Официальная статистика проверок различными контролирующими органами бизнеса не всегда отражает проблемы отрасли. Эти данные необходимо соотносить с другими вопросами, касающимися текущего положения дел в предпринимательском сообществе. На эту тему рассуждает председатель Приморского регионального отделения "Деловой России", эксперт ОНФ Алексей Тимченко в традиционной рубрике ИА PrimaMedia "Авторская колонка":
— По официальным данным, в том числе по статистке регионального бизнес-омбудсмена, количество проверок бизнес-организаций и индивидуальных предпринимателей снижается. Это в целом хороший показатель, но тут нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, естественным образом постепенно снижается количество плановых проверок ИП и юридических лиц, поскольку они проводятся не чаще одного раза в три года, а при согласовании плана проверок органы прокуратуры объединяют в пределах одного временного периода возможные проверки одной компании разными контролирующими ведомствами. Во-вторых, постепенно снижается и количество внеплановых проверок, однако в отдельных секторах количество таких мероприятий не уменьшается. Тут тоже есть объективные причины – во-первых, такие проверки проводятся только после согласования органами прокуратуры, которые проверяют достаточны ли основания для выхода на проверку, во-вторых, вероятность проверки сильно зависит от вида хозяйственной деятельности – например, сфера общественного питания или торговли по вполне естественным причинам будет подпадать под достаточно частые проверки из-за среднестатистически высокой вероятности нарушений в сравнении с другими видами деятельности. Поэтому я бы не говорил о том, что ситуация стала благополучной для бизнеса – проверки остаются актуальным аспектом, но нужно оценивать конкретные случаи. Полагаю, что необходимо вести анализ проверок приморских компаний и предпринимателей в динамике за несколько лет, и такие данные будут гораздо более объективными, чем просто абстрактная "цифровая" статистика за год.
Эксперты нашей организации считают, что проверки предпринимателей являются лишь одним их показателей положения дел, по которым следует оценивать благополучие бизнеса.
Например, опять же официально, количество обращений предпринимателей растет, и за год в регионе количество таких жалоб выросло почти вдвое. Вот это – более яркий показатель того, с чем конкретно сталкиваются предприниматели региона в процессе работы. Тут тоже нужно вести глубокий анализ тематики и содержания обращений. Даже поверхностный взгляд на официальную статистику говорит о том, что есть как минимум более проблемные сектора. Например, относительно большое количество обращений касается арендных правоотношений, вопросов лицензирования и разрешительной деятельности. Много жалоб из сферы услуг. Если мы сравним это с теми проблемами бизнеса, которые на слуху, – например, это проблема получения в использования имущества, вывод из управления Минобороны и передача в гражданский оборот земель с их последующим использованием, в том числе и бизнесом, то станет понятно, что это разные стороны одной и той же медали, то есть системные проблемы. Другой пример – лицензирование и разрешительная деятельность, а она тоже связана с проверками со стороны лицензирующих органов. Вот и показатель – даже если количество проверок уменьшается, но по такой тематике количество жалоб бизнеса (то есть потенциальных или действующих лицензиатов) остается высоким, то это как минимум свидетельствует о том, что далеко не все благополучно.
Аналитики "Деловой России" также отмечают, что рост количества обращений по отдельным проблемам должен быть сигналом для властей о повышении внимания к тому или иному виду деятельности или сферы бизнеса.
Например, увеличилось количество обращений предпринимателей, занятых в сфере туризма, но ведь из-за снижения курса рубля к резервным валютам у нас существенно вырос въездной туризм, тут, напротив, количество проблем должно уменьшаться, ведь в данном сегменте экономики региона — рост. И раз бизнес стал жаловаться больше, нужно разбираться, что тут за системные проблемы.
В Приморском региональном отделении "Деловой России" ведут анализ как поступающей от предпринимателей информации, так и тематического содержания СМИ и ресурсов сети Интернет. Результаты нашей работы будут переданы властям для работы по улучшению ситуации, в том числе в формате таких мероприятий, как ежегодная встреча предпринимателей региона с губернатором края. В нашем регионе диалог бизнеса и власти налажен хорошо, глава региона всегда прислушивается к проблемам предпринимателей, поэтому такой формат работы является оптимальным для улучшения делового климата в регионе, что постепенно и происходит.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморские делороссы вошли в региональный совет по содействию развитию конкуренции
Приморскому бизнесу нужна помощь властей в вопросах развития экспорта — "Деловая Россия"