Алексей Бурдюк: Все льготы ТОРов и СПВ пока не дают импульс развитию производства на ДВ

"Проклятие" региональной экономики в виде завышенных тарифов и ДВ-надбавок – вот что нужно преодолеть, уверен приморский предприниматель
Алексей Бурдюк. Фото: Предоставлено пресс-службой АПК

Себестоимость любой продукции, произведенной на Дальнем Востоке России, априори выше аналогичного товара из других регионов РФ – из-за более высоких транспортных расходов, энерготарифов и так называемых "дальневосточных надбавок" к зарплатам работников. Такой диспаритет порождает значительные "перекосы" на рынке госконтрактов, лишает региональный бюджет значительных поступлений и, по сути, нивелирует все льготы и налоговые преференции режимов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Без выравнивания транспортных и энерготарифов, без отмены дальневосточных надбавок развитие производства, промышленности в регионе остается под большим вопросом, уверен генеральный директор ООО "ЭКОЛОС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК", член регионального отделения "Партии Роста" Алексей Бурдюк.

— Все говорят о создании производства на дальневосточных территориях опережающего развития или в режиме "порто-франко". Но почему-то серьезных заявок пока не поступает — ни от иностранных инвесторов, ни от российских. Считаю, что "с нуля" создавать здесь производство чего угодно для ориентации на российский рынок — не имеет никакого смысла, даже с учетом льгот и преференций особых режимов. Потому что себестоимость выпускаемой продукции у нас на Дальнем Востоке будет выше, чем, например, в Сибири, не говоря уже о западной части страны! И это – не мое частное мнение или опыт нашей компании, а консолидированный "бэкграунд" многих предпринимателей региона, в том числе коллег по "Деловой России", которая постоянно анализирует ситуацию.

У группы компаний "ЭКОЛОС" разница в себестоимости производства в Приморье и в Самарской области — при том что заводы работают по одинаковой модели – 20%! На Дальнем Востоке энергоресурсы — дороже, чем в центральной России, топливные ресурсы — дороже, фонд оплаты труда – больше из-за дальневосточных надбавок, соответственно — дороже все услуги. Сырье, комплектующие по большей части производится на западе страны, все сюда нужно привезти, и тарифы на доставку — очень высоки. В итоге — проще привезти сюда готовое изделие, если только оно не слишком габаритное, конечно.

Сейчас в группу Компаний"ЭКОЛОС" зашел инвестор – известная китайская компания, входит в список "Форбс" по объемам производства продукции промышленного назначения в КНР. Создали совместное акционерное общество, в планах — производство синтетической мембраны (массово применяется в мировом ЖКХ). Мы проанализировали целесообразность создания завода в Приморье — в рамках ТОР или Свободного порта Владивосток. И сравнили с потенциальными экономическими показателями, которые могут быть у такого же завода в Самаре. И приняли однозначное решение в пользу Самары, даже с учетом всех запланированных льгот.

Таким образом, в итоге складывается типичная модель: приходит инвестор, анализирует дальневосточный рынок, сравнивает с общероссийским рынком, складывает шесть-восемь цифр на калькуляторе – и не видит аргументов в пользу Дальнего Востока. И открывает производство все в той же центральной России, а сюда будет возить готовые изделия. Соответственно, рабочие места создаются там, налоги платятся там.

Таких примеров — масса. На Дальнем Востоке, по сути, нет ни одного иностранного производителя, который бы здесь более-менее локализовался, кроме сырьевых оффшорных экспортеров.

И это – совершенно очевидные вещи, любой предприниматель, который у нас что-то производит, все это знает. Чиновники, похоже, об этом диспаритете себестоимости как-то забывают, причем – постоянно.

Что здесь можно сделать? Во-первых, определенный импульс задал уже президент, дав поручение уравнять энерготарифы для Дальнего Востока с тарифами центральной части страны. Если это будет сделано, то постепенно потянет за собой снижение стоимости всего остального.

Тут можно возразить – мол, "возвращение к плановой экономике, ограничение рыночных механизмов!" и прочая подобная риторика. Но: если мы находимся не в равных условиях, то как мы, дальневосточники, можем конкурировать на российском рынке?

В то же время закон 44-ФЗ, как известно, не разделяет страну на "подешевле" и "подороже", на ДФО и всех остальных, а значит— заведомо "работает" против нашего регионального бизнеса по вышеописанным причинам.

Как я уже говорил, один шаг сделан президентом – это введение единого тарифа на энергоресурсы. Второе, что, я уверен, необходимо сделать – проанализировать целесообразность дальневосточных надбавок на различные расходы. И не стимулировать искусственное поднятие тарифов на железнодорожные перевозки. Нужно создать равные условия для всех.

Если мы хотим развивать производство на Дальнем Востоке, надо все шире и шире смотреть на рынок в целом. А если он неконкурентно устроен, то куда смотреть? Тариф на отправку контейнера по железной дороге из Москвы во Владивосток — 1 рубль, а обратно – 1,5 рубля. Почему? Мы хотим частных инвестиций в макрорегион. А частные инвестиции – это люди, которые считают деньги. И каждый инвестор, кто станет считать, будет принимать отрицательные решения, сколько бы экономических форумов здесь мы не проводили.

Пока же надбавки просто "забиваются" в себестоимость любого товара и услуги, производимых в регионе.

Получается, что мы платим эти надбавки только для того, чтобы работник приобретал на них дорогую продукцию, которая, в свою очередь, дорога как раз в том числе и из-за "надбавочной" составляющей.

Ведь, например, авиабилеты на Дальний Восток из центра России субсидируется, долететь можно дешевле, чем из той же Сибири!

Это если про зарплаты. Теперь – немного про госконтракты, по которым дальневосточные подрядчики безнадежно проигрывают "неместным" компаниям. Когда, допустим, "москвичи" участвую в аукционах на постройку детсада в Приморье, они не прибавляют дальневосточный коэффициент к ФОТ, "надбавку" к стоимости обедов — и выигрывают по московским ценам. А когда приезжают, вдруг выясняется: "Да что вы, неужели доставить сюда унитазы из Москвы будет стоить 30% от их стоимости?" — "Да". – "А что же сейчас делать? Надо как-то на качестве сэкономить, чтобы уложиться в цену контракта, а еще нанимать субподрядчиков местных".

Или еще пример. Подряд по реконструкции Владивостокского цирка, выиграли сибирские подрядчики — из Новосибирска. Смету для участия в тендере считали быстро: "Нам сейчас надо отправить во Владивосток 500 человек, всем снять квартиры". В Новосибирске квартира стоит 15 тысяч рублей в месяц. В смету эту цифру "вбили". А потом люди приезжают: "А где квартиры по 15 тысяч?" — "Нет, у нас 35 тысяч стоят". Так что либо надо селить всех работников "плотнее", либо искать другие моменты, чтобы остаться "в смете".

И в сухом остатке – что? Все "развитие экономики Дальнего Востока" на деле оказывается пока лишь вот такой "экономией" — на всем чем можно, в конечном итоге – в ущерб местному населению и региональному бизнесу.

И даже ТОРы и "порто-франко" – тоже, по сути, способ "сэкономить" для уже действующего на территории бизнеса, который получил возможность иметь более выгодные условия для работы на конкурентном рынке. Что-то пошло не так, обходят конкуренты – быстро регистрируем новое предприятие, придумываем проект и "уходим" в ТОР или Свободный порт с льготами и преференциями. Это – не развитие, это просто экономия, и перераспределение бизнес-ресурсов в пределах одной территории.

Добиться развития же можно, только создав реальные условия в Приморье и на Дальнем Востоке для бизнеса и предпринимательства – как в вопросах снижения издержек, так и обеспечивая местным производителям льготный налоговый режим и преимущества при участии в конкурсах на осуществление госзакупок,— считает Алексей Бурдюк.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Андрей Калачинский: Если кто и поедет на ДВ жить, то это люди, которые бегут от контроля

Поддержку местных производителей в Приморье необходимо системно усилить – Алексей Тимченко

Юрий Авдеев о Свободном порте Владивосток: Много слов и мечтаний, мало реальных дел

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia