Лекторий PrimaMedia: путь президента России на Восток - путь Креста и Евангелия

Доктор социологических наук Игорь Романов - о том, почему Россия на ДВ обречена продолжать политику Российской Империи
Прибытие эскадры под флагом цесаревича во Владивосток (рисунок Н.Н. Каразина). . Фото: из книги Э.Э. Ухтомского "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича"

Визит Цесаревича Николая Романова во Владивосток в 1891 году – это исторический момент, последствия которого до сих пор ощутимы на приморской земле. Более того, известное Восточное путешествие оказало колоссальное влияние на информационную и аналитическую среду, формирующую международную политику России. Об этом в ходе недавнего круглого стола в библиотеке ДВФУ, посвященного 125-летию посещения Цесаревичем Николаем Романовым Владивостока и Южно-Уссурийского края, рассказал ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (Москва), доктор социологических наук Игорь Романов. РИА PrimaMedia публикует избранные фрагменты из доклада ученого "Христианская миссия России и визит Цесаревича во Владивосток".

— 25 мая (или 11 мая по старому стилю), цесаревич подходит к Владивостоку, видит наш прекрасный город в легком тумане. Очень живое впечатление в своих дневниках передает цесаревич, он чувствует себя на родной земле и говорит, что приятно после стольких плаваний, после длительного путешествия (а прошли они 51 тысячу верст и половину по воде) оказаться на русской земле. Город Владивосток, означающий "Владеть Востоком", он чувствует родиной. Высокий восторженный стиль в его дневнике 11-дневного пребывания во Владивостоке. Через годы стиль дневника изменился, что связано с колоссальной государственной ответственностью, нагрузкой. А тут ему исполнилось 23 года. Хотя он офицер, имеет воинское звание, в Восточном путешествии, несет полноценную службу, стоит в вахтах. Это мы узнаем из дневников.

Восточное путешествие — не праздная, ознакомительная поездка.

План путешествия готовился несколько лет государем Александром Третьим, разрабатывался в согласии с генштабом, со Святейшим синодом.

То есть в подготовке этого Восточного путешествия принимали участие очень серьезные силы – интеллектуальные структуры, духовные институты. И цель стратегическая была – продолжение движения России на Восток. Тогда немного по-другому расписывались стратегии, не так как сегодня: до 2025 года. Люди жили более основательно, подходили к государственной политике соответствующе, фундаментально.

После путешествия цесаревича через некоторое время была организована Амурская экспедиция, был разработан план освоения востока России: Приамурской области, Приморской – на 100 лет вперед. Действительно, было основательное видение движения России в сторону Тихого океана. И это движение было ознаменовано тем самым Восточным путешествием цесаревича, в ходе которого он посетил множество стран. В основном это восточные страны. Начали с Австрии, Греции. Дальше – Индийский океан, Тихий. Китай, Япония.

Цесаревич Николай Александрович Романов — наследник российского престола

Цесаревич Николай Александрович Романов — наследник российского престола. Фото: портал "Старый Владивосток"

В Японии было совершено покушение на цесаревича. Покушение довольно серьезное.

Даже были опасения, что наследник может погибнуть в результате полученной травмы. Но Господь спас своего будущего помазанника. Тем не менее, путешествие по Японии было резко прервано по воли государя императора Александра Третьего. Его распоряжением. Цесаревич, будучи настроен продолжить свое пребывание на японских островах, все-таки стремительно двигается в Россию, идет к Владивостоку. Зашли в бухту Золотой Рог на два дня раньше. Он не мог сойти, как следует из дневников, не в силу плохой погоды, а потому что у него была большая повязка на голове после этой травмы, полученной в Японии.

Когда государь вступил на русскую землю, торжество было не только для жителей Владивостока, а для всей России. Это был невероятный духоподъемный момент. Даже прикасаясь к этому событию, мы сами испытываем — как ликовала вся Россия. Идет государев наследник, будущий император, сын своего державного отца! И вот он впервые ступает на российскую землю после длительного путешествия и именно на берегу бухты Золотой Рог. К этому моменту была выстроена Триумфальная арка, которая сейчас повторяет облик старой. Это восхождение государя к улице Светланской, к этой арке вызвало подъем у жителей России. За путешествием следил весь мир. Все готовились к встрече. Откуда такая мощь, такая сила? Это из сердца русского народа.

Русский народ, как и любой народ, имеет свою определенную миссию, свое призвание.

У каждой цивилизации есть свое назначение. Но у русских есть определенный путь, выбранный князем Владимиром. Это путь следования за Христом. Путь несения истины Христовой, слова Божьего. Как говорил священномученик Иоанн Восторгов, несение креста и Евангелия, именно с этим русский народ, именно по духу русский (а у него много этносов) пришел к берегу Тихого океана. В этом русле и было совершено Восточное путешествие. Мы знаем маршрут, встречи. Японцы досконально написали, где был государь, когда посещал их земли, что делал, вплоть до того, какие покупки совершал.

Но мы мало внимания уделяем тому, что в этом путешествии воплощалась миссия России. Это не просто высокие слова, которые хочется произнести для вдохновения. Это путь России, идея созидания, существования государства. У любого человека есть путь, я не говорю о судьбе, ее нет, потому что мы своими поступками сами определяем свою жизнь и делаем выбор постоянный. Но какая-то мысль, промысел божий в каждом человеке существует, миссия есть у каждого в его деле. И у каждого государства есть миссия. В том числе у России.

70 лет советской власти, которые были попущены, вряд ли могут поколебать представление о той идее, которую несла Россия миру, из которой она восходила и восходит в царствие небесное. Это православие. Это не умаляет другие религии, иные конструктивные добрые идеи. Но такова Россия.

Наша русская государственность выстраивалась изначально в соответствии с церковными представлениями о жизни на земле. Правовая основа Руси с князя Владимира согласовывалась с церковными канонами.

Триумфальная арка, построенная во Владивостоке к визиту наследника престола

Триумфальная арка, построенная во Владивостоке к визиту наследника престола. Фото: портал "Старый Владивосток"

Мы – наследники Византии. И концепция Москва – третий Рим – это не миф, это глубоко осмысленная многовековая богословская идея.

"Два Рима – падоша, третий стоит, четвертому не бывать". В этом суть того, что мы – наследники великой православной империи. Приняв свет Христов от Византии, мы должны нести его дальше. В этом мы и воплощаемся как Россия, в этом мы и становимся Россией. Конечно, государь прекрасно это понимали. Даже то, что государственность России была так организована – в такой строгой иерархии, во главе которой находился помазанник Божий – это тоже свидетельствует о глубокой пропитанности нашей государственной политики православием. Вся русская культура выкристаллизовывалась из православия, как бы мы ни хотели попытаться ее отделить, она неотъемлема от православия. Это суть русской культуры. Если культура существует отдельно от православия – это уже не русская культура. Это что-то иное. Конечно, мы говорим о том, что мы живем в светском государстве, государство отделено от религии.

Но в реальности наш президент является православным. Он же не может быть православным только в церкви, а выходить оттуда и вести себя совершенно иначе. А если такое происходит, то это уже, наверное, как у каждого из нас, отклонение от правильного пути.

Православный царь – это катехон – по-гречески "удерживающий". Удерживающий мир от зла. Православный царь является покровителем не только своих подданных, он – покровитель всех христиан на земле.

В таком ракурсе появление наследника царского престола на Тихом океане – тоже событие небесное. С его вступления на нашу землю начинается поворот России на Восток. Царь Николай Второй начинает выполнять задуманное Александром Третьим, он делает мощные шаги, которые можно было бы назвать открытием окна в Азию. У него был большой замысел – "Большая азиатская программа". В русле этого замысла и строилась великая Сибирская магистраль, начало которой положено во Владивостоке. В русле этого замысла осуществлялась мощная и продуманная переселенческая политика. Люди приезжали в Сибирь и на Дальний Восток и укоренялись. Благодаря этому постоянному переселению, мы здесь и живем.

Этот разворот к океану здорово описал Иоанн Восторгов, отметив миссию России на Тихом океане: "Наше мировое положение, мировое призвание не оспоримо. Мы поставлены географически на грани двух стран света, двух миров, двух цивилизаций. В ясном сознании всего прошлого человечества и в предчувствии чего-то таинственного кроется в загадочных странах и народах Востока, пред которыми мы стоим одни из всех европейских народностей прямо и непосредственно лицом к лицу. По временам мы слышим на Востоке какие-то глухие раскаты громов, мы видим прорезающие тьму молнии, мы предчувствуем какие-то назревающие мировые события. Кто, как не мы, по географическому положению и по историческому призванию, должны встретиться первыми с этими грядущими событиями? Кто, как не мы, в святом и провиденциальном призвании должны возвестить царству дракона о царствии Христа? И куда же, как не в эти царства Востока, сущие в области дракона, направиться теперь вечному и всемирному Благовестию Христову?".

Сказано этими словами многое. Это и указание нам сегодняшним, к тем, кто делает государственную политику.

К сожалению, сегодня мы обращаемся к советским наработкам, безусловно, было там что-то ценное.

Наследник Цесаревич и принц Георг в Киото

Наследник Цесаревич и принц Георг в Киото. Фото: портал "Старый Владивосток"

Но мы игнорируем опыт освоения востока России имперский.

А опыт был фундаментальный и очень успешный, судя по тому, что люди оставались здесь, укоренялись. Была идея воплощения миссии России. Люди шли с крестом и Евангелием. Эта простая вещь почему-то выбрасывается из сегодняшнего понимания движения России на Восток. Мы строим мосты, прекрасные сооружаем здания, университеты, но в этом нет духовной идеи, мощной, вечной идеи нет. Есть идея ситуативная, есть идея экономической выгоды, попыток какого-то материального укрепления. Но в таком случае все грандиозные проекты и стройки становятся замками на песке. Идея России – просвещение других народов Светом Христовым. Несение Света Христова –с этим Россия пришла сюда, на Восток. Даже сам государь видел своей задачей такое движение России на Восток – с крестом и Евангелием. Об этом он пишет в дневниках.

Вот как игумен Серафим (Кузнецов), великий подвижник, который сопровождал тела убиенных алапаевских мучеников (преподобномученицу Елисавету и всех, кто с ней пострадал) из Алапаевска сюда, на Восток, в Харбин, а потом через Пекин в Иерусалим, так писал о деяниях государевых, которые он совершал еще в юности.

"Цесаревич Николай Александрович своей рукой положил первое основание во Владивостоке уссурийского участка великого Сибирского рельсового пути, который служил и впредь сослужит великую службу делу мира и просветительской задачи России на Дальнем Востоке. Уже тогда юный цесаревич высказывал свое мнение о том, что необходимо на Дальнем Востоке главным образом позаботиться о церкви, которая является глубочайшей и главнейшей основой мощи и мирной жизни России".

Фрегаты "Память Азова" и "Владимир Мономах" под флагом цесаревича

Фрегаты "Память Азова" и "Владимир Мономах" под флагом цесаревича. Фото: портал "Старый Владивосток"

А Владивосток – место сакральное, особенное.

Здесь была восстановлена монархия. Был земский собор, самый легитимный орган власти в России, который собирается в самых экстренных случаях, когда смута в России наступает, хаос, как в 1613-м году. В соборе участвуют представители духовенства, государственные люди, все сословия. Это легитимное собрание, которое принимает весомые решения относительно жизни России, ее политического строя. И вот земский собор постановил своим решением восстановление монархии в России. Никто больше не отменял это решение. Вряд ли кто знает о генерале Михаиле Константиновиче Дитерихсе. В 1922 году, когда собрался Земский собор, Дитерихс присутствовал здесь, был председателем на этом соборе, он был тогда правителем Приамурского земского края. Со своим войском он уходил потом на Хуньчунь и дальше, в Харбин. Так уходила настоящая Россия. Но она присутствует, пребывает в скрытом виде. Конечно, если бы так случилось, что монархия была восстановлена, то, это было бы промыслительно от Бога. Божий промысел о России. Надеемся, этот промысел восторжествует. И своими делами мы должны готовить эту небесную встречу с государем.

От РИА PrimaMedia добавим, что организаторами круглого стола выступили информационно-просветительский проект "Берег России" и читальный зал научной библиотеки ДВФУ.

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

Лекторий PrimaMedia: Визит Цесаревича во Владивосток — духовное и политическое значение (ВИДЕО)

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia