Закон "О промышленной политике в Приморском крае" нужно доработать - Алексей Дешпет

Необходимо предоставить преференции приморским производителям, считает руководитель промышленного комитета ПРО ООО "Деловая Россия"
Алексей Дешпет. Фото: Предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"

Закон "О промышленной политике в Приморском крае", принятый 5 февраля 2016 года, вне всякого сомнения, жизненно необходим для региона. Но, к сожалению, он не в полной мере отражает интересы производственного сектора региональной экономики. О том, чего ждет от закона приморское бизнес-сообщество, рассуждает руководитель промышленного комитета Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Алексей Дешпет в рубрике "Авторская колонка" РИА PrimaMedia.

— Закон "О промышленной политике в Приморском крае" в текущей кризисной ситуации, вне всякого сомнения, жизненно необходим для региона. Но, к сожалению, он не в полной мере насыщен нормативными положениями, направленными на здравый лоббизм интересов региональных производителей, протекционизм приморского обрабатывающего и производственного сектора.

Возможно, это связано с опасением вызвать недовольство федерального центра самостоятельностью и смелостью решений. Но тут следует заметить, что в отличие от потенциально опасной самостоятельной региональной внешней и внутренней политики, самостоятельная региональная экономическая и тем более промышленная политика просто необходимы, и самому региону, и государству в целом. Это обусловлено, прежде всего, неравномерным экономическим развитием территории России. Низкая плотность населения, огромные расстояния, самые высокие энерготарифы, удаленность от источников сырья делают промышленность Дальнего Востока в целом и Приморского края в частности просто неконкурентоспособной, даже в рамках регионального потребления, не говоря о рынке России, а тем более о рынках сопредельных азиатских государств, где доля расходов в себестоимости продукции гораздо ниже.

Как можно было ожидать, основные цели и принципы регионального закона копируют федеральный закон №488 ФЗ.

Однако, думается, краевые законодатели абсолютно напрасно не уделили внимание 3-му пункту статьи 4 "Цели, задачи и принципы промышленной политики" закона, в котором говорится о том, что одной из целей промышленной политики является "обеспечение обороны страны и безопасности государства".

А ведь поддержка региональной промышленности на приграничной территории, по сути, относится к разряду "обеспечения обороны страны и безопасности государства", как минимум экономической и ресурсной самостоятельности. Имея ближайшими соседями крупные азиатские государства с большим количеством населения, которые развиваются более высокими темпами чем регионы Дальнего Востока, нужно делать ставку именно на развитие промышленности как на базис всей региональной экономики.

Есть и другие моменты, которыми, на взгляд промышленного комитета Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", следует дополнить вновь принятый "Закон о промышленной политике Приморского края". О чем, прежде всего, идет речь?

В первую очередь о преференциях для субъектов деятельности в сфере промышленности – резидентов Приморского края при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на территории Приморского края.

Преференции для Приморских производителей помогли бы избежать многочисленных, противоречащих здравому смыслу ситуаций, когда Приморские производители теряют контракты из-за демпингующих организациям из других регионов России.

Одна из самых общественно резонансных ситуаций последнего времени — это поставка новогодних подарков, когда вместо качественной, известной всем приморцам продукции "Приморского кондитера" дети краевого центра получили сладости никому не известного производителя из города Златоуста. И таких примеров множество.

Кстати, основополагающий закон "О промышленной политике в Российской Федерации" прямо говорит о возможности принятия решений о преференциях для субъектов деятельности в сфере промышленности – резидентов субъектов РФ региональными законами этих субъектов (статья 9 "Меры стимулирования деятельности в сфере промышленности"). Соответственно, было бы логично, если региональный законодатель выработает соответствующие критерии по протекционизму региональных производителей.

Предвидя гневные реплики об ограничении конкуренции, обращаю внимание читателей на условность понятия "свободной конкуренции" в мировой практике и даже навязывание данного понятия в целях продавливания экономических интересов многих государств – чего стоит, к примеру, ограничение со стороны Евросоюза для стран бывшего социалистического блока на собственное производство сельхозпродукции ради сбыта сельхоз продукции Германии и США.

Потому и мы должны учитывать соответствующую "западную" практику – в своих национальных интересах.

Методологическую базу обоснования "свободной конкуренции" составляет вывод "о теоретической способности рынка к совершенной конкуренции к формированию эффективной структуры производства под влиянием внутренних движущих сил". Однако при этом не учитываются ни фактор времени, ни дифференциация экономического развития территорий, ни острота социальных проблем в период глубокого экономического спада, ни задачи формирования структуры производства, обеспечивающей геополитическую стабильность территории.

Отмечу сразу, что мы не являемся сторонниками тотальной системы государственного планирования. Но так как, перефразирую, "на базе экономики формируется политика", самый худший вариант для государства — это крайние состояния – полный контроль или анархия, отсутствие любого контроля.

Контроль должен быть в здравых логичных рамках, именно это мы и предлагаем.

Кстати говоря, среди приморских законодателей все-таки отчасти присутствует понимание данной проблемы, и в региональном законе была сделана попытка реализовать идею поддержки приморского производителя (статья 8 пункт 1: "стимулирование спроса на инновационную продукцию в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Приморского края"). К сожалению, это касается только товаров "научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности" (и те же конфеты и многие другие категории промышленных товаров под это никак не подведешь).

Тем не менее, начало процесса по поддержке субъектов деятельности в промышленной сфере – резидентов Приморского края, пусть косвенно, но заложено. "Деловая Россия" считает, что в этом направлении надо продолжать диалог с региональной властью, добиваясь доработки закона по обозначенным направлениям, а именно: доказывать необходимость принятия неординарных региональных законодательных актов, поддерживающих региональную промышленность.

Мы, "Деловая Россия", как ведущая организация российского и приморского бизнеса, в настоящее время анализируем ситуацию, обобщаем опыт приморских промышленников и предпринимателей в рамках реализации данного закона. По сути, данная ситуация – свидетельство того, что приморскому бизнесу нужно более активно участвовать в процессе принятия органами власти решений, касающихся экономики, – тогда подобных недоработок явно будет меньше.

Справка. Промышленная политика — комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Промышленное производство (промышленность) — определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Алексей Дешпет — мнение на PrimaMedia: Плохая уборка снега и льда — прямой удар по бизнесу

"Трех китов" роста инвестпривлекательности Приморья назвал лидер приморских делороссов

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia