До матча осталось

Бизнес. 20 декабря 2016, 14:20
Антон Скорик. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Антон Скорик: Судьба Владивостока – войти в «топ» туристических и деловых центров России

Генеральный директор «ГК Эталон» - об инвестиционном климате региона: декларации VS реальность и что с этим делать

20 декабря 2016, PrimaMedia. Группа компаний "Эталон", основанная и возглавляемая Антоном Скориком, в этом году дала старт новому амбициозному девелоперскому проекту — во Владивостоке в районе Инструментального завода (ориентир – Партизанский проспект, 44) идет строительство 18-этажной гостиницы. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2019 год, проект реализуется при участии иностранного инвестора.

Виртуальный эскиз на Партизанском проспекте

Виртуальный эскиз на Партизанском проспекте. Фото: Предоставлено "ГК Эталон"

Что интересно, буквально в нескольких десятках метров от стройплощадки безымянной пока гостиницы уже полтора года функционирует отель "Астория" — первый опыт группы компаний в сфере коммерческой недвижимости. И местом встречи с журналистом PrimaMedia Антон Скорик выбрал именно ресторан Ogonёk, расположенный на первом этаже "Астории".

В ресторане Ogonёk

В ресторане Ogonёk. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Разговор, между тем, как нарочно состоялся 14 декабря. Именно в этот день темой "номер один" у бизнес-сообщества всего ДВ-региона стал скандал в Хабаровском крае, где резидент ТОР "Хабаровск" — группа компаний "Невада" — объявила о полном сворачивании своей деятельности в регионе в связи с разрывом соглашения с иностранным инвестором, который ранее намеревался вложить значительные средства в проекты "Невады" как в ТОР, так и в столице края. По информации "Коммерсанта", отказ инвестора от финансирования проектов был вызван действиями местных властей. В ситуацию активно включился полпред в ДФО Юрий Трутнев, уже сделавший ряд резких заявлений в адрес чиновников.

По всей видимости, именно очередная "пощечина" инвестклимату ДВ-региона (вне зависимости от того, по чьей вине эта "пощечина" случилась) заставила начать интервью с гендиректором ГК "Эталон" с вопросов, что называется, "по теме". Тем более что тема инвестклимата теперь зазвучала в Приморье по-новому — 17 декабря губернатор ПК Владимир Миклушевский в ходе встречи с предпринимателями региона напрямую предложил бизнесу активно включаться в работу по повышению инвестиционной привлекательности субъекта.

— Ваш проект 18-этажной гостиницы в районе Инструментального завода практически с самого начала его активной фазы подвергся критике со стороны ряда региональных СМИ. Как это часто бывает, речь со ссылкой на источники в госструктурах шла о неких "нарушениях при строительстве", "проблемах с надзорными органами" и т.п. Если не секрет, какие издержки вы понесли из-за этого?

— В сентябре этого года мы представили проект на Восточном экономическом форуме. Презентация, я считаю, была успешной: мы получили одобрение проекта со стороны Минвостокразвития и полпреда президента РФ Юрия Петровича Трутнева. К сожалению, срок окупаемости отелей достаточно высок, и инвесторов, готовых вкладываться в это, практически нет на рынке. Можно сказать, что нам сильно повезло, и мы смогли заинтересовать партнеров. В результате на площадке ВЭФ нам удалось заключить соглашение с южнокорейским инвестором. Помогло здесь и правительственное решение по отмене с 1 января 2017 года налога на прибыль гостиничного бизнеса.

И вот с одной стороны — мы получили большую поддержку со стороны федеральных властей. Но непосредственно "на земле" мы, к большому сожалению, ощущаем сопротивление. Действительно, несколько месяцев назад, когда мы еще не успели начать строительство, в СМИ прошел, что называется, "вброс": по мнению некоего неназванного чиновника на объекте якобы есть нарушения земельных, градостроительных и прочих норм и т.д. Наш инвестор – как и любой другой — активно мониторит местную прессу, и когда появляются публикации негативного толка, — возникают вопросы. Мы были вынуждены обратиться в прокуратуру Приморского края с просьбой провести проверку и сделать заключение – есть у нас нарушения или же нет.

Ответ мы всегда готовы разметить в открытом доступе, в том числе и предоставив его редакции PrimaMedia. Надеюсь, экспертное мнение прокуратура края поставит точку в вопросе законности нашего объекта.

Ознакомиться с копией документа можно по этой ссылке.

Одновременно с проверкой прокуратуры к нам пришла для проверки еще и инспекция регионального строительного надзора (Инспекция РСН и КДС Приморского края – ред.), и они также не обнаружили никаких нарушений.

Ознакомиться с копией документа можно по этой ссылке.

По ситуации же в целом скажу так: отношения с инвестором у нас, слава богу, не разорвались, но натянулись, и пришлось оправдываться.

— По вашей оценке, велики ли были риски того, что иностранный инвестор разорвет отношения?

— Я буквально недавно вернулся из Южной Кореи, где были очень тяжелые переговоры. Инвестор, который не разбирается во всех наших политических нюансах и интригах, рисках, конечно же, очень серьезно обеспокоился. Ситуацию усугубляет еще и определенный "фон", связанный со строительством – а точнее, "нестроительством" — двух "Хаяттов" во Владивостоке. Когда мы только познакомились с инвестором, нам еще тогда пришлось долго убеждать его, что наш будущий отель к этим стройкам века отношения не имеет, что это чисто коммерческий проект на приобретенной в собственность земле и т.п. Но в целом этот "фон" — очень тяжелый фактор: инвестор видит и экономическую привлекательность, и одновременное наличие рисков.

Я очень надеюсь, что после того, как прокуратура обследовала наш объект и сделала правовую экспертизу, все заинтересованные в развитии региона стороны, имеющие отношение к строительству и надзору, будут стараться не форсировать эти риски.

Мы со своей стороны можем только приветствовать надзор за ходом строительства, это нам помогает, поскольку дополнительно гарантирует высокое качество работ и отсутствие проблем при сдаче гостиницы в эксплуатацию.

Но если "надзор" будет пониматься как нечто большее, то такая трактовка, я уверен, может серьезно отразится на инвестиционном климате региона.

Алексей Ерохин
Алексей Ерохин

Руководитель Дальневосточного филиала международной аудиторской и консультационной компании EY

Автор фото: РИА PrimaMedia

- Не только иностранные, но и российские инвесторы отслеживают публикации в СМИ, и естественно на основе этой информации делают определенные выводы.

Именно поэтому СМИ нужно более детально работать над подготовкой материалов о деятельности тех или иных компаний. Просто собирая то, что "приходит само", пресса не получит объективного материала: нужно опросить заинтересованные стороны, выехать на место, найти экспертов, поднять документы, и только это позволит выпустить качественный материал.

Если же говорить о проблемах, которые могут возникнуть у бизнеса с властью, то они решаемы, если искать пути решений, а не идти на конфронтацию.

— И все-таки согласитесь, что практически любое строительство в центральной части Владивостока воспринимается как некий "вызов социуму", генерирует настроения типа "будет еще хуже!" Что можете этому противопоставить?

— Конечно, любая стройка в городе имеет и негативный эффект: в течение нескольких лет создаются неудобства по шуму, по транзиту стройматериалов, техники… Но неудобства длятся год-два, а объект-то строится на десятилетия. Кроме того, неудобства можно и минимизировать: у нас на строительстве, например, приемка на объект бетона и стройматериалов проводится по ночам.

И почему-то как раз о том, что даст городу этот объект уже в процессе эксплуатации, выгоден ли он бюджету, горожанам, или наоборот – вреден, у нас говорить не любят. А жизнь, между тем, все расставляет по местам. Помните, как мы жили с большими неудобствами, пока строились мосты и, соответственно, "саммитовские" дороги и развязки. А теперь в городе стало просто гораздо лучше дышать, мы получили замечательную инфраструктуру и хотим еще больше.

Так что здесь нужен нормальный анализ функционирования будущего объекта, прежде всего – с точки зрения простого здравого смысла. Например, на стадии проектирования был большой вопрос к нашему будущему отелю по количеству машиномест на парковке. Да, у нас по проекту сейчас всего 20 машиномест, но пропускная способность подъезда к гостинице – несколько тысяч автомобилей в сутки. Таким образом, мы понимаем, что гости отеля приезжают к нам на такси или же общественным транспортом, также они и покидают отель, съезжая или же просто отправляясь днем по делам. Очевидно, что туристы не нагружают город автомобильным транспортом.

В "Астории", к слову, всего 14 машиномест, но припарковаться здесь, чтобы высадить или забрать пассажира, всегда можно. Самое главное, что мы обеспечили нормальный заезд и выезд.

— На гостиницы еще любят жаловаться местные жители – мол, шум-гам, тот же повышенный трафик коммерческого транспорта, разные "истории" с постояльцами…

— Наши объекты – "Астория" и строящийся отель – находятся в деловом квартале, каковым уже стала значительная часть района Инструментального завода. Жилые дома, как вы знаете, — через Партизанский проспект. И если бы гостиницы или хостелы затевались бы там, настороженность горожан, возможно, была бы оправдана.

А сейчас в нашем квартале постоянно находятся туристы и те владивостокцы, кто здесь работает. В том числе, и наши сотрудники: порядка 50-ти рабочих мест – в "Астории", еще 60-70 – в ресторане и около 100 заняты на строительстве новой гостиницы.

Работают на объекте, кстати, наши местные приморские компании. Максимально используем местные материалы: бетон, фасадные и оконные системы, отделочные материалы. Даже мебель в "Астории", в том числе и те стулья, на которых мы сейчас с вами сидим, собрали на приморском производстве, в новой гостинице намереваемся сделать то же самое. То есть цепочка добавочной стоимости здесь – почти вся наша, приморская, такой небольшой кластер уже в районе получился.

Вообще, когда эту территорию мы только начали развивать, скептитизма было очень много: "Тюрьма рядом (СИЗО №1 – ред.), нет пешеходного трафика, кто к вам придет". А сейчас район – одно из самых популярных мест для деловых встреч в городе, бизнес активно сюда подтягивается. Кстати, когда еще в 2012 году наш проект рассматривали на Градостроительном совете Владивостока, идея по превращению промзоны на Инструментальном заводе в деловой центр и, как сейчас говорят, в "место для людей" была воспринята "на ура". Естественно, что нас попросили обратить особое внимание на то, чтобы не создавалось проблем для автомобильного трафика, и, как я уже рассказывал, мы глубоко прорабатывали наши проекты именно в этом разрезе, что было недавно, к слову, еще и подтверждено прокурорской проверкой.

Константин Богданенко
Константин Богданенко

Депутат Законодательного собрания Приморского края, руководитель Дальневосточной дирекции "ОПОРЫ РОССИИ"

Автор фото: РИА PrimaMedia

 - Скорик сейчас, наверное, единственный человек в городе, который строит современный, нормальный отель. И главная концепция должна быть такой: он должен строить, ему никто не должен мешать, ему нужно помогать, его нужно направлять, нужно требовать с него согласований, если будут необходимы изменения в конструкции. Но это не должно останавливать стройку.

При желании же везде можно найти миллион нарушений, особенно с учетом нашего не совсем качественного законодательства и огромного количества подзаконных нормативных актов, которые где-то существуют в недрах ведомств.

Здесь гораздо важнее нечто другое: инвесторов, которые к нам сюда заходят, нужно всячески поддерживать. А людей, которые пытаются такую инвестиционную активность подрубить, нужно просто выгонять с работы.

— Если не возражаете, давайте еще поговорим о районе Инструментального завода. Все-таки, говоря о "деловом центре", во Владивостоке обычно подразумевают район центральной площади, то есть центр, скорее, административный и культурный.

— Не соглашусь с вами. Деловой центр может и должен быть здесь (в районе Инструментального завода – ред.), и это очевидно. Здесь — транспортная развязка, это место равноудаленно от всех ключевых точек города – от Второй речки, от исторического центра , от района Первая речка. Здесь прямой выезд на фуникулер и далее через Золотой мост на мыс Чуркин. С точки зрения логистики многие уже понимают, что для деловой активности — это лучшее место в городе. Во многом оно, естественно, пока недооценено, активность деловая только начала развиваться в этом районе.

Развитие этой территории – неизбежно. Промышленное предприятие в центре города долго существовать не может, город растет и развивается, есть потребность в другом функциональном использовании района. А производство сейчас, как вы знаете, активно выносится за город, в том числе при поддержке режимов ТОРов и Свободного порта Владивосток.

Я убежден, что здесь — отличное место для ресторанов, отелей, офисов, земля здесь уже давно практически вся частная. Выкупалась она в свое время у города за очень большие деньги, и продолжать ее использовать так, как раньше, просто экономически неэффективно.

Виртуальный эскиз гостиницы

Виртуальный эскиз гостиницы. Фото: Предоставлено "ГК Эталон"

А туристический мультипликатор — очень крутая вещь. Развивая это место, делая его привлекательным в том числе и для бизнес-туризма, мы видим его будущее. Наш первый гостиничный проект – "Астория" — действует уже полтора года и действительно пользуется спросом — несмотря на все мнения скептиков. Мы осознанно не замахиваемся на статус "пяти звезд", рекреационного отеля. У нас нет ничего luxery – бассейнов, спа. Мы четко работаем в сегменте "три-четыре звезды" для бизнес-туриста, который отправился в деловую поездку во Владивосток. Сам, кстати, много езжу, и понимаю, что нужно человеку в деловой поездке, так что делаю наши проекты, что называется, "под себя".

Дмитрий Алексеев
Дмитрий Алексеев

Генеральный директор DNS

Автор фото: PrimaMedia

- У гостиницы с точки зрения бизнеса, с точки зрения экономики - очень большой мультипликатор. Приезжающий к нам  турист – будь то россиянин из другого региона или же гражданин КНР – потратит, допустим, 100 долларов на номер в отеле. А еще 100 долларов он потратит на то, чтобы есть, ходить по магазинам и в оперный театр. В DNS, в конце концов, может эти деньги потратить или где-то еще. Это уже базовые вещи для всего рынка.

На самом деле, проблема с гостиницами во Владивостоке есть, и эта проблема достаточно большая, и рынок здесь может расширяться очень сильно. "Хаятты" строятся годами, но есть предприниматели, которые денег у бюджета не просят, сами привлекают инвестиции. И когда у них возникают проблемы, я не понимаю – как такое может быть? Вся наша государственная машина по-хорошему должна через день названивать им и спрашивать: "А чем вам помочь? Вы же делаете очень важное дело!"

Знаете, у нас действительно многое перевернуто с ног на голову. Понятно, что предприниматели тоже должны подходить к работе ответственно и законно. Но это же и есть нормальная работа чиновников – не ставить палки в колеса, не придираться, а помогать выявить и устранить нарушения. Когда хороший инвестиционный климат в регионе? Это когда если и возникает какая-либо проблема, то чиновник не говорит: "Ну, чувак, ты попал, у тебя проблема!", а наоборот, говорит: "Давайте вместе решать эти проблемы так-то и так-то". Тоже ведь должна быть заинтересованность в развитии, а не в чем-то еще. Надо, чтобы город отстраивался, у нас очень большие в этом деле перспективы. И очень жаль, что на каких-то административных моментах мы теряем то, что могли бы приобретать. 

— Концептуально мы делаем этот район "местом притяжения". Да, есть такое мнение, что если, допустим, один ресторан открывается, а с ним рядом открывается другой ресторан (хоть бы и того же собственника), то они начинают жестко конкурировать. На самом деле сейчас все происходит немного по-другому. В автомобильном бизнесе, как вы знаете, существуют целые автомобильные деревни, происходит концентрация основных марок в одном месте – например, как у нас в центре "Сумотори". На любом фуд-корте в торговом центре – 20 "точек" в одном месте, и все счастливы. Гостиничные объекты также могут находиться в одном месте, и они создают это "место притяжения".

— Иными словами, "концентрация бизнеса одного сегмента способствует скачкообразному росту потребительского трафика", и это выгодно всем?

— Так и есть.

— Кстати, если посмотреть на все ваши девелоперские проекты, то бросается в глаза их концептуальная близость с идеями современной урбанистики – "гуманизация среды", уже упомянутый "город для людей"… А как люди – клиенты, покупатели – оценивают этот ваш подход?

— В большинстве построенных нами домов живут сейчас в том числе и близкие мне люди — друзья, бизнес-партнеры. Мы не строим массового жилья, мы строим штучные вещи, которые не повторяются на рынке. Я всегда знаю все "от и до" на каждом объекте. Для меня важно, что мы строим по принципу "как для себя".

— А какие-нибудь знаменитости в вашей гостинице останавливались? Отельеры обычно такими историями очень гордятся, из этого складывается репутация отеля.

Во время первого Восточного экономического форума в 2015 году у нас в "Астории" жил глава "Газпрома" Алексей Миллер. А в этом году, во время второго ВЭФ, у нас здесь останавливались министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и известный депутат Госдумы Ирина Яровая. Ирина Анатольевна, кстати, выразила нам большую благодарность за наш ресторан (Ogonёk – ред.).

Антон, ваша группа компаний, можно сказать, выросла из бизнеса по установке пластиковых окон. Сейчас вы активно совмещаете девелопмент с деятельностью в сегменте HoReCa. Дело же не только в том, что быть строителем, отельером и ресторатором – просто ваша мечта, которую вы через некий "трамплин" реализовали?

— Очевидный тренд сейчас – рост туристического потока в регионе. Мы впервые видим такие темпы роста, и мы должны вовремя предложить достойный ответ этому вызову. И права на ошибку здесь нет — ведь если человек к нам приехал, он не даст нам второго шанса понравиться ему, произвести благоприятное первое впечатление. Турист видит отели, рестораны, инфраструктуру "здесь и сейчас", и если мы не смогли произвести на него должного впечатления, а сказали: "Вот приезжайте к нам в 2021 году, и тогда все будет!", то он скорее всего и сам не приедет, и еще и других отговорит ехать. Так что я вижу здесь экономически обоснованный тренд на развитие туристической инфраструктуры Владивостока.

Если лично, то хочется, находясь за границей или в других регионах России, с гордостью говорить о том, что я — из Владивостока, и слышать в ответ: "О-о, мы знаем, рестораны у вас хорошие и гостиницы замечательные".

Второго шанса, повторюсь, у нас не будет, мы должны сделать все, чтобы произвести правильное впечатление на туриста. А благополучие самого города – это следствие: приедут туристы, привезут свои деньги, деньги растекутся ручейками через малый и средний бизнес, повысят уровень жизни горожан, наполнят бюджет. Так что аэропорт и мосты для этого здесь успели построить, и это прекрасно, но людей нужно же где-то и селить, и чем-то кормить.

— Так каков образ будущего Владивостока "от Антона Скорика"?

— Владивосток будущего – это, конечно же, портовый город с развитой деловой активностью. Но эта активность — не только вокруг порта, здесь нужно развивать прежде всего туризм. Здесь будет преобладать малый и средний бизнес в индустрии сервиса – как для туристов, бизнес-туристов, так и для местных жителей.

Владивосток точно способен стать третьим после Москвы и Санкт-Петербургом опорным центром бизнеса, интегрированного в АТР. А для туриста из стран АТР здесь начинается не только собственно Россия, но еще и, по сути, Европа.

Нужно этот потенциал использовать. И создавать вокруг себя эту среду, настоящий город будущего. Уверен, что для этого каждый должен "мести под своей дверью", "взращивать свой куст". Мы свой куст уже взращиваем.

Справка: ГК "Эталон" сегодня включает в себя компании:
— "Окна-Эталон" (основана в 2002 году, продукты — окна, балконы, потолки, фасадные системы, 45 офисов в ДФО, филиалы в Москве и Санкт-Петербурге, торговая марка "Мастер-Бобр");
-"Эталон-Недвижимость" (год основания -2008-й, основное направление — строительство и реализация жилой и коммерческой недвижимости. На сегодняшний день во Владивостоке и его пригороде компанией реализован ряд девелоперских проектов – клубные дома "Ренессанс-1" и "Ренессанс-2", жилой дом на Толстого, 5, клубный поселок на Садгороде Green Park, здание гостиницы и другие;
-отель "Астория" (год основания – 2015-й, 110 номеров);
-фермерский ресторан
Ogonёk.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Диалог бизнеса и власти: о чем губернатор Приморья говорил с предпринимателями края

Новое в #БлогИнвестораДВ: троллим чиновников или реально реализуем проект?

Без Хаятта справятся: Гостей второго ВЭФ разместят в 30 гостиницах Владивостока

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia