Вопрос сохранения "плоских" тарифов для Дальнего Востока, которые обернулись многомиллионными убытками для "Аэрофлота", нужно решать системно, в том числе учитывая интересы бизнеса. Самостоятельно с финансовыми потерями от участия в социальных программах авиакомпания вряд ли справится – нужна поддержка государства. Таким мнением с корр. РИА PrimaMedia поделились представители предпринимательского и научного сообщества Приморского края.
Напомним, введение социальных "плоских" тарифов, призванных обеспечить население Дальнего Востока доступными по цене авиабилетами, обернулось серьезной проблемой для ПАО "Аэрофлот". Убытки от участия в различных государственных социальных программах, в том числе в субсидировании тарифов на перевозки на Дальний Восток, не покрываются ни коммерческими рейсами, которые выполняет компания, ни многомиллионными валютными платежами, перечисляемыми иностранными авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам (роялти).
Впервые "Аэрофлот" ввел социальные "плоские" тарифы для покупки билетов экономического класса в 2015 году по нескольким направлениям, включая дальние: из Москвы во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский.
Суть "плоских" тарифов заключается в том, что это — единые тарифы с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения. Они действует в течение года на всех собственных рейсах "Аэрофлота" без сезонных колебаний, что очень удобно жителям Дальнего Востока, планирующим авиапутешествие в Москву заранее.
Сейчас стоимость авиабилета по "плоскому" тарифу Владивосток-Москва в один конец составляет 12 тысяч рублей, туда-обратно – 20 тысяч. Так как акция направлена на повышение транспортной доступности стратегически важных регионов РФ, в том числе и Приморского края, отменять ее "Аэрофлот" не планирует. При этом за один рейс Владивосток-Москва с наполняемостью самолета 95% "Аэрофлот" теряет 3 млн рублей.
Своим мнением о сложившейся ситуации поделились приморские эксперты.
Руководитель рабочей группы "Честная и эффективная экономика" Приморского регионального штаба Общероссийского общественного движения "Народный фронт за Россию" Алексей Тимченко уверен, что вопрос сохранения "плоских" тарифов, которые, без сомнения, нужны дальневосточникам, необходимо рассматривать системно – и с точки зрения интересов государства, и с точки зрения интересов бизнеса.
— Плоские и субсидируемые тарифы – это, в первую очередь, не поддержка самих авиакомпаний, а поддержка жителей Дальнего Востока. Если доступность региона будет плохой, то это в том числе приведет к оттоку населения с Дальнего Востока, поскольку летать в Москву и в другие города на западе страны будет очень дорого. Конечно, любая компания существует для того, чтобы, прежде всего, зарабатывать деньги. Это экономика в чистом виде. Но при этом есть еще и социальный аспект. Есть определенные категории граждан, которые не в состоянии купить авиабилет.
И, конечно, должны быть определенные гарантии для авиаперевозчиков со стороны государства в виде субсидий, либо каких-то социальных выплат. Надо думать не только о налоговых послаблениях (например, обнуление НДС для внутренних рейсов), но и о сборах в аэропортах (на Дальнем Востоке эти сборы должны быть уменьшены). Нужно говорить о каких-то послаблениях при закупке авиационного топлива, о возможности получения авиакомпаниями доступных кредитов, — говорит Алексей Тимченко.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев считает, что проблему нерентабельности "плоских" тарифов может решить только грамотная государственная политика.
— На самом деле речь должна идти о том, какую задачу мы решаем относительно Дальневосточного региона. Если одной рукой мы вводим законы, связанные с территориями опережающего развития, Свободным портом Владивосток, выделением "дальневосточного гектара", а с другой стороны "задираем" тарифы до такой степени, что Дальний Восток просто-напросто становится недоступным, проблема, в сущности, только в этом.
Вопрос надо ставить так: или у государства есть единая политика, направленная и на стимулирование бизнеса, и на стимулирование транспорта и тех компаний, которые занимаются дальними перевозками, или такой политики нет. Третьего не дано.
Выход один – сохранение транспортной связанности должно быть элементом государственной политики. И когда цена билетов до Владивостока сопоставима с ценой билета до Сочи в течение всего года, вот тогда это будет понятная государственная политика. Тогда Дальний Восток станет таким же близким, как Сочи. Сам "Аэрофлот" этого, конечно, не потянет. В этом должно участвовать государство. Все попытки остаться в пределах того коридора рентабельности, который есть у частных компаний, обречены на неудачу. Должна быть соответствующая государственная программа и соответствующие средства, заложенные в федеральном бюджете, – говорит Юрий Авдеев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Плоские тарифы": что Дальнему Востоку хорошо, то "Аэрофлоту" — смерть?
"Аэрофлот" отмечает 19-летие рейсов на маршруте Москва – Владивосток – Москва