Беспрецедентные возможности открываются на Дальнем Востоке для иностранных инвесторов, и задача медиа – дать бизнесу веру в серьезность намерений государства РФ. Такой итог подвели участники ключевой сессии "Возможности для иностранных инвесторов. Инструменты развития" на МедиаСаммите-2017(12+), прошедшем 8 и 9 июня во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
Ключевая сессия "Возможности для иностранных инвесторов. Инструменты развития". Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
Как отметил в ходе сессии генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов, в ходе деятельности по развитию Дальнего Востока и в рамках таких проектов, как Территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ) реализовано уже 27 инвестиционных проектов. В регионе работает 17 ТОР, заявки на вступление в которые подали 292 компании с общим заявленным объемом инвестиций в 1,4 трлн рублей. В СПВ заявок было подано 364 с общим объемом инвестиций в 362 млрд рублей. Более 6 млрд долларов в экономику Дальнего Востока инвестировали иностранные инвесторы.
— Средства массовой информации, без преувеличения, первые помощники правительства в деле развития региона, — добавил Тихонов. – Бизнес должен поверить в реалистичность намерений российского государства и в то, что защита прав инвестора для нас на первом месте.
Денис Тихонов и Анна Акпарова. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
По словам руководителя ДВ филиала EY (Ernst&Young) Алексея Ерохина, 3 года с вступления в силу режимов ТОР и СПВ – слишком короткий период, не поддающийся математическому анализу.
— Прогресс от действий, направленных на развитие экономики региона, ощущается уже сейчас, но, как говорится, нет предела совершенству, — добавил Ерохин. – Правительство пошло по правильному пути, прислушавшись к международным консультантам, к критике со стороны бизнеса. В итоге критика нашла отражение во всех мероприятиях ведомств, направленных на развитие Дальнего Востока. Верным шагом также стал анализ лучших практик стран АТР, Запада, а также арабского мира в этом плане. Был оценен логистический опыт таких стран, как Канада и Австралия, а также опыт Кореи в развитии территорий. Однако не хотелось бы, чтобы мой комментарий звучал исключительно как похвала: все-таки правительству необходимо больше гибкости в вопросах включения в ТОРы и освоения новых территорий.
Алексей Ерохин. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
На сегодняшний день над развитием Дальнего Востока работают четыре института: Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Фонд развития Дальнего Востока и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. По словам директора Фонда развития Дальнего Востока Алексея Чекункова, важная задача каждого из институтов – "не превратиться в помойки плохих долгов".
— Нам нужно достичь целей развития, при этом не свалившись в яму "финансовых трупов", — добавил Чекунков. – Фонд четко понимает свою нишу: мы даем бизнесу дешевые длинные деньги. Взять кредит для бизнеса на десять лет под 5% годовых – раньше о таком можно было только мечтать, а сейчас это реальность. Самый продолжительный срок кредита у нас составляет 23 года, и в таких условиях нагрузка на бизнес снижается в 4-5 раз. Само собой, мы не можем давать такие кредиты всем, и ориентируемся на лидеров рынка, на финансово устойчивые компании, способные платить долги. Малый бизнес в основном вырастает вокруг таких компаний, но выдавать такие дешевые и длинные кредиты малому бизнесу мы, к сожалению, не смогли: 10%-ый уровень дефолтов в таких компаний не позволяет нам идти на такие жертвы. Тем не менее, малый бизнес тоже может кредитоваться у нас на срок в десять лет. Единственная разница в процентных ставках: для МБС у нас предусмотрена ставка в 11% годовых.
Анна Акпарова, Алексей Чекунков и Константин Богданенко. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
По словам Чекункова, Фонд вынужден сегодня отказывать девяти из десяти компаний, обращающихся за финансированием.
Как отметил Чекунков, СМИ играют прямую роль в развитии инвестиционного климата в Приморье.
— Журналисты пишут черновик истории, — добавил Чекунков. – Историки, в свою очередь, будут писать историю не по нашим делам, а опираясь на статьи журналистов.
Об инвестиционной привлекательности Дальнего Востока много говорят и хорошо знают на Дальнем Востока, а вот на Западе России о режимах ТОРов и СПВ знают намного хуже, уверен директор по развитию компании ДНС Константин Богданенко.
— Бизнесу необходимо теснее сотрудничать со СМИ, а СМИ, в свою очередь, необходимо задавать бизнесу больше вопросов, интересных целевой аудитории, — добавил Богданенко. – Достойные ли рабочие места предлагает компания в рамках инвестиционного проекта? Какие специалисты необходимы? СМИ способны создать положительный имидж региона, сформировать общественные настроения.
Константин Богданенко. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
Генеральный директор угледобывающей компании "Колмар" Сергей Цивилев познакомил участников ключевой сессии с проектами компании в рамках территорий опережающего развития в Республике Саха (Якутия). Спикер акцентировал внимание аудитории на тех возможностях мультипликативного развития действующих площадок УК "Колмар" в ТОРах, которые должны привлечь к участию в проектах российский и иностранный бизнес.
— С 28 февраля этого года согласно распоряжению председателя правительства РФ два наших горно-обогатительных комбината являются резидентами ТОРов в Якутии, — сообщил Сергей Цивилев. — Сейчас еще шесть других компаний оформляют статус резидента на этих площадках. Благодаря этим новым резидентам "Колмар", например, сможет передать часть работ (услуги питания, перевозки, ремонт техники) на аутсорсинг и сосредоточиться на основной нашей деятельности – добыче и обогащении коксующихся углей. Что эти предприятия могут принести для развития южной Якутии? Эти предприятия могут оказывать услуги не только "Колмару", в дальнейшем они смогут оказывать услуги для всех, кто хочет в южной Якутии развивать месторождения.
Как отметил генеральный директор УК "Колмар", компания планирует на территории одного из своих ГОКов специальную площадку площадью в 300 га. "Колмар" готов обеспечить всю инфраструктуру площадки — ж/д-пути, автомобильную дорогу, ЛЭП, водоснабжение.
— Мы предлагаем на этой площадке развивать кластер, который будет необходим для отработки тех месторождений, которые есть в южной Якутии. Это — огромный потенциал, огромные возможности для других инвесторов. Я обращаюсь к СМИ, чтобы эту информацию доносили до своих бизнесменов, рассказывали об этом. Мы готовы помочь любому, кто хочет прийти в южную Якутию, кто хочет ее развивать. Чем больше будет предприятий, которые заинтересованы в развитии южной Якутии, больше будет эффективность, — обратился с участникам ключевой сессии Сергей Цивилев.
Сергей Цивилев. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
Напомним, что Дальневосточный МедиаСаммит-2017 — главное событие медиаотрасли на Дальнем Востоке — проходит 8-10 июня в кампусе ДВФУ во Владивостоке. Ведущие представители медиасообщества Дальнего Востока и приглашенные эксперты, а также делегации иностранных журналистов обсуждают последние тренды блогосферы, digital-маркетинг, фактчекинг, PR для стартапов, возможности социальных медиа и другие актуальные вопросы развития отрасли.
Организаторами МедиаСаммита выступили Приморское отделение Союза журналистов России, администрация Приморского края, ДВФУ, Законодательное собрание Приморского края, ВГУЭС. Соорганизатор — агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.