Путь бизнес-леди: как Надежда Ткаченко завоевала ювелирный рынок Дальнего Востока

Гендиректор сети магазинов "Золотой Ажур" раскрывает секреты на PrimaMedia (ВИДЕО)
Секреты бизнеса
Надежда Ткаченко. Фото: РИА PrimaMedia

На ювелирном рынке России сегодня сложилась непростая ситуация. За год цены на украшения выросли вдвое. Чтобы выжить в кризис, сети сокращают закупку импортного товара, увеличивают количество серебра на прилавках, а некоторые компании прибегают к кардинальным мерам, закрывая точки продаж. О том, что происходит с ювелирными магазинами в Приморье и спасает ли региональный рынок нескончаемый поток азиатских туристов, в рамках проекта "Секреты бизнеса" на PrimaMedia корр. агентства Инна Холина беседует с генеральным директором ООО "Минерал-1 (ювелирные магазины "Золотой Ажур") и главой дальневосточного представительства клуба "Российская ювелирная торговля" Надеждой Ткаченко.

Интервью в ресторане Selfie

Интервью в ресторане Selfie. Фото: РИА PrimaMedia

— Надежда Геннадьевна, начнем с Вашей истории. Как случилось, что учитель физики и математики оказался в торговле?

— Это лихие 90-е, когда было очень сложно с зарплатой, проблемно с продуктами. Поэтому я решила уйти в бизнес, как и многие в то время. Ушла рискнула, ни о чем не пожалела. До сих пор работаю, и мне это нравится. Когда мне было 16 лет, я приехала поступать в Институт советской торговли во Владивостоке, тогда еще он так назывался. Посмотрела, как одеты дочки товароведов, директоров магазинов, директоров рынка и подумала, что мне простой советской девушке, наверное, будет здесь тяжело, развернулась и сдала документы на физмат, но все равно, понимаете, вернулась туда, куда хотела поступать изначально.

— А почему именно ювелирные магазины?

— На начале эпохи бизнеса я занималась всем: торговала обувью, бельем, косметикой. А косметику я брала на русском заводе "Русские самоцветы", который находится в Екатеринбурге. Сейчас он называется "Черный жемчуг". Однажды оказавшись на улице, где находилась первая гранильная фабрика, которую основала Екатерина II, я подумала: "Господи, какая красота! Я мучаюсь с этими контейнерами, ящиками, коробками, а ну-ка дай-ка я зайду на ювелирный завод, может быть у меня получится торговать ювелирными украшениями". Мы поговорили с начальником отдела сбыта, поняли друг друга, и я стала от товаров народного потребления уходить в сторону ювелирной продукции. Сначала один прилавок, потом два, три, а следом открыла первый магазин.

— Сначала вы занимались оптовой продажей, а только потом перешли к рознице. Почему?

— Совершенно верно, сначала я открыла оптовую компанию. Первым моим покупателем был наш старый ГУМ, но так как, товара давала все больше, а денег в ответ получала меньше, то решила, что буду этим заниматься сама.

Открыла первый магазин во Владивостоке, через несколько лет — в Уссурийске. А в прошлом году, когда все кричали: "Кризис, все плохо!", мы открыли свой третий ювелирный магазин.

— В современных реалиях открытие новой торговой точки воспринимается, как "вау!" По-другому никак. Кризис оказался не помехой, а возможностью?

— Да. А так как я еще являюсь главой клуба Российской ювелирной торговли по Дальнему Востоку, то скажу, что сейчас дела идут не очень хорошо. Но я всегда говорила, что нужно просто работать! Кризис он же просто в голове. У иероглифа кризиса по фэн-шую есть два значения: для одних — это конец, а для других, таких как я, наверное, это просто начало пути.

Да, тяжело, да, трудно, но именно в такое время нужно открывать новые торговые точки, заключать новые контракты, договора, прорабатывать в своей голове новые проекты и двигаться вперед. И все получится!

— Магазины "Золотой ажур" существует на рынке больше 20 лет, за это время одним из ваших конкурентных преимуществ оставался широкий ассортимент отечественных украшений. Но импорт у вас все равно присутствовал, не так ли?

— Изначально, когда я открывалась, у меня почему-то знакомство проходило именно с директорами российских ювелирных заводов. В этом всегда был приоритет. Порядка 80-90% ювелирной продукции в моих магазинах из золота, с драгоценными камнями, сувениры из натурального камня, янтарь, столовая посуда — это, в основном, продукция российских заводов. А вот украшения из серебра, порядка 10%, импортного производства. Работаем с оптовыми компаниями, которые находятся на российском рынке и возят Гонконг, Италию, Израиль.

— Действительно ли наш потребитель больше доверяет отечественному производителю? Замечали ли вы такую тенденцию? И спрашивают ли клиенты чье производство?

— Обязательно. Со времен Советского Союза существует ряд заводов, которые великолепно работают и сейчас. Они сохранили свои технологии, опыт, имя. Например, завод "Русские самоцветы", который находится в Санкт-Петербурге. Он всегда работал и работает сейчас на традициях известного ювелира. Заводу уже 110 лет. Также Московский экспериментальный ювелирный завод, который находится в Москве. Прошу не путать с Московским ювелирным заводом, колоссальная реклама которого идет сейчас, а он торгует только тайским товаром, а сам ничего не производит. Московский экспериментальный ювелирный завод делает великолепные ювелирные украшения только с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами. В этом году мы будем праздновать — заводу 90 лет. 90 лет традиций!

Однажды, у нас возникло некое непонимание с менеджером завода, и мы около 6 лет не работали. Но после коммерческий директор сказала: "Надя, давайте работать снова, потому что в Приморском крае и на Дальнем Востоке мы ни с кем не работаем, и это — наша потеря". Когда мы снова стали работать, люди с восторгом это восприняли. Стоит отметить, что этот завод в основном работает в высокопробном золоте — в 750-й пробе.

Надежда Ткаченко

Надежда Ткаченко. Фото: РИА PrimaMedia

— А если говорить о ценах на ювелирные изделия, насколько произошло подорожание, действительно ли в два раза? Как вы ощутили это на себе за последний год?

— В сегменте продажи золота цены увеличились в два раза. Раньше мы торговали по цене 2,2 тысячи рублей. В январе, когда золото, доллар, алмазы и полудрагоценные камни очень сильно подорожали, мы стали получать бескаменное золото уже по 4,2 тысячи рублей за грамм. На 2 тысячи рублей произошло подорожание. Бриллианты подорожали примерно на 20%. Некоторые производители тоже в два раза повысили цены на изделия с бриллиантами. Ну а цена на эксклюзивные изделия всегда была заоблачная и договорная.

Рубины и сапфиры в РФ не добываются, мы их закупаем за границей. Более того, только наши заводы делают из них ювелирные украшения. Малышевский рудник начал свою работу после того, как Калининградский янтарный комбинат купил его, а этот рудник не работал порядка 12-ти лет. Я благодарна президенту, который не разрешил продать этот рудник американцам, потому что там залегают шикарного качества уральские изумруды, плюс в этой жиле находятся редчайшие в мире александриты и гранаты. Сейчас снова идет восстановление рудника, уже идет добыча изумрудов.

Как было на рынке: очень многие заводы позиционировали себя, как производителей. На самом деле они закупали ювелирные изделия в Гонконге, Израиле, Италии, в Таиланде и в других странах с дешевой рабочей силой, а клеймили в России.

Когда доллар "бабахнул" и вырос в цене в два раза, такая работа стала невыгодной. Как следствие, эти заводы закрылись.

Кризис ударил их бизнес, но для наших российских производителей эта, казалось бы, такая отрицательная характеристика, как высокий доллар, очистил рынок от поставок импортных изделий.

Мы получаем сегодня импортные изделия, но в серебре. Во-первых, серебро дешевле даже на импортном рынке, во-вторых, эти оптовые компании, возят этот товар вагонами и распределяют по всей стране. Поэтому цена все равно остается конкурентоспособной. Сегодня торговым точкам торговать 100% импортными изделиями стало совершенно невыгодно, потому что цена стала катастрофически высокой.

— Как вы можете оценить ювелирный рынок Приморья с точки зрения распространения брака и подделки? Как часто предприниматели прибегают к такому? Отслеживаете ли вы это?

— Чем больше кризис развивается, тем больше на рынок вываливается подделок и контрафактной продукции. Это закономерно.

Порядка 12-ти лет Пробирная инспекция РФ не имела права проверять торговые точки, но с 1 января 2016, торговые точки снова начнут проверять по любой жалобе любого покупателя. Раньше инспекция могла проверять, но только по заявлению покупателя в прокуратуру. Штрафы огромные, штрафы просто колоссальные. Поэтому сейчас, бизнесом рисковать не стоит.

Мы уже заметили тенденцию сокращения торговых точек. Я думаю, в первую очередь закрывают не те предприниматели, которые не могут сегодня работать, в так называемой кризисной обстановке, а закрываются те точки, которые шалят и занимаются контрабандой. Вот мы год назад открыли торговую точку, а рядом с нами было три ювелирных магазина. В январе два из них закрылось. С другой стороны, это говорит о том, что с нами трудно конкурировать. У нас российские производители, качественные изделия, широкий ассортимент. У нас самая лучшая цена не только на приморском рынке, но и в РФ за счет маленькой наценки. Мы работаем за счет товарооборота, у нас выученный и вышколенный персонал. У нас красиво, чисто, у нас специализированная выставка.

Закрываются, наверное, не потому что не могут работать, а потому что рыльце в пушку.

Как профессионал я это вижу. Если зайду в ювелирную торговую точку, не важно, этого города, в Москве или в Санкт-Петербурге, всегда понимаю, чем люди торгуют, какой это товар, какое у него качество. Конечно, 22 года — это опыт, и, как говорится, его не пропьешь, поэтому я сразу понимаю покупателей или нет.

Мы же можем пойти в любой гастроном и тоже натолкнуться на некачественные конфеты, колбасу и т.д. Это в принципе болезнь всей торговли. Покупателю нужно быть бдительным, не вестись на "-40%", "-50%", "-70%". Нужно понимать, что там, где огромные скидки — там просто хотят вам продать непонятно что.

— Идти в специализированный, проверенный магазин — это единственный выход?

— Совершенно верно. Я советую покупать только в таких магазинах. Стоит помнить, что каждый магазин обязан иметь в своем арсенале ювелирные весы и десятикратную лупу. Предприниматели, которые занимаются ювелирной торговлей, должны быть людьми глубоко порядочными и не заниматься продажей контрафактных изделий. Заниматься такой торговлей — это просто себе дороже. Столько лет зарабатывать имя и в одночасье получить негатив от покупателей — это, мне кажется, чревато. Можно лишиться всего бизнеса.

Сейчас очень многие делают так: скупают у населения по 1 тысячи рублей за грамм б/у изделия, чистят, моют и тут же выставляют их на прилавки.

Я никогда не советую покупателям покупать в таких магазинах, где идет сдача ювелирных изделий на лом. Понимаете, денег купить новые ювелирные изделия нет, а кредиты сегодня дорогие. Поэтому так магазины шалят.

Пробирный надзор находится в Хабаровске. Есть Дальневосточная пробирная инспекция РФ, которая находится во Владивостоке. Если у вас есть какие-то сомнения, вы всегда можете обратиться. Там же находится геммологическая экспертиза, где вы можете проверить камни. В пробирной инспекции вы можете проверить золото и серебро: ту ли пробу вам продали, а в геммологической экспертизе вы можете проверить камни, и помним об этом, что сертификатом на ювелирное изделие является бирка настоящего завода изготовителя. Причем бирка должна быть опломбирована, на ювелирном изделии всегда должно стоять клеймо соответствующей пробы данного ювелирного изделия и клеймо завода-изготовителя, кто произвел эту продукцию.

Инна Холина

Инна Холина. Фото: РИА PrimaMedia

— Вернемся к вопросу о конкуренции, который мы уже затронули. Кто для вас основные конкуренты на дальневосточном рынке?

— Понимаете, жить без конкурентов — это плохо, потому что конкуренты заставляют собраться, подстегивают. Они нужны. Если ты все время один продаешь, продаешь, продаешь, то ты не видишь свои минусы. Когда есть конкуренты думаешь: "Боже! Да как у них! Нет, хорошо, что у меня лучше, а буду делать еще лучше, буду стараться еще больше". А так в принципе — есть и есть, мы их, если честно, не замечаем, потому что все равно по ассортименту, цене, уровню продаж, по высокой квалификации наших продавцов нас просто невозможно перепрыгнуть.

— Платежеспособность населения снизилась за последний год-полтора, вы это на себе ощущаете? Стали ли меньше покупать ювелирные украшения в Приморье?

— Вы знаете, юбилеи, свадьбы будут всегда. У меня очень много приятельниц, которые являются начальниками отделов загса. Они говорят, как кризис — свадеб просто взрыв! Все женятся, наверно девушки не могут просто выжить сами и поэтому ищут себе мужскую половинку. Хоть круглосуточно работай и даже без выходных. А если бум свадеб — что покупают? Обручальные кольца! Иконы родители покупают, посуду для молодоженов, а потом, чтобы сделать предложение — что нужно подарить?! Помолвочное кольцо! А раз много свадеб – рождается много детишек! А раз детишки рождаются — крестильные крестики, цепочки к ним, погремушки серебряные, ложечки серебряные. Юбилеи. Все, что угодно.

Даже если вы сегодня зарабатывали 50 тысяч, а завтра зарплату убрали, и вы стали зарабатывать 30, есть выход. Если вы покупали изделия с бриллиантами, то теперь вы можете себе позволить изделия с полудрагоценными камнями. Если вы покупали изделия с полудрагоценными камнями, то сегодня вы можете себя побаловать любыми изделиями из серебра, с натуральными камнями, с синтетическими. Тем более сейчас серебро стали наши производители делать родированное, оно не отличается от белого золота. Изделия наши производители стали делать, модные, стильные, красивые, продвинутые, яркие, сочные, все родируют, все блестит, все сверкает, поэтому очень тяжело себе отказать в такой красоте.

— Недостатка в спросе у вас нет?

— Нет.

Если у кого-то убыло, он ложится на диван и плачет: "Премию убрали, зарплату снизили, или вообще сократили". А другой человек идет на вторую, на третью работу, чтобы зарабатывать больше. А если больше зарабатываешь, то конечно можешь себе позволить больше тратить на себя любимого.

Надежда Ткаченко

Надежда Ткаченко. Фото: РИА PrimaMedia

— Но проблема рынка не только в возросших ценах. Из года в год предложение не меняется: ассортимент остается однообразным, что не может не сказываться на продажах. Так ли это? Согласны, что рынок ювелирных изделий в России достаточно консервативный?

— Вы знаете, абсолютно с вами согласна.

Продвинутых, модных, стильных городов в России очень мало. Их буквально пятерка — это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток и Сочи.

Вот пятерка самых модных, самых стильных, самых продвинутых городов. Все остальные города, я в них и была, и у нас есть оттуда производители, но это вот, как вы говорите: "20 лет делают одно колечко и еще 50 лет наверное будут делать", а Владивосток уже это колечко не хочет, он хочет что-то новое, модное, стильное интересное.

Сегодня моду диктует не Италия и не Франция, а Шанхай, Гонконг, Пекин и т.д.

— В последние полтора года произошел существенный рост турпоток из стран Азии, преимущество КНР, в Приморье. Туристы скупают в безумном количестве ювелирные украшения. Вы наверняка ощутили это на себе. Может у вас есть интересные истории на этот счет?

— Слава Богу, что мы живем во Владивостоке! Близость границы спасает не только ювелирный бизнес, а также все отрасли, которые связаны с туризмом. Ювелирным магазинам, конечно, очень хорошо. Что такое китайский рынок ювелирных изделий — это в основном белое золото или желтое золото, которое можно смять в руке, белые камни и изделия из нефрита — их национального камня. Этот выбор ювелирных изделий в Китае надоел уже самим китайцам.

Российские ювелирные изделия им нравятся. Им нравится наш дизайн, цветовая палитра, у нас даже золото сегодня продается в 12 расцветках, есть разнообразие цветовой гаммы ювелирных вставок. Китайские туристы обожают изделия из натурального янтаря, из натурального турмалина, из агатов, из яшмы. Они покупают серебряную посуду.

Наши магазины туристы любят за честность. Мы всегда объясняем — этот коралл натуральный, у него такая стоимость, а этот коралл прессованный — у него такая стоимость, а это просто красная пластмасса — такая стоимость. Сам курьез заключается в том, что, приходя в наш магазин, китайские туристы говорят: "Да, настоящий государственный магазин". Более того, у нас каждый продавец говорит по-китайски в пределах продаж. Это обязательное условие при поступлении на работу.

А каждое лето мне предлагают выйти замуж. То в Шанхай уехать, то в Гонконг, то в Пекин. Я всегда улыбаюсь, радуюсь, разговариваю по-китайски, что они говорят: "Все, я на тебе женюсь!".

1 из 3

— А правда что одна группа азиатских туристов может сразу несколько килограммов золота купить?

— Про килограммы золота — вранье, а если в янтаре — могут. Туристы КНР действительно покупают чаще не одно украшение, а сразу несколько. Например, китайские бизнесмены, как правило, приобретают подарки для своих сотрудниц. Он может купить каждой по цепочке и каждой по подвеске.

— Не секрет, что туриста легко обмануть… Знаете ли вы о случаях, когда китайцы скупали свое же золото, думая, что покупают российское?

— Такое случается. Покупают по бешеной цене и не золото вовсе. А потом происходит скандал. Потому что еще остались непорядочные предприниматели.

— Как вы считаете, обязательно ли турбизнесу Приморья говорить по-китайски?

— Дело в том, что заговорить надо не только по-китайски, нужно разговаривать по-английски, по-корейски, по-японски. Состоятельные и образованные туристы, живущие в городах миллионниках, все говорят по-английски. Все!

— А есть ли у Вас интерес к рынку Китая? Может быть, в планах вашей компании выход на рынок Поднебесной?

— У нас было такое желание, но без таможенного поста по драгоценным металлам и камням мы это сделать не можем, поэтому сейчас лоббируем этот вопрос. Открытие таможенного поста по драгоценным металлам и камням необходимо Владивостоку. Нам поможет то, что господин Трутнев, решил открыть здесь алмазную биржу, ведь это без таможенного поста сделать невозможно. Например, приезжают индусы или китайцы, покупают алмазы, а ввозить что, через Москву будут? Это бред сумасшедшего!

Это просто совершенная не дальновидная политика, когда имея под боком Якутию и добычу алмазов "Алросы", мы не имеем алмазной биржи в Дальневосточном федеральном округе. Она должна быть именно во Владивостоке, потому что здесь порт, поезда, самолеты — чем хочешь, тем и вывози.

Из Якутии можно вывезти только самолетом. Вывозить алмазы, имея один таможенный пост в Москве, огромная проблема. Многие компании хотят заниматься экспортом российских ювелирных изделий, а один таможенный пост тормозит это. Постов раньше было три: в Санкт-Петербурге, в Москве, в Екатеринбурге. Во Владивостоке он был лет 15 назад, но его закрыли. Я сама лично вывозила через этот пост товары на выставки

Надежда Ткаченко

Надежда Ткаченко. Фото: РИА PrimaMedia

— Ювелирные украшения во все времена являлись признаком статуса и обеспеченности, а на сегодняшний день являются также вложением средств. Стоит ли расценивать покупку ювелирных изделий как инвестирование?

— Однозначно. Есть такая история: одной женщине за рождение третьего ребенка было подарено кольцо в 1 карат. Стоило оно 18 лет назад 6 тысяч долларов. Сегодня это кольцо стоит 16 тысячдолларов. Инвестирование — конечно!

Теперь открою вам еще один секрет, что через 50 лет ни золота, ни алмазов, ни полудрагоценных камней добываться не будет. Потому что все запасы истощаются. 50% добычи золота идет на промышленность, любой сотовый телефон, любой гаджет, космическая ракета, самолет, автомобиль — у всех припой из драгоценных камней — это золото, серебро, палладий, родий, платина. Драгоценные металлы на земле истощаются. Также произойдет и с алмазами, и с изумрудами, и с рубинами. Когда-то все эти запасы кончатся.

Через 50 лет все люди, которые имеют ювелирные украшения, будут самыми богатыми на земле!

Давайте решим задачку: у нас с вами есть шикарный дорогой Мазератти, у нас с вами есть шуба из шиншиллы, есть особняк за 100 млн долларов, и у нас с вами есть килограммовый слиток золота. Мы все это сожжем. От Мазератти останется — груда обожженного железа, от шубы останется только пепел, от особняка за 100 тоже останется груда пепла и камней, а от слитка золота, как вы думаете, что останется? Слиток золота! Если мы его переплавим, просто будет переплавленный слиток золота и у него будет та же цена на сегодняшний курс тройской унции Лондонской биржи.

На начало моей деятельности цена золота в ломбарде составляла 90 рублей за грамм. Сегодня это стоимость выросла до 1,8 тысячи рублей за грамм.

— А какие ювелирные украшения приходятся вам по вкусу? Покупаете только у тех заводов, с которыми работаете?

— Я люблю интересные эксклюзивные, но не всегда дорогие украшения. Безумно дорогие изделия не могу себе позволить. У меня большая семья, много детей, всех нужно поднять, выучить.

Недавнее мое приобретение – кольцо янтарем. 20 лет я просила заводы, чтобы они сделали мне кольцо из куска натурального янтаря, и компания из Ижевска сделала. Его презентовали на выставке, все директора заводов спрашивали: "Надя, ну покажи это кольцо, о котором уже просто ходит какая-то легенда". У него не бешеная стоимость, но оно уникально тем, что единственное во всем мире.

Я покупаю украшения очень редко. У меня их уже достаточно… У меня не 20 рук и не 50 ушей, все не наденешь.

А бывает, ты надеваешь натуральные рубины и тебе говорят: "Надя, ну что, кроме вот этих вот искусственных красных камней, ты ничего не могла надеть?". Ну что тут скажешь?

Людей, которые понимают ценность, натуральность и красоту ювелирных украшений — немного. Чаще люди смотрят на бриллианты, говоря: "Какие красивые у тебя фианиты!". Надо обладать вкусом, знанием, чтобы отличить хорошее ювелирное украшение, качественное, эксклюзивное от ширпотреба и подделки.

— Друзьям или родственникам часто дарите ювелирные украшения?

— Я дарю только ювелирные украшения, не дарю ничего больше, потому что цена сегодня в наших магазинах от 79 рублей, поэтому я могу позволить дарить только ювелирные украшения.

— А что можно купить за такие деньги?

— 79 рублей стоит ложечка-загребушка, которую нужно обязательно носить в портмоне или кошельке, чтобы ваше финансовое благополучие все время увеличивалось. Ложечка, залегай в кармашки, больше денежек загребай. Она так и называется "денежная ложечка" или "ложечка-загребушка на удачу денег".

Я в своем кошельке ношу лопатку серебряную, там написано "греби деньги лопатой", у меня же есть янтарная мышка, которая бегает по углам в кошелечке и загребает денежки, и я же еще каждый год покупаю себе серебряную монетку, она называется "монета на удачу".

В этом году я купила себе монетку года красной обезьяны. За 12 лет можно собрать всю коллекцию, пока год меняется, ты эту монетку кладешь и весь год у тебя удача, успех, любовь, бизнес, здоровье. В принципе, я думаю, самое главное в это верить!

— Вот ведь секрет успешного бизнеса!

— Да, конечно! Самое главное хорошо работать и в это верить. Многие думают: "Такой красивый магазин, вот ей все с неба досталось!" Не досталось! Это все потом и кровью. За 22 года я в отпуске была всего четыре раза, я все время на работе. Отдыхаю один день в неделю.

Я все время на работе, потому что когда ты стоишь у руля бизнеса сам, ты за всем следишь, придумываешь все пиар-акции, рекламные кампании, бонусы для любимых покупателей. Это работает, когда в это вкладываешь душу. Я — трудоголик, мне это нравится!

Справка: ООО "Минерал—1" (сеть ювелирных магазинов "Золотой Ажур") создано в 1991 году как предприятие по оптовой торговле ювелирными изделиями. Через несколько лет — 27 июля 1996 года — компания открывает первый ювелирный магазин во Владивостоке, а 12 августа 1999 года — и в городе Уссурийске Приморского края, в феврале 2015 – третий магазин во Владивостоке. В их ассортименте — широкий выбор ювелирных украшений, коллекции часов, сувенирная продукция как отечественного, так и импортного производства. Среди партнеров компании — крупнейшие производители ювелирных изделий. Только в России "Минерал—1" насчитывает более 200 поставщиков. Предприятие является официальным дилером Костромского ювелирного завода а также имеет сертификат, подтверждающий право торговать ювелирными изделиями старейшего в России завода "Бронницкий ювелир".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Директор "Билайн Приморье": Управление бизнесом без понимания основ — порочная практика

Сеть "Додо Пицца": работа в шести странах, стратегия Мао Цзэдуна и "битва" за Владивосток

Бизнес на бороде: 17 проданных франшиз, или как барбершоп из Владивостока покоряет Россию

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia