов. Про эту встречу мало кто знал – мы не стали афишировать информацию заранее, чтобы избежать прессинга на участников из других городов, в том числе со стороны правоохранительных органов. Кстати, до начала акции мы на машине с надписью "Оргкомитет" объезжали центр, чтобы проверить обстановку. И нас остановили сотрудники ГИБДД, но не оштрафовать, а рассказать, как лучше провести мероприятие. Один полицейский даже поделился информацией о том, где стоят посты, — поделилась воспоминаниями одна из организаторов акции против повышения пошлин на иномарки, общественный деятель Анастасия Загоруйко. — Встреча была запланирована на большой поляне недалеко от аэропорта – туда проще попасть из других городов Приморья. Но мы не предполагали насколько много желающих поедет в эту сторону из Владивостока. Вполне возможно, мы на той поляне и встретились бы, но нужный поворот оказался перекрыт сотрудниками ГИБДД, осталась открытой только дорога в аэропорт, туда и поехали".

1 из 6

Начался импровизированный митинг, в котором принимало участие около 2 -3 тысяч человек. Подъездную дорогу митингующие блокировали своими автомобилями прямо напротив милицейского кордона. Машины также стояли по обочинам дороги на несколько километров от аэропорта, что создавало большие неудобства для тех, кто спешил на самолет — автобусы и такси не могли подъехать к аэропорту, и опаздывающим приходилось преодолевать это расстояние пешком, причем с большим количеством вещей. Любопытно, что пассажиры свое недовольство не выражали. Пассажиров и провожающих милиция пропускала в аэропорт беспрепятственно.

1 из 3

Было предпринято несколько попыток прорвать милицейский блок, один раз — с применением автомобиля. Однако сотрудники правоохранительных органов справились с поставленной задачей и не допустили прорыва на территорию аэропорта. Никаких силовых действий в отношении протестующих не предпринималось, спецсредства не применялись. После первой попытки прорыва было вызвано подкрепление — бойцы СОБРа, но до их участия в мероприятии дело не дошло.

1 из 5

Ближе к 17.00, когда основная масса митингующих замерзла и устала, уже прозвучали обращения мэра Владивостока и первого вице-губернатора Приморья, было сформулировано требование: "Мы будем стоять здесь, если надо — будем ночевать, пока не приедет Фетисов или представители центрального телевидения и нас не покажут на всю страну в прямом эфире". Немногие разбирающиеся в политике и телевизионной "кухне" пытались объяснить, что и то и другое в принципе невозможно, но их голоса не были услышаны.

Тем не менее, через некоторое время многие митингующие начали расходиться по машинам под предлогом "погреться". Однако буквально в течении получаса количество припаркованных машин уменьшилось раз в десять. Среди отъезжающих были замечены и инициаторы идеи "ждать до последнего".

В общей сложности аэропорт был блокирован примерно с 14.00 до 21.00 по местному времени.

"Тревожное воскресенье" в городе В.

Но страсти кипели не только вблизи аэропорта, в городской черте тоже было "жарко". Вместо того, чтобы организованно проехать на точку встречи с автомобилистами из других населенных пунктов Приморья в районе Артема, сотни пикетчиков решили требовать к ответу губернатора региона Сергея Дарькина, и по завершению мероприятия на Корабельной набережной направились к зданию администрации Приморского края.

1 из 3

После того, как участники митинга перекрыли движение автотранспорта в центральной части города, к ним вышел первый вице-губернатор Приморья Александр Костенко и сообщил, что глава региона в командировке. Он, как и руководитель Общества защиты автомобилистов края Дмитрий Пенязь, попытался успокоить общественность и призвать их к правопорядку.

Далее митингующие двигались вверх по Океанскому проспекту и остановились у здания городской администрации. Мэр города Игорь Пушкарев к участникам акции вышел и даже согласился с лозунгами о недопущении запрета правого руля и введения каких-либо ограничений на поставку иномарок.

Не дослушав градоначальника, люди организовались в колонну и направились, скандируя лозунги за отмену пошлин, к Некрасовскому путепроводу. Количество митингующих с каждой минутой увеличивалось, к пешим присоединялись автомобилисты.

1 из 4

"Я помню, что люди требовали журналистов, хотели, чтобы их мнение прозвучало по телевизору, но журналистов не было", — вспоминает депутат Законодательного собрания Приморского края Артем Самсонов.

Движение в обе стороны по основной транспортной артерии блокировали на несколько часов.

"В декабре стало по-настоящему холодно, и в городе начались беспорядки. 14-го числа, в годовщину восстания декабристов, горожане перекрыли Некрасовский путепровод — основную магистраль Владивостока. Потом отправились за город и блокировали подъезды к аэропорту. Город встал. От холода восставшие спасались кострами из автомобильных покрышек. В тот день на улицы впервые вышел ОМОН, но это была только репетиция", — пишет в своей книге "Правый руль" известный приморский журналист Василий Авченко.

"Я дошел вместе с колонной митингующих от лодки С-56 почти до остановки "Столетие". Сотрудники полиции во время шествия нам не препятствовали, это был тот момент, когда они были с народом. Они поддерживали нас, говорили, что у них у самих японские автомобили, и им не чужды те интересы, которые мы защищаем. На проспекте 100-лет Владивостоку мы были до темноты, бегали купить себе еду в ближайшие магазины, но там все было раскуплено, — рассказывает депутат городской думы Юрий Кучин. – На душе у всех тогда было и возмущение, и гнев, и праздник. Запомнилось народное единство, я такое видел во Владивостоке в первый раз. Ближе к ночи сотрудники полиции задержали нескольких человек".

Известно, что в ходе масштабной акции протеста автомобилистов, прошедшей во Владивостоке 14 декабря, полиция задержала 15 человек, в отношении которых были составлены административные протоколы по статье 20.18 КоАП РФ — блокирование транспортных коммуникаций.

Напомним, акции протеста против высоких пошлин на иномарки прошли 14 декабря во многих городах России. Тысячи автолюбителей по всей стране перекрыли главные транспортные развязки. Они требовали отменить решение о повышении импортных пошлин на легковые и грузовые автомобили.

14.12.2017

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia