Судно
Фото: Мария Бородина ИА PrimaMedia

Судно Yeruslan: от «рождения» на судоверфи в Венгрии до «гибели» во льдах Амурского залива

Полувековая история сухогруза – в материале ИА PrimaMedia

Арестованное за долги судно Yeruslan, на протяжении двух лет стоявшее в 6 км от Владивостока, за очень короткий срок стало известно всей России. Массовое паломничество на судно зевак и мародеров, пожар, который никто не спешил тушить, и сильное подтопление привлекло к сухогрузу внимание местных и федеральных СМИ. Горожане с интересом следили за развитием событий, делая ставки вытащат-не вытащат. Буквально вчера судно, наконец, отбуксировали в Славянку, однако, что его ждет в будущем пока достоверно не известно. Пока решается дальнейшая судьба сухогруза редакция ИА PrimaMedia решила максимально полно осветить историю многострадального судна.

А помнишь, как все начиналось…

История скандально известного судна "Еруслан" началась почти полвека назад, когда он в сентябре 1967 года сошел со стапелей судоверфи в Венгрии. Долгие 26 лет "Еруслан" верой и правдой служил на военно-морском флоте: сначала на Северном, а затем на Тихоокеанском. После чего, в 1993 году, его продали компании АО "Патрокл Ко Лтд".

Новый хозяин дал судну другое название – "Василий Пономарчук" – и начал возить на нем поддержанные иномарки. Этим родом деятельности сухогруз занимался долгие годы. Некоторые приморцы до сих пор помнят, как ждали прихода именно этого судна, чтобы забрать свой автомобиль.

1 / 3

"Я очень хорошо помню это судно. На волне, когда из Японии таскали машины кучами этот "Еруслан" бегал как ошалелый туда-сюда. Вид у него уже тогда был как у корабля-призрака. Одному богу известно, каким образом, он проходил Регистр и ПСК", – делился воспоминаниями один из жителей Владивостока.

В 1998 судно сменило владельца. Им стала зарегистрированная в Гонгконге компания Claner Shipping Ltd, как раз та самая, что бросила сухогруз на произвол судьбы во Владивостоке два года назад. Новый судовладелец вернул судну первоначальное название, а также перевел сухогруз под "удобный флаг", сделав портом приписки "Еруслана" столицу Камбоджи Пномпень. Сделано это было, чтобы снизить убытки.

Японский велосипед

Японский велосипед. Фото: Владислав Корсунов

С 1998 года "Еруслан" всегда ходил по одному и тому же маршруту: Ниигата – Владивосток. В Японию сухогруз отвозил лес, обратно – поддержанные автомобили. В далеком 2003 году один из приморских журналистов Владимир Ощенко даже поднимался на борт теплохода, когда снимал сюжет о кражах велосипедов и продуктов в японском городе. Многие японцы тогда связывали рост преступности именно с нахождением в Ниигате русских матросов.

Капитан судна тогда все обвинения отрицал, отмечая, что членам экипажа нет никакого резона портить отношения с властями порта, так как "Еруслан" заходит в Ниигату постоянно. Жители Владивостока, обнаружившие много лет спустя на брошенном судне несколько велосипедов, шутили, что возможно это те самые, японские.

1 / 5

В 2003 году теплоход в очередной раз сменил владельца. Пять лет судном управляла зарегистрированная во Владивостоке компания Norfes-Marine Service Co. Ltd, но уже в 2008 году теплоход вновь перешел в пользование к скандально известной компании Claner Shipping Ltd.

Время шло, "Еруслан" становился все старше, и судовладелец, по всей видимости, стал терять к судну интерес. В 2014 году морякам задержали зарплату, они стали бастовать, вмешалась прокуратура…. Все это стало началом конца.

Судебные разборки

Гром грянул в июне 2015 года, когда уставшие от длительной задержки зарплаты матросы устроили забастовку в порту Ниигата. Власти японского города, недолго думая, арестовали судно, оставив его у причала до выяснения всех обстоятельств. Разбираться со сложившейся ситуацией поехал тот, кого все моряки называли судовладельцем – а именно Вадим Мягчило.

По словам одного из членов экипажа, Мягчило пообещал морякам, что выплатит все долги по зарплате, когда они прибудут в Россию, и даже написал гарантийное письмо. Все это убедило японцев отпустить сухогруз, однако, когда теплоход прибыл в Находку, судовладелец свое обещание не выполнил.

Пять разозленных членов экипажа сразу же обратились в транспортную прокуратуру Находки, и сухогруз снова арестовали. Такая мера принесла свои плоды – спустя пару месяцев суд взыскал с компании в пользу моряков порядка 2 млн рублей. Рассчитаться с остальными членам экипажа судовладелец собирался, когда они придут во Владивосток и выгрузят поддержанные иномарки. Однако это обещание он так и не выполнил, исчезнув, как только груз доставили в порт.

Арестованное судно оставили в 6 км от Владивостока, ближе к городу "Еруслан" не подпустили из-за радиоактивного автомобиля, стоявшего на борту. Во время мародерских набегов на судно, машину практически полностью разобрали на запчасти, не опасаясь излучения.

1 / 3

Всего владелец иностранной компании, зарегистрированной в Гонконге, задолжал членам экипажа более 200 тысяч долларов США и почти 300 тысяч рублей.

"Установлено, что судно Yeruslan принадлежит японской компании Claner Shipping Limited, занимающейся перевозкой грузов. Руководством компании денежные средства не выплачивались семи работникам из личной заинтересованности, выражающейся в расходовании денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, на осуществление коммерческой деятельности Claner Shipping Limited", – сообщала в апреле 2016 года пресс-служба Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.

В сентябре 2016 года по факту невыплаты заработной платы членам экипажа судна Yeruslan возбудили уголовное дело. Однако гендиректора компании Claner Shipping Limited, которым является Вадим Мягчило, не могут найти до сих пор.

Остаться в живых

Долгое время члены экипажа Yeruslan не теряли надежды, что следователи найдут судовладельца, и они смогут получить свои деньги, ведь подобные ситуации были уже не раз, и всегда все разрешалось благополучно. Больше полугода на судне жили несколько моряков, однако в начале августа 2015 года большинство вернулись на землю: нужно было устраиваться на новое судно, зарабатывать деньги.

Дольше всех на сухогрузе Yeruslan задержался Дмитрий Евтеев. Вернуться в родной город Астрахань он не мог из-за отсутствия денег на билет, а пойти работать на другое судно мешали просроченные документы.

1 / 5

"Я устроился на "Еруслан 15 апреля 2015 года. Зарплату мне обещали 1,2 тысячи долларов в месяц, но за все время я ни видел ни рубля, ни доллара", — рассказывал Дмитрий Евтеев приморским журналистам в августе 2015 года.

Продукты Дмитрию привозил капитан судна "Еруслан", каждую среду приезжали с проверкой сотрудники Администрации морского порта Владивосток. Спустя месяц жизни отшельником Дмитрий все-таки покинул судно и уехал в свой родной город. Деньги на билет ему выслала его мать.

Корабль-призрак

Полтора года "Еруслан" простоял покинутый всеми на рейде в 6 км от Владивостока. Если туда и забредали одинокие путники, то это было редкой случайностью. Один из счастливцев, заставший "Еруслан" практически нетронутым был крайне впечатлен увиденным.

"Когда подходил к судну, не покидало ощущение заброшенности, но когда поднялся на борт, показалось, что вот-вот кто-то появится из экипажа – так все было чисто и убрано. Местами на судне лежал снег, на котором не было никаких следов. Везде было чисто и очень тихо. Даже на льду не было следов. В столовой была еда и припасы: яйца, крупы, чай, консервы. Везде на своих местах стояли бытовые приборы, обогреватели, чайники, утюги. Такое впечатление, что команда сошла на берег, прогуляться по городу и скоро вернется. В рулевой рубке были зачехлены все приборы, отсутствовала только современная радиоаппаратура. Все двери на судне были открыты, замков не было. Вообще на судне был порядок, сложены канаты, убраны трапы и даже мусор был собран в специальный контейнер", — рассказал горожанин Алексей Хамицевич, побывавший на корабле-призраке в декабре 2016 года.

1 / 5

Спустя месяц информация о загадочном корабле-призраке появилась в соцсетях и распространилась с невероятной скоростью. Сенсацию подхватили журналисты, сделав несколько репортажей с судна. Все это вызвало невероятный интерес как со стороны обычных горожан, которые хотели посетить необычную достопримечательность, чтобы сделать селфи, так и со стороны мародеров, почуявших большой доход.

Судно быстро потеряло весь флер заброшенности. В рубках и столовой устроили кавардак, "фонящий" автомобиль разобрали на запчасти, тяжелые детали судна начали растаскивать металлисты. Становилось очевидно, что в скором времени от судна останется один остов. Усугубил положение пожар, вспыхнувший на сухогрузе во вторник, 31 января.

Пожар, который никто не спешил тушить

Пожар вспыхнул на судне во вторник после обеда. Горела верхняя и автомобильная палуба в кормовой части сухогруза. Очевидцы, заметив густой дым, сразу вызвали пожарных, которые, однако, не спешили тушить судно, объясняя это тем отсутствием необходимых сил и угрозой для личного состава. Позже МЧС окончательно открестилось от сухогруза, отмечая, что это не в их компетенции.

1 / 5

Пожарные просто наблюдали за пожаром, пока оно, как написали на следующий день в пресс-релизе, не "самоликвидировалось". Стоит отметить, что горящий "Еруслан" не только не напугал, но даже привлек большое число горожан. Для одного из подростков наблюдение за пожаром чуть не закончилось трагически: льдина, на которой он устроился, подтаяла, ее оторвало от основного припая и понесло в открытое море. К счастью краевым спасателям удалось его найти и снять.

1 / 5

Что стало причиной пожара, до сих пор никто достоверно не знает. Существует несколько основных версий, каждая из которых имеет право на существованию. Это могла быть банальная непотушенная сигарета, что подтверждается большим количеством окурков, валяющихся на верхней палубе, не затронутой пожаром. Искры могла дать пила, которой металлисты отрезали очередной кусок обшивки.

Тонешь, тонешь – не потонешь

Катастрофические последствия, к которым привел пожар, заметили далеко не сразу. Только через сутки горожане увидели, что судно начало тонуть. В четверг, 2 февраля, наблюдатели забили тревогу – корма сухогруза значительно просела, а нос приподнялся. Экологи тут же заявили – если судно утонет, то Амурский залив может ждать экологическая катастрофа.

Однако спасать "Еруслан" снова никто не спешил. Ведомства перекидывали ответственность за судно друг на друга, и в итоге нашли крайнего – судовладельца, которого никто не мог найти уже два года. Воспользовавшиеся таким наплевательским отношением металлисты начали грабить "Еруслан" уже никого не стесняясь.

Спохватились власти только в воскресенье, 5 февраля. На заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям вице-губернатор Приморского края Евгений Вишняков поручил капитану порта Владивосток Игорю Глухову определить место в акватории, куда можно отбуксировать "Еруслан", чтобы избежать его затопления, а дальневосточному аварийно-спасательному управлению же поручено разработать техническое решение. Кроме того, транспортная полиция взяла на себя обязанность следить, чтобы мародеры перестали грабить судно.

Однако время шло, а судно так и никуда и не двигалось, продолжая потихоньку набирать воду. Мародеры также никуда не пропали, но стали действовать немного осторожнее.

1 / 7

До предела ситуация обострилась в субботу, 18 февраля. Судно так сильно накренилось, что практически ушло под воду. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу на место оперативно выехали специалисты Морской спасательной службы.

Ситуация была критическая. Как позже заявляли специалисты, если бы они приехали на полчаса позже, то ничего сделать было бы уже нельзя – судно ушло бы под воду. К счастью, с помощью дополнительных мотопомп специалисты смогли откачать воду и вернуть судно в то положение, в котором оно было до пожара.

Спустя два дня после чудесного спасения, сухогруз, наконец, решили отбуксировать. Занялись этим моряки ТОФ. При помощи буксира ледового класса 21 февраля судно за четыре часа доставили в Славянку. Какая судьба ожидает многострадальный "Еруслан" пока достоверно не известно, однако скорее всего его ждет бесславная смерть. Судно просто отправят на металлолом как только разберутся со всеми документами.