В социологии есть такая штука – теорема Томаса. Суть ее очень простая: то, что считает истинной большинство населения, становится истиной по своим последствиям. Примерно с этим мы сталкиваемся. Когда я говорю, что кризис в головах, это не означает, что ничего нет и все вокруг супер. Это значит, что основная природа экономического спада сейчас состоит именно в страхе. Основным локомотивом кризиса является шок от резко изменившихся условий игры.
Срабатывает совершенно тривиальный механизм: мне плохо – я боюсь – я перестаю тратить деньги – идет падение торговли (а индекс торговли дает нам, во всяком случае, на Дальнем востоке, основной массив всего)… И дальше по списку.
Вспомнились уже совсем далекие 91-92 годы прошлого столетия. Тот самый период, по отношению к которому мем "лихие 90-е" вполне уместен. Первое ощущение, когда увидел новые ценники в магазине, где внезапно появилось много продуктов, — шок. Я осознал, что моя месячная зарплата соответствует трем килограммам колбасы. Ужас!!! Через три-четыре месяца был уже не ужас, но неприятность. Через полгода – раздражение. Через год-два полная адаптация и вхождение в новую реальность. Правда, меня, да и всех нас предварительно много лет дрессировала советская власть. Но шок был кратковременным, хотя и не слабым.
Сегодня ощущение того, что кризис в головах, не покидает. Я не Глоба и что будет потом, когда..., не знаю. Но пока падение в сравнении с началом 90-х анекдотическое (5-7% в сравнении с 30-40%), а сокращение потребления сходное. Правда, это уже само по себе добавляет радости тем же торговцам. То есть ощущение, что общество в кризисе от того, что ему сказали, что оно в кризисе. Его шок усиливается в связи с тем, что оно узнало, что у него шок. Плюс ко всему, многолетняя халява привела к частичной утрате навыков адаптации. Бывает. Не страшно. Все вспомнится. Это, как кататься на велосипеде. Крутанул педаль, а дальше само поехало.