Максим Шпигунов: Потенциал Приморья – в обеспечении российского экспорта

Импортерам можно попробовать использовать свои ресурсы и начать зарабатывать на поставках российских товаров в страны АТР, считает эксперт
Восточный векТОР
Порт. Фото: РИА PrimaMedia

Экспортный потенциал России и Приморского края в условиях девальвации рубля резко вырос. Это проявляется и в сфере маркетинговых исследований, которых стали чаще проводиться в отношении международных рынков. По мнению директора аналитического агентства MARKUS Максима Шпигунова приморским предпринимателям сейчас можно пристально смотреть не только на экспорт товаров и услуг приморского происхождения, но и на то, что у Приморья есть потенциал стать воротами экспорта в АТР и связать российские предприятия (особенно до Урала), и потребителей на азиатском рынке. Именно поэтому тем, кто занимается или занимался импортом из АТР в Россию, стоит внимательно посмотреть на свои ресурсы — связи и контакты в Азии, знания — и начать предлагать свои услуги российским производителям, создавая канал сбыта на азиатских рынках. Подробнее о потенциале Приморья эксперт рассказал в интервью РИА PrimaMedia.

Максим Шпигунов

Максим Шпигунов. Фото: из личного архива

— Максим Геннадьевич, как правило, в условиях девальвации рубля интерес к экспорту у компаний растет. Расскажите, какие сферы бизнеса сейчас наиболее заинтересованы в поставках своей продукции за границу?

— Экспортом сейчасинтересуются представители практически, наверное) любого бизнеса в Приморье. Вся производственная сфера точно, а особенно пищевая промышленность.

Благодаря активным китайским туристам, челнокам и предпринимателям наши товары питания уже широко представлены и продаются в том же Китае, что наряду с растущим импортным запросом Китая формирует спрос на российские продукты питания.

Приморские производители подтверждают, что предложения из Китая о сотрудничестве действительно есть, а некоторые компании наладили поставки. На иностранный рынок вышли, выходят и планируют выйти предприятия, которые добывают дикоросы и делают на их основе продукты. Расширением экспорта занимаются и компании, которые уже много лет поставляют за границу рыбу и морепродукты.

Конечно же, есть потенциал и у лесопромышленных предприятий, особенно в связи с очень сильно растущим спросом на древесное биотопливо. Начали поставки и планируют расширять поставки и предприятия сельского хозяйства края.

Не отстает в желании поставлять свои услуги гостям из других стран и туристическая отрасль края.

— Как соотносятся предложения экспортеров со спросом? Насколько наши товары востребованы?

— Очевидно, что по многим товарным категориям уровень товаров, которые есть у нас на внутреннем рынке, подходит далеко не для всех зарубежных рынков. В этом смысле принято делить экспортные рынки на развитые и развивающиеся. Если мы возьмем АТР, то, к развитым можно отнести Японию, Южную Корею, Сингапур, а к развивающимся – Китай, Вьетнам, и другие.

Разница в том, что на развитых рынках уровень требований к товарам выше, чем на развивающихся. Как правило, более высокие требования связаны с более высоким уровнем конкуренции и государственными стандартами. Зачастую наши товары не подходят по качественным характеристикам, по упаковке, фасовке, потребительским свойствам. А вот на развивающихся рынках наши товары более конкурентоспособны.

В странах АТР есть спрос на многие импортные товары, о чем мы мало знали или задумывались до последнего времени, и были встроены в эту систему международной торговли только по отдельным товарным группам, которые все знают – нефть, лес, ресурсы и товары перерабатывающей промышленности в этих отраслях. На самом деле международная торговля основана на конкретных преимуществах стран, на специализации отдельных регионов, поэтому там всегда есть большой спрос на разные товары, просто его необходимо постоянно изучать.

Один из самых перспективныз рынков для российских товаров – это, конечно, Китай. Во-первых, он большой и растущий, во-вторых, там требования к качественным характеристикам товаров не такие высокие как, например, в Японии, и в третьих, Китай начал стимулировать внутренний спрос, чтобы поддержать темпы роста экономики, и поощрять импорт определенных товаров народного потребления.

При этом надо понимать, что Китай стоит рассматривать как совокупность терртиториальных рынков, которые объединены одной границей и письменностью, но внутри они очень разнородны. Возьмите к примеру Европейский Союз и сравните рынок Германии и рынок Греции. Будут отличаться социокультурные параметры, требования и пожелания к товарам, размеры рынков, доходы потребителей и т.п. Так же и в Китае.

— А какие российские товары представлены на рынке Китая, как это можно отследить? Как понять, насколько заняты ниши, например, товарами пищевой промышленности?

— Существуют у некоторых предпринимателей стереотип – будто Китаю ничего не надо, и у них все есть, и сами все произведут. Но это не так, статистика импорта в Китае подтверждает обратное. На российские товары, в прочем, как и на многие виды зарубежной продукции американо-канадского, европейского происхождения, спрос в КНР большой. Это подтверждает и анализ предложений на интернет-площадках. Больше других изобилует российскими товарами TaoBao.

Интернет-торговля является очень перспективным направлением продаж в КНР. Именно онлайн-рынок динамично развивается в этой стране, что является отличным шансом для российских и приморских экспортеров и торговых компаний наладить каналы сбыта в Китае.

Основная площадка, по количеству китайских потребителей, для онлайн-торговли иностранными товарами в КНР – Tmall Global, которая является подразделением Taobao. На ней размещаются мировые бренды и иностранные торговые компании, для того чтобы продавать напрямую жителям Китая, с очень благоприятными условиями для входа в части сертификации продукции и тарифных барьеров. Сейчас там представлены несколько российских производителей продуктов и косметики.

— Какие существуют препятствия для предпринимателей, которые планируют экспортировать свои товары?

— Для выхода на экспортный рынок препятствия у предпринимателей часто внутренние: особенности мышления, недостаток компетенций, низкая скорость принятия и реализации решений.

Российским предприятиям на азиатском рынке не хватает, конечно, опыта и компетенций ведения международной торговли, понимания потребителей и партнеров. В Приморье недостаток компетентных специалистов, которые понимают, что такое международные рынки и как на них работать, хотя именно у Приморья наибольший потенциал, как у региона, максимально близкого к нашим азиатским соседям – много тех, кто учился и работал за границей.

Недостаток компетенций для экспортной деятельности создает благоприятные условия для формирования института экспортных агентов, которые обладают необходимыми компетенциями, среди которых знание языка и культуры, связями и контактами, пониманием экономических и социокультурных процессов внутри страны. Такой институт был представлен в СССР в качестве внешнеторговых объединений, в частности в Находке работало ВО "Дальинторг", через которое со странами АТР торговали приморские производители.

Стоит отметить, что у многих предприятий Приморья не хватает мощностей, чтобы производить товары и для внутреннего рынка и для того, чтобы делать существенные поставки на экспорт. Поэтому оптимальным решением может стать производство и маркетинг премиального товара, продажа которого позволит заработать не на объемах, а на марже.

— Насколько эффективно будет для предпринимателей Дальнего Востока переориентироваться с импорта на экспорт? Ведь у многих, кто возил товары из Азии – уже есть свои каналы поставок, нужные контакты и понимание рынка.

— Действительно, сейчас интересуются экспортом компании, которые занимались импортом, а из-за низкого курса рубля их объемы продаж снизились. Спрос на продукцию стал резко падать, и встал вопрос о диверсификации. Преимущество, которое есть у этих компаний – "страновые" компетенции. Если импортер занимается поставками, например, из Кореи и Японии, то он может использовать свои ресурсы, в т.ч. компетенции для того, чтобы построить канал продаж в обратную сторону. Эффективно ли переориентироваться? Жизненно необходимо для многих.

Ведь регионы Дальнего Востока были во многом связующим звеном для поставки азиатских товаров в центральную часть России. Таким же звеном Приморье может стать в поставках российских товаров на азиатские рынки. А кто в России знает Азию лучше, чем мы? Этим ресурсом можно и нужно пользоваться.

И в этот процесс экспорта из России может быть сильно вовлечен и транспортно-логистический сектор, и банковская сфера, и услуги для B2B.

— Как можно исследовать зарубежные рынки, как понять, если там спрос на нашу продукцию, как ее адаптировать для экспорта?

— Экспорт в условиях кризиса и девальвации рубля — возможность. Поэтому бизнесу как минимум необходимо обратить на это внимание, а как максимум начать реализовывать. Особенно это касается приморских предпринимателей, потому что рынки сбыта в России от нас удалены достаточно, а зарубежные приближены.

Дело в том, что работа на зарубежном рынке сложнее в силу больших различий между странами связанными с экономическими, политическими, социокультурными и прочими особенностями. Поэтому изучение зарубежного рынка – очень важный вопрос.

Начинают с той информации, которая уже существует и опубликована. По тем же Китаю, Корее и Японии есть масса источников на английском языке, достаточных для того, чтобы сформировать первичное представление о рынке, который Вас интересует. Можно также воспользоваться различными материалами по азиатским странам, которые готовят и публикуют в США, Канаде Австралии и которые предназначены для экспортеров из этих стран – часто эти публикации можно найти в сети Интернет.

Наши аналитические публикации по азиатским странам также появляются, но их пока мало. Также можно анализировать таможенную статистику, причем не только российскую, а зарубежную, и специализированные отраслевые сайты, на которых есть полезная информация. Этого может быть достаточно,чтобы понять есть ли спрос, растет ли он и часто можно понять какие требования предъявляются к товарам.

Инструментами изучения спроса являются и выставки и сайты, на которых предлагаются ваши товары в стране, и специализированные ресурсы, наподобие Alibaba. Ну и конечно можно опрашивать напрямую потребителей в интересущей стране, изучать мнения экспертов из страны ит.п.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Задача аграриев Приморья не только накормить население, но и выйти на экспорт — Ткачев

Тоннами мороженого из Приморья накормят жителей Китая

Дальний Восток теряет доходы от экспорта и импорта — "Золотой Рог"

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia