Долгожданная новость о том, что в ситуацию с ЭРА-ГЛОНАСС на Дальнем Востоке вмешалась ФАС, недолго радовала автомобилистов. Казалось бы, проблема решена, и стоящие в огромной очереди автомобилисты могут теперь покупать приборы напрямую у заводов и по цене производителя. Однако право идентификации устройств вызова экстренных оперативных служб по-прежнему остается лишь у АО "ГЛОНАСС" и ее единственного агента, чем компания и пользуется. Как сообщили ИА PrimaMedia представители приморского автобизнеса, с 10 августа компания не регистрирует "неофициальные" кнопки в информационной системе, операторы не видят месторасположение таких машин.
Такие выводы рассерженные дальневосточники сделали на основании простой проверки – протестировали кнопку, записал разговор на видео. При активации устройства оператор системы вышел на связь, но заявил, что не видит координаты автомобиля. Утверждая, что машину не видно в системе, в конце разговора девушка предлагает все-таки вызвать владельцу оперативные службы.
"Эта кнопка куплена у официального завода-изготовителя, получен СБКТС, который занесен в базу на гост.ру, система установлена на автомобиль, получен паспорт технического средства. Далее информация об устройстве отправляется инициативным собственником в АО "ГЛОНАСС" с просьбой внести данные в единую базу. Но с сегодняшнего дня операторы не видят местонахождение машин в системе, хотя, в соответствии с техническими данными, система определяет его автоматически через спутник", — рассказал представитель инициативной группы Денис Максименко.
По мнению участников рынка, АО "ГЛОНАСС" создает искусственный барьер для покупки устройств у заводов-изготовителей напрямую, минуя компанию-оператора, препятствуя регистрации этих терминалов в государственной системе. Несмотря на прямое указание ФАС на дискриминацию, вынуждая покупать лишь по указанной обществом схеме. И теперь знаменитые многотысячные очереди могут появиться в другом узком месте системы "ГЛОНАСС".
Напомним, что с 1 января 2017 года все автомобили, ввозимые в РФ, в обязательном порядке должны быть оборудованы так называемой "тревожной кнопкой" — устройством вызова экстренных оперативных служб (УВОЭС). Порядок оборудования такими устройствами подержанных иномарок, которые годами ввозят из Японии через Владивосток, разработан не был, и автомобильный рынок Приморья с нового года впал в ступор. Таможня отказалась выдавать ПТС, и тысячи иномарок оказались в подвешенном состоянии. После протестных митингов и подключения местных властей АО "ГЛОНАСС" — оператор государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" — опубликовал так называемый временный порядок оборудования иномарок устройствами вызова, функцию поставки терминалов в регион компания взяла на себя, определив в Приморье два официальных агента, имеющих право торговать устройствами и устанавливать их на авто.
Однако автомобильное сообщество столкнулось с новой проблемой: дефицит кнопок породил не только многотысячную очередь со сроком ожидания более трех месяцев, но и различные мошеннические схемы, "черный" рынок, на котором стоимость кнопки достигает 100 тысяч рублей, и спекуляции, когда "свежая" машина получает кнопку быстрее давно стоящей в очереди.
Инициативная группа жителей Приморья составила жалобу в УФАС на деятельность АО "ГЛОНАСС" и его агентов в Приморском крае. Отметим, что в данный момент остался только один агент организации — компания "ВМР". Со вторым "Сумотори-Авто" московская компания разорвала отношения в конце июля, создав единую очередь. Обращающиеся автолюбители просили федеральный орган проверить законность действующей схемы распределения терминалов безопасности "ЭРА-ГЛОНАСС" конечному потребителю, то есть автовладельцам. По мнению автомобилистов, действия акционерного общества нарушают антимонопольное законодательство и временный порядок, по которому устанавливается терминал безопасности, что и является причиной дефицита подержанных автомобилей на рынке и приборов для них.
Стоит пояснить, что во временном порядке указано, что устройство необходимо приобрести только у АО "ГЛОНАСС" или у одного из его агентов. Договор купли-продажи устройства необходимо предоставить в испытательную лабораторию для получения СБКТС. Затем это свидетельство предоставляется в таможенные органы, и только после этого гражданин может получить вожделенный ПТС в ГИБДД. Кроме этого требование о необходимости предоставить в испытательную лабораторию копию договора купли-продажи терминала у одного из агентов содержится и на сайте Росаккредитации. ФАС России пришла к выводу, что Росаккредитация, разместив на своем сайте требование о приобретении устройства у одного из агентов АО "ГЛОНАСС", установила для приобретателей устройств ограничение выбора организаций, у которых устройство можно приобрести. 26 июля 2017 года ФАС выдала предупреждение Росаккредитации об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства. Согласно предупреждению Росаккредитации необходимо до 11 августа 2017 года исключить из сообщения на сайте информацию о необходимости приобретать устройства только у агентов АО "ГЛОНАСС".
Тем временем, в АО "ГЛОНАСС" сообщили, что по состоянию на 10 августа, с апреля на Дальний Восток было отправлено порядка 21,7 тысячи комплектов оборудования "ЭРА-ГЛОНАСС" для установки на ввозимые подержанные автомобили. К 5 сентября количество поставленного в ДФО оборудования за все время составит более 35 тысяч комплектов аппаратуры.