Сделать «Еруслан» эко-безопасным СРЗ в Приморье готов за 1 млн рублей

Судоремонтники, взявшие на хранение судно, согласны его «терпеть» только до конца года (ФОТО)
Еруслан на хранении в Славянке. Фото: Максим Шпак, ИА PrimaMedia

Представители Славянского судоремонтного завода, на ответственном хранении которого находится сейчас многострадальное, брошенное когда-то у берегов Приморья судно "Еруслан", готовы сделать его безопасным для приморской экологии за 1 миллион рублей. Ранее специалистам СРЗ уже пришлось заниматься срочной ликвидацией мазутного пятна в бухте Нерпа возле сухогруза, несмотря на то, что СРЗ брал на себя обязательства только по сохранности имущества. В отсутствие собственника, судоремонтники ждут финансирование от судебных приставов, которые в силу объективных причин не спешат решать вопрос с разукомплектованием Еруслана. Как сообщил ИА PrimaMedia генеральный директор Славянского СРЗ Андрей Якимчук, присматривать за проблемным имуществом он готов лишь до конца года, а далее перейдет к активным действиям.

Напомним, сухогруз Yeruslan (порт приписки Пномпень), много лет возивший подержанные иномарки из Японии, был арестован и оставлен на рейде в Амурском заливе в сентябре 2015 года. Полтора года судно стояло нетронутым, но зимой 2016-2017 года, когда стал лед, охранявшие сухогруз моряки покинули его. Горожане начали распространять в соцсетях фотографии и информацию о новой достопримечательности, и к загадочному кораблю-призраку потянулись десятки любопытствующих. Судно быстро было разграблено, вандалы спилили и увезли несколько десятков тонн металла, 31 января Yeruslan практически полностью выгорел, а после начал тонуть. 18 февраля Yeruslan едва не ушел на дно, до этого момента оставалось всего полчаса-час. Спасательная служба прибыла с насосами и предотвратила затопление. 21 февраля экипаж спасательного буксира Тихоокеанского флота "Фотий Крылов" провел обколку льда вокруг судна и осуществил буксировку аварийного сухогруза "Еруслан" до порта Славянка.

– Мне позвонил главный судебный пристав и по-дружески попросил забрать судно и поставить куа-нибудь подальше от Владивостока. Именно на мель, чтобы не утонул, – рассказывает глава СРЗ Андрей Якимчук. – Мы дали добро, они наняли военных, которые дотащили его до уреза нашей акватории, тут буксир "Славянец" его подхватил и вытолкал на мель. Подписали договор о том, что мы будем его хранить и обеспечивать сохранность. Договор "весомый": 1 тысяча рублей в месяц. В общем, мы просто помогаем.

По словам главы предприятия, он прекрасно понимал, что судно даже на мели будет доставлять хлопот и придется бороться за его живучесть. Так, пока "Еруслан" стоял во льдах, появилось масляное пятно.

– Может быть, его и принесло откуда-то, мы точно не знаем. Но обнаружив, сразу приняли меры. Срочно выставили боновое заграждение. Все реагенты, которые были на заводе на случай ЧП, использовали здесь, даже еще и покупать пришлось. В итоге пятно локализовано и не растекается. Радужная пленка, которую сейчас можно видеть, не вредит экологии. Судно встало на свое место, нос плотно стоит на мели, и корма уже тоже села, дальнейших подвижек нет, волной его не собьет. Каждый день мы его наблюдаем, капитан порта Посьет тоже приезжает, проверяет состояние судна.

Уверен, что лучше нас с этим судном никто бы не справился. Потому что у нас есть все необходимое оборудование в хозяйстве, в том числе и что касается экологической защиты, – сообщил Якимчук.

В дальнейшем специалисты предприятия планируют заварить все иллюминаторы, чтобы волной не заплескивалась вода. Боновое заграждение остается. Но чтобы полностью обезопасить судно и исключить вероятность вреда экологии, этого недостаточно. На "Еруслане" по мнению экспертов (сотрудники СРЗ специального обследования внутри не проводили) может оставаться некоторое количество мазута. Поэтому судно нужно полностью зачистить изнутри, то есть обработать реагентами и сдать на специальную станцию.

– Смета готовится. Написали письмо приставам о том, что на все эти работы нужно порядка 1 млн рублей. Общение с приставом идет и по телефону, и по переписке, но пока никакой конкретики нет. Говорят, что будут все отправлять в Москву, потому что это не их полномочия. В принципе, можно и самим закупить реагенты, заключить договоры с организациями. Методика есть. За миллион мы его зачистим полностью, то для экологии он представлять опасность не будет.

Мы несем за него ответственность с точки зрения его сохранности. Уверяю, что ни одна железка с него не пропала. Если нам заплатят деньги, то мы готовы взять ответственность за экологию, – заверил Андрей Якимчук.

Он сделал акцент на том, что за экологию всегда отвечает собственник судна. Не важно, на заводе или в порту. Но в данном случае единственные, к кому может обращаться предприятие, это судебные приставы. Те, в свою очередь, уже давно тщетно пытаются найти собственника. Не нашли его ни в Гонконге, где зарегистрирована компания-оператор, ни в Камбодже, под флагом которой ходил "Еруслан", ни где-либо еще.

Андрей Якимчук отметил, что решение вопроса с "Ерусланом" с самого начала не казалось никому легкой задачей. Именно поэтому его поставили не на территории завода, а куда подальше, на базе дочернего предприятия – понимали

, что это надолго. По всей видимости, судьба у "Еруслана" – разукомплектование на металлолом. По словам Якимчука, на сегодняшний день себестоимость таких работ – это 5-6 рублей за каждый килограмм веса судна (включая расходные материалы). То есть 5-6 тысяч рублей за тонну. Стоимость же металла разная в зависимости от качества и состояния рынка. Сегодня порядка 5-8 тысяч рублей за тонну. Соответственно, только эту разницу и получится получить в виде прибыли, которую приставы планировали пустить на долги по зарплате судовладельца перед экипажем, которые до сих пор не погашены.

– Думаю, будут объявлены торги, чтобы найти того, кто хочет заняться разукомплектованием. Мы участвовать в них пока не планируем. Впрочем, если попросят, то не исключаем. Когда это будет, не знаю. В принципе, у металлолома нет срока хранения, это вечное. Но стоять у нас он вечно не будет. И через некоторое разумное время мы будем шевелить процесс. Думаю, до конца года потерпим, а дальше буду писать, звонить и так далее, – пообещал глава предприятия.

По мнению депутата Законодательного собрания Приморского края Константина Богданенко, вопрос времени зависит, в том числе, и от приморских СМИ. На фоне большого количества резонансных публикаций тонущее судно сдвинули с мертвой точки примерно за полтора месяца. Но если вопрос не поднимать дальше, считает депутат, эта история "будет длиться вечно". Поэтому Константин Богданенко пообещал отправить депутатский запрос в Управление ФССП и провести очередную встречу по поводу "Еруслана" уже с участием судебных приставов.

Гендиректор Славянского СРЗ Андрей Якимчук добавляет, что таких пароходов, как "Еруслан" много. Владельцы их бросают, и ничего с ними не сделать.

– Но если хоть один раз полностью пройти этот путь, мы очистим берега, и люди будут при работе, и никому повадно не будет, – подытожил Якимчук.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia