Создавать и продвигать страницы в интернете – "детский" бизнес, с которого начинают свой путь студенты. Вложения минимальные, а если есть подвешенный язык и немного опыта, считай, десятка первых клиентов у тебя в кармане. Правда, у таких "опытных" мастеров интернета качество не всегда на высоте, да и вряд ли они помогут бизнесмену найти верное решение. Чего не скажешь о проектах, которые реализует во Владивостоке интернет-агентство "Атом". Начав с SEO-оптимизации, перейдя к созданию интернет-магазинов, попутно предоставляя еще с десяток нужных и важных услуг по продвижению брендов в сети, компания уверенно заняла ведущую позицию на приморском рынке интернет-услуг для малого бизнеса. О том, как компания шла к успеху, меняла рынок Владивостока, заставляла предпринимателей думать и почему хочет в будущем создавать не только сайты, а целые сервисы для местного бизнеса, в интервью ИА PrimaMedia рассказал Алексей Балабин.
Интервью с Алексеем Балабиным в Ресторацiи Шевелева. Фото: ИА PrimaMedia
Справка: Интернет-агентство "Атом" основал во Владивостоке в 2012 году Алексей Балабин. Начав с SEO-оптимизации, постепенно компания расширила список своих услуг. Сегодня "Атом" создает сайты с уникальным дизайном и высокой конверсией, landing-page, интернет-магазины, а также ведет рекламу в социальных сетях, пишет скрипты продаж, проводит аудит старых сайтов и настраивает контекстную рекламу.
– Веб-аналитика, оптимизация, продвижение и создание сайтов в последние несколько лет уверенно набирают обороты. Многие молодые предприниматели начинают свое дело именно в этой нише. Почему Вы решили пойти по такому же пути?
– Увлекся этой темой еще в университете, тогда же создал первый сайт и его продвинул. Это было моим портфолио, благодаря которому в 2011 году стал специалистом одной веб-студии во Владивостоке, занимался SEO-оптимизацией (работой, приводящей сайт к успешному продвижению в поисковых системах). Домен своего интернет-агентства я зарегистрировал в июне 2012 года. Тогда я уже понял, что заказчики думают о продвижении компании в интернете, но забывают о ее достойном имидже в сети. Чаще всего в работе сталкивался с сайтами, которые делали на конструкторе или у "студента на коленке". Продвигать такой продукт невозможно, а если привлечь аудиторию, она не будет покупать — в итоге получается бессмысленная работа. А к 2014 году доля мобильного трафика настолько возросла, что компании наконец-то начали задумываться о разработке новых сайтов. Эта услуга стала пользоваться большим спросом. Именно тогда я и начал активную самостоятельную работу.
– Войти в такой бизнес, кажется, проще простого при условии, что у тебя есть немного знаний и практики. Так ли все легко на самом деле?
– Когда я зарегистрировал домен, продолжал работать специалистом в другом агентстве. У меня не было бизнес-плана, было лишь понимание, что на создание сайтов и их продвижение есть спрос. Вложил я около 15 тысячи рублей как раз на оплату домена и разработку сайта, но нужна была помощь дизайнера и верстальщика. Первые клиенты пришли ко мне по рекомендации, так как я крутился в этой сфере не один год. А затраты окупились после первой же заявки.
Популярным стал такой вид бизнеса, потому что для старта нужно очень мало. Даже сайт не обязательно свой иметь, достаточно позвонить, договориться и сделать. Так многие работают во Владивостоке до сих пор (улыбается). На аренду офиса тратиться не нужно: такую работу можно осуществлять удаленно.
Алексей Балабин: Во Владивостоке слишком много тех, кто либо ничего не понимает, либо учит тебя работать. Фото: ИА PrimaMedia
– Ваша компания сразу предложила клиентам несколько видов услуг или вы сконцентрировались на чем-то одном?
– Основной работой нашего агентства изначально была SEO-оптимизация, которая постепенно эволюционировала. Если раньше нужно было закупить ссылки, провести работу с сайтом, например, в тексте что-то поправить, то сейчас важно исследование поведенческих факторов: понимание того, как люди проводят время на сайте.
Более того, очень многое зависит от контента. Работе с ним необходимо уделять гораздо больше времени. Чтобы сайт занимал высокие позиции, нужно предоставить клиентам полезную информацию. Очень важно предпринимателям в данный период и оптимизировать сайты своевременно, особенно это касается высококонкурентных ниш.
Приведу простой пример. У вас бизнес по установке натяжных потолков или пластиковых окон. Конкуренция в этой сфере высокая, поэтому при запросе в поисковых системах появляется множество блоков с контекстной рекламой от вас и ваших конкурентов. Если вы не оптимизируете свой сайт, у вас будет максимум 500 заходов, а это всего пять заявок в месяц… Даже для компании, которая открылась вчера, это мало.
Кстати, контекстная реклама во Владивостоке работает не так хорошо, как хотелось бы. Просто рынок у нас небольшой, поэтому ежедневное количество кликов меньше. Понял я это, запустив рекламу в Москве: в течение часа было 20 кликов и одна заявка, а во Владивостоке ты можешь ждать такого результата целые сутки. Важно отметит: сейчас в сети распространены тренинги и вебинары, на которых обучают контекстной рекламе. Многие предприниматели Приморья после просмотра подобных бизнес-уроков желают получить такой же результат, например, переход сразу 1 тысячи человек в день. Это для Москвы или Петербурга нормальная цифра, но не для Владивостока. Это нужно учитывать.
Создание сайтов мы подключили к своей работе не сразу, сначала разбирались с их продвижением. Интернет-магазины также появились в списке наших услуг позже.
– Самые востребованные услуги сейчас продвижение или создание сайтов?
– Продвижение. Изначально у меня была бизнес-модель, согласно которой клиенты постоянно что-то платят.
Просто сделать сайт за полмиллиона и сказать "до свидания" — не наш подход. Мы всегда делаем сайт и после этого продвижение. Иначе клиент выкидывает деньги в пустоту.
Поэтому предпринимателям стоит закладывать бюджет и на сайт, и на рекламу. Даже если у вас небольшая компания, отдать 15-20 тысяч в месяц на рекламу хотя бы на полгода вперед – верное решение.
– Вы считали, сколько сайтов создали за время своей работы?
– Больше 220 сайтов прошло через мои руки: аудиты, настройка рекламы, разработка и т.д. Количество только разработанных сайтов никогда не считал. Это крайне сложно. Те сайты, которые я делал в 2012 году, и те, что мы делаем сейчас, по уровню сильно различаются.
– Большинство сайтов разных компаний сейчас оказались похожи друг на друга. Они, как правило, одностраничные и сделанные как будто по одному шаблону, только в разных цветах… Это такой тренд и будет ли он меняться?
– Это правда, по такому типу во Владивостоке начали делать сайты в 2015 году. По факту все страницы в интернете одинаковые, так же как дома или машины. Просто именно этот тренд, уже стал заезженным. В таких одностраничных сайтах предприниматели ищут "таблетку" для решения всех проблем. Но это не панацея. Сделать хорошую страницу – это одно. Нужно ведь с ней работать, наполнять, предлагать полезный контент.
Кто-то пытается на таком сайте создать даже интернет-магазин, но это неправильно. Если у вас компания с множеством услуг, то одностраничный сайт вам точно не подходит.
Интервью с Алексеем Балабиным в Ресторацiи Шевелева. Фото: ИА PrimaMedia
– Какой сделкой вы больше всего гордитесь в начале своего пути?
– Мы создали интернет-магазин для мебельного салона. Этот клиент пришел к нам по рекомендации. После этого меня порекомендовали оптовой текстильной компании, создание сайта для которой было первым опытом работы над действительно крупным проектом. Это был интернет-магазин с синхронизацией "1С". До этого "1С" я вообще в глаза не видел. Было очень сложно. Тогда (2013 год – прим. ред.) стоимость контракта составила 160 тысяч рублей. Это был не только самый дорогой сайт для нас, но и самый интересный. Кстати, этой компании предлагали сделать сайт за 30 тысяч рублей на шаблоне, но они заказали работу именно у нас. Тогда я понял, что не все ориентируются на самое дешевое решение. Клиенты смотрят на то, что получат на выходе. Это немаловажно. К слову, с этим клиентом мы работаем до сих пор.
– Сейчас спрос на услуги по продвижению и созданию сайтов вырос. А когда вы начинали, как было? Наверняка, приходилось объяснять потенциальным клиентам, что такое контекстная реклама, зачем она нужна и как все это работает…
– Даже сейчас объяснять приходится многим "возрастным" предпринимателям. На самом деле первые клиенты пришли ко мне по рекомендации. Только после успешной реализации нескольких проектов мы стали размещать информацию о нас на Farpost. В 2013 году это было хорошим источником получения клиентов, потому что конкуренция была небольшой, но на данный момент мы отказались от такого продвижения.
Сейчас по объявлениям легко нарваться на того, кто сделает вам сайт, даже немного денег возьмет, только качество, как обычно это бывает, будет хромать. Проблема в том, что такие "специалисты" на многом экономят, например, используют нелицензионные модули, а это не профессионально, это своего рода обман. Ну какому предпринимателю это понравится?
Многие бизнесмены просто не понимают, что создание и продвижение сайта не может стоить 10 тысяч рублей.
– А сколько такие услуги стоят во Владивостоке?
– Услуги любой веб-студии привязаны к "трудочасам": сколько времени потратили, столько и заработали.
Наша цена: 1 час работы – 1 тысяча рублей. В это мы заложили стоимость часа сотрудника, аренду офиса, налоги и прибыль компании. Сайт мы делаем в среднем за 80-100 часов.
Большинство компаний ориентируются на такую же цену. Но есть и те, кто берет больше – по 3-4 тысячи в час, но их единицы. К слову, есть и такие, кто делает очень простые сайты по космической цене. Дело в том, что на каждую цену найдется свой клиент. Некоторые считают, что сайт за 50 тысяч рублей – это нереально много. Другие уверены, что полмиллиона – это мало.
– Помимо рекомендаций и сайта объявлений, какими еще способами привлекали новых клиентов?
– В прошлом году занимался холодным обзвоном. Это один из лучших способов получения клиентов, особенно в В2В. Это работает! Если хочешь получить первые заказы, бери и звони. Причем сам.
Позже от холодных звонков отказался. Мне не нужно было заполучить сразу много проектов. Дело в том, что разработка сайтов – сложная работа. Трудно вести одновременно больше трех клиентов. Пока у нас нет четкого прогнозирования сроков выполнения заказа, как только мы увеличим темпы производства, будем брать больше проектов за раз. Кроме того, у нас очень много ежемесячного абонентского обслуживания.
Набрать клиентов – не проблема. В день можно делать 100 звонков, за месяц привлечь 5 новых клиентов. Но потом что с ними делать? Получается, клиенты ради клиентов. Это не то, к чему хочется прийти.
– Вы начинали проект в одиночку. Когда поняли, что работать стоит в команде, и где искали специалистов?
– Первого человека в команду я взял в мае 2014 года, с ним мы сотрудничаем до сих пор. Нашел его по объявлению на Farpost, хотя до этого часто пересекались в работе над другими проектами. Сегодня нас в команде "Атом" четверо: я, проект-менеджер, специалист по рекламе и контент-менеджер.
На самом деле трудности в подборе персонала были. В 2012 году я только окончил университет. Мне было психологически сложно взять на работу специалиста в два раза старше меня, да и денег не было платить человеку с опытом. Поэтому сначала привлекал к работе студентов. Но в процессе работы оказалось, что студентам работа вообще не нужна, они ленивы, не хотят развиваться и профессионально расти. За последний год я провел много собеседований. Оказалось, что студенту в 90% случаев неважно, кем работать, им лишь нужно получить деньги, и будут они работать в IT, общепите или простыми грузчиками – без разницы. Для меня это было открытием. Сегодня у нас нет студентов.
– Работа дизайнера или программиста в большинстве случаев не привязана к месту, да и люди в этих профессий чаще творческие и любят свободу. Вы прибегаете к помощи специалистов на удаленке или ставите географические рамки в поиске сотрудников?
– Контент-менеджер, с которым мы работаем уже три года, живет в пригороде Владивостока, находиться в офисе ему смысла нет. Он выполняет задачи, которые мы ему ставим: наполнение, резервное копирование сайтов и так далее. А специалист по рекламе и проект-менеджер работают в офисе, так же как и я. Пользуюсь я и помощью верстальщика. Он как раз из Москвы. С ним мы работаем вместе почти 6 лет. А вот с дизайнерами сложнее. Это непостоянные люди, специфическая аудитория: он может сегодня работать, а завтра дауншифтером уехать в Азию, и ты до него не достучишься. Такое у меня бывает часто, поэтому постоянных дизайнеров у меня нет: с ними очень тяжело работать. Многие специалисты, на самом деле, либо не готовы работать удаленно, либо их работа непродуктивна.
Интервью с Алексеем Балабиным в Ресторацiи Шевелева. Фото: ИА PrimaMedia
– А как вы относитесь к конкуренции в своей сфере? Сейчас и компаний, и фрилансеров более чем достаточно во Владивостоке.
– Компаний около сотни и, наверное, еще сотни три – фрилансеры-студенты, которые просто подрабатывают. В нашем ценовом сегменте, а это 70-100 тысяч за корпоративный сайт, конкурентов около 10-15. Еще 10-15 компаний делают за более высокую цену – 300-500 тысяч, а все остальные делают за 10-15 тысяч. Не такие уж они и конкуренты.
– Какое конкурентное преимущество вы для себя выбрали как основное? Все обещают соблюдение сроков, индивидуальный подход, при этом работают на рынке много лет и имеют множество выполненных проектов... Чем же вы лучше?
– А все ли соблюдают сроки и бюджеты? (улыбается) Наверное, нас отличает то, что мы не делаем сайт просто по ТЗ, предлагаем более-менее бюджетную разработку, часто идем на уступки. Основная задача – сделать сайт, который будет соответствовать нашим стандартам и требованиям клиента, а после заняться его продвижением. Если мы беремся за работу, то никогда не сдадим ее недоделанной. Клиент приходит с определенным запросом, а мы делаем прототип, дизайн, верстаем, программируем, наполняем контентом, делаем поисковую оптимизацию и отдаем готовый сайт клиенту.
– Работаете с компаниями, которые находятся только в Приморском крае, или география неважна?
– Сейчас работаем только с компаниями, которые находятся во Владивостоке. Есть интерес выйти на Москву, которая "резиновая" и всех примет. Более того, рынок там "образованный", в отличие от столицы Приморья.
У нас слишком много тех, кто ничего не понимает и не хочет разбираться, а также тех, кто все знает и учит тебя работать.
К тому же в Москве средний чек выше и работать комфортнее.
– Собственники бизнеса по сравнению с тем, что было пять лет назад, начали более обдуманно подходить к своему продвижению в интернете или чаще пускают дело на самотек, всецело доверяя программистам, копирайтерам и т.д.?
– Возможно, число "думающих" предпринимателей все-таки выросло, но однозначно так говорить нельзя, потому что все зависит от ситуации и конкретного человека. Например, у меня есть знакомая, которая заказала сайт у какого-то программиста и платит ему же за продвижение 40 тысяч рублей. Это бред. Так нельзя поступать. Как итог, за месяц к ней на сайт пришло всего 20 человек! Я ее спрашиваю: "Сколько ты готова заплатить за клиента?". А она в шоке, она даже никогда не думала об этом. Но ведь задача бизнесмена – понять, сколько стоит твой клиент, какая у тебя конверсия и т.д. Не нужно эти функции перекладывать на маркетолога или специалиста по рекламе…
– Что важно при выборе агентства для создания или продвижения сайта?
– Если встречаетесь с подрядчиком, нужно обращать внимание на вопросы, которые он задает. Если спрашивает, какой у вас бизнес, какие услуги оказываете, какие есть сопутствующие услуги, как ведет себя клиент и т.д., то с ним можно работать. А если человек говорит, что "настроит" вам 10 тысяч ключевых слов, уверяя, что все будет хорошо — это туфта, гнать его надо.
Если вы приходите к специалисту, не понимая, как продвигать свой бизнес, то непорядочный подрядчик "нальет вам воды" в уши. Вы должны поставить конкретные задачи: столько-то кликов в день, такая-то конверсия на сайте и т.д. Вы должны посчитать стоимость клиента, если готовы заплатить за него 3 тысячи рублей при конверсии в 1%, то вместе с подрядчиком определяете, что цена клика должна быть не более 30 рублей. Это важно.
Алексей Балабин: Если компания не стремится к сертификату "Яндекса" или Google, то вероятнее всего там полнейший бардак. Фото: ИА PrimaMedia
– С компаниями из каких сфер чаще всего работаете?
– Со множеством, но я не работаю с компаниями из одной ниши. Могу создать сайт двум компаниям из одной сферы, но в продвижении буду работать только с одной. Мне некомфортно работать с двумя компаниями, которые конкурируют между собой. Я ведь не смогу клиенту объяснить, почему этот сайт на первом месте, а этот – на втором. Это неправильно.
Наверное, самый популярный во Владивостоке вид бизнеса – все, что касается авто: аукционы, автосервисы, доставка из Японии, транспортные компании.
Специфика моей работы заключается в том, что ты разбираешься во всем по чуть-чуть. Приходится понимать и в компьютерах, и в контейнерах, и в аренде, и в продаже всего на свете. Но важный момент – когда клиент приходит без ничего, то и на выходе он часто получает результат так себе.
– У вас работают сертифицированные специалисты. Что это дает вашей компании?
– Во Владивостоке сертифицированных специалистов единицы, а сертифицированных агентств еще меньше. Мы сами пока идем к получению статуса сертифицированного агентства. Поскольку у нас рынок не развит, мало кто понимает, что такое сертифицированный специалист. По факту для многих это некая бумажка. Хотя требования к специалистам очень высокие. Чтобы стать сертифицированным агентством, у компании должен быть расход на агентском аккаунте от 200 тысяч рублей в месяц, от 20 клиентов, а также нужно пройти "ручную" проверку рекламных кампаний сотрудниками "Яндекса"
Если компания не является агентством, сертифицированным "Яндекс" или Google, и не стремится к этому, то, вероятнее всего, там полнейший бардак.
– Расскажите о компаниях, с которыми вы работаете.
– Сеть магазинов "Зеленый остров", автосервис "Желтый бокс", "Альянс телеком". Это те, что на слуху. В основном наши клиенты – малый бизнес, о котором никто не слышал: стоматологии, текстильные компании, мебельные салоны. Мы не работаем в крупном ценовом сегменте и даже со средним бизнесом. По факту для Владивостока 100+ человек – это уже крупная компания. Среди наших клиентов многие имеют коллектив по 10-30 человек, а ведь 10 сотрудников – это вообще микробизнес. У нас множество клиентов именно из этой сферы, с ними комфортнее всего работать.
Корр. ИА PrimaMedia Инна Холина. Фото: ИА PrimaMedia
– Будущее своей компании в дальнейшем вы видите также в разработке и продвижении сайтов?
– Я считаю, что разработка сайтов – это на самом деле "детский" бизнес. Сюда приходят по молодости, как я сам пришел. Для многих компаний, как во Владивостоке, так и в Москве, разработка сайтов – это стартовая площадка. Чаще всего после этой работы ребята уходят в разработку сервисов. Только лишь в создании сайтов я не вижу будущего для компании. Помнится, был у нас бум на приложения. Я тогда задавался вопросом, зачем приложение по натяжным потолкам… Просто нужно сделать сайт удобным.
Поэтому мы продолжаем делать сайты удобными, уникальными и эффективными. Ведь эта услуга в любом случае будет востребована. Да и работать более чем интересно, ведь ты знакомишься с огромным количеством разных бизнесов, учишься решать всевозможные задачи. Вот недавно настраивал рекламу для компании, оказывающей ритуальные услуги… Сначала было страшновато, но потом радовались, что пять гробов продали. На самом деле радоваться то не стоит.
Только на создании и продвижении сайтов останавливаться, конечно, не собираемся. Мы с партнером разработали уникальную CRM-систему для автошкол. Дело в том, что сервис у некоторых автошкол есть, но для собственников бизнеса очень неудобный. Мы предлагаем решение, которое позволит отслеживать с помощью телефона количество учеников, оплату, занятость водителей, их рейтинг, маршрут и т.д. Сейчас продукт дорабатываем. Планируем, что сервис будет предполагать ежемесячное обслуживание.
Контакты:
+7 (984) 205-39-94
e-mail: [email protected]