"Импортозамещение" vs "экспортвозвращение" - что потенциально ближе российской экономке?

Путаница в понятиях задает неправильные векторы движения, говорит первый вице-президент группы компаний "В-Лазер" Сергей Митрофанов
Авторская колонка
Сергей Митрофанов. Фото: РИА PrimaMedia

"Импортозамещение". Одна из наиболее популярных последнее время, не побоюсь этого слова мантр, экономистов и политиков разных мастей. Однако, уверен, что нам необходимо "вернуться к истокам", иначе негодная постановка задачи стопроцентно приведет нас к неудовлетворительным результатам. Дело в том, что изначальный маркетинговый термин "импортозамещение" — не самый удачный. Давайте разбираться, что такое "импортозамещение"? Производство товаров внутри страны вместо покупки аналогичных товаров за рубежом, так? Стало быть, теперь эти товары по качеству полностью конкурентоспособны с импортом, а по цене — более привлекательны, так как у нас себестоимость гораздо ниже, особенно, после ослабления рубля в два раза. Отлично, но в таком случае наши товары должны быть привлекательны не только внутри страны, но и за границей? Если понимать задачу именно так — наращивание экспортного потенциала, тогда более уместный термин — это "экспортовозвращение".

Вот вам и пример частично состоявшегося экспортовозвращения. Знаете ли вы, что полтора века назад Российская Империя была одной из ведущих сигарных держав в Европе? Тогда производилось до 200 миллионов сигар в год, это равно сегодняшнему объему производства сигар на Кубе. Сигары экспортировались в Европу и ценились за вкус и качество. Этот продукт в России производят и сейчас: Погарская сигаретно-сигарная фабрика скоро отметит свое столетие и на данный момент — это единственное предприятие в нашей стране, выпускающее сигары. Посмотрите на структуру экспорта товаров этой категории из России в 2014 году. Каким-то чудом фабрика восстановила производство сигар (правда, теперь сырьё ввозится из-за границы, а когда-то здесь выращивали табак под марлей, создавая таким способом микроклимат, получались ароматные листы с тонкими прожилками). Тем не менее, достигнут очень неплохой экспортный потенциал фабрики. Здесь нет никакого импортозамещения — это то самое "экспортовозвращение".
Конечно, можно в рамках СПВ и ТОР создать предприятия с налоговыми и таможенными льготами, что сделает себестоимость производства ниже, чем в соседнем Китае. При этом, надо понимать, что налоговая система в Китае очень сложна и протекционна, там существуют многочисленные способы обеспечения преференций именно для своих производителей. Так, например, в северных провинциях и для высокотехнологических компаний по всей стране там будут условия ничуть не хуже, чем в наших ТОР/СПВ. Таким образом, попытка экспорта приведет к увеличению себестоимости за счет таможенных пошлин и логистики, поэтому конкурентного преимущества не получится. Что же делать? Скорее всего, придётся думать о более глубокой вертикальной интеграции предприятий — резидентов ТОР/СПВ, поскольку просто производство из импортного сырья не даст революционного эффекта. Если же на предыдущей фазе будет своё производство про производству сырья для основного производства на территории ТОР/СПВ, то получается более значительная экономия и можно будет просчитать эффективность "экспортовозвращения". Разумеется, не все так сумрачно в сырьевых отраслях, например, производство из рыбы и моллюсков, "морские огороды", агар-агар и другие дары моря — это всегда в цене у наших соседей, причем в любом виде, то есть, возможность производства из этого сырья налицо. Те же рассуждения можно отнести к созданию химических производств с сырьем из приморских углей, обогащенных смолами (как в Липовцах) — это тоже большая редкость в природе. Месторождения бора также редки в природе, а в Приморье добывается сырьё очень высокого качества, но мы регулярно слышим про убытки на "Боре". Неужели выгоднее отдать месторождение в аренду иностранцам, нежели слушать одну и ту же историю про невыгодное производство и очередное банкротство? Представляете, сколько бы мы получили на "тупой аренде" ?
Как же отобрать перспективные направления для получения статуса резидента ТОР/СПВ ? Один из путей — это поиск партнеров в Китае, которые уже подумывают о размещении своих производственных филиалов в России, чтобы захватить российский рынок и внедриться в страны СНГ. Почему нет? Продажи в Казахстан, в Узбекистан и другие страны СНГ — это такой же экспорт.
Конечно, как всегда в подобных делах, появится множество "кремлевских мечтателей", которые предлагают построить склад на территории опережающего развития и "прописать" там существующую транспортную компанию или даже производство БЕЗ УВЕИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, даже в перспективе... Что поделаешь, любая волна порождает пену — это неизбежно...

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia