Благодаря исключительной природе Приморья, сочетающей в себе достопримечательности на любой вкус, рынок внутреннего туризма в крае неуклонно растёт. Величественные водопады, панорамные горные пейзажи, великолепие морей и загадочность древних пещер притягивают не только местных туристов, но и путешественников из центральной части России и даже из других стран. Основатель туристического агентства "Хорус" Александр Шамов рассказал в интервью ИА PrimaMedia о том, чем закончился высокий туристический сезон-2017 и что нужно для того чтобы качественно повысить турпоток последующих лет.
— Александр, высокий туристический сезон 2017 года уже подошел к концу. Как вы оцениваете его итоги?
— Вы знаете, в Приморье туристический сезон продолжается круглый год. Летом люди осваивают морские пляжи, исследуют острова и посещают заповедники. Зимой любуются застывшими водопадами, спускаются в пещеры, покоряют снежные вершины. Работа в удовольствие есть всегда, независимо от сезона. Просто зимой его немного меньше. В целом скажу, что турпоток в этом сезоне был внушительным. Путешественники ехали один за другим.
Туристы. Фото: ИА PrimaMedia
— Есть ли в этом году прирост иностранных туристов в регионе, по вашим наблюдениям?
— Да, ощутимый прирост есть. В этом сезоне часто встречались американские, немецкие, корейские и китайские туристы. Конечно, большая часть аудитории представлена туристами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обусловлено тем, что Приморье для них более доступно, так как находится рядом. Поэтому большая часть — это все-таки китайцы и корейцы. Кроме того, много туристов в этом году приехали насладиться красотами края из Центральной России.
— Какие достопримечательности Приморья пользовались спросом у туристов по итогам сезона?
— Несмотря на то, что основной изюминкой отдыха в Приморье является отдых у моря, все же огромной популярностью в этом году, как и в предыдущем, пользуется горный туризм. В частности, горы Ольховая, Снежная и Пидан. Кроме того большим спросом пользовались такие места, как – полуостров Гамова, полуостров Краббе, остров Аскольд, бухта Триозёрье. Каждый месяц набирались группы на водопад Чёрный Шаман и на Амгинские тёплые источники.
Остров "Томящегося сердца". Фото: ИА PrimaMedia
— Наш край славится обилием разнообразных морских пляжей на любой вкус: от тех, что находятся в черте городов, и до далеких заповедных. Насколько активно туристы выбирают морской отдых?
— Мы путешествуем везде. Ходим в горы, исследуем побережье, посещаем острова, спускаемся в пещеры и ездим к водопадам. Также, в программе есть посещения заповедников. Дорога ко многим объектам, конечно, непростая, и проехать к ним очень тяжело, но наш автопарк состоит из проходимых автомобилей, вмещающих достаточное количество людей. Поэтому проблем с доставкой у нас не возникает. Мы смело можем сказать, что можем доставить туриста в любой уголок Приморского края. Поэтому нельзя сказать, что морской отдых превалирует.
— Как повлиял на туристическую активность циклон, принесший с собой в начале августа сильные ливневые дожди? Основной удар стихии пришелся на Хасанский район, который является одним из самых посещаемых туристами мест.
— По большому счету никак не повлиял. Разрушенные стихией дороги быстро восстановили, а туристы, которые остались в эпицентре циклона, были расселены по местным базам отдыха. Так как природа Хасана славится обилием заповедных мест, спрос на них всегда остается высоким. Тем более, что это был конец лета, который традиционно является самым привлекательным временем для пляжного отдыха у моря. Основная масса самостоятельно отдыхающих туристов в это время поехала на пляжи Находкинского округа, тем самым разгрузив Хасанский район. Сам момент конечно, когда смыло мост – неприятный, но это произошло в ночь с воскресенья на понедельник. А обычно туристические группы вывозятся с отдыха в воскресенье вечером. Такие топовые места отдыха, как бухты Андреевка, Витязь, Зарубино – вообще не ощутили удар стихии, а на полуострове Краббе и вовсе не было дождя.
Остров. Фото: ИА PrimaMedia
— А есть ли разница в предпочтениях русских туристов и иностранных? Может кто-то предпочитает активный отдых, а кто-то спокойный.
— Разницы в предпочтениях особой не заметил. Иностранцы предпочитают и как обзорные экскурсии по городу и Русскому острову (батареи, форты, океанариум, пляжи), так и выезды в нашу жемчужину Приморского края – Хасанский район. Наш проходимый транспорт, минимизирует пешеходные переходы. Поэтому туры можно одновременно отнести и к активному и спокойному виду. Часто набираются смешанные группы и всем одинаково интересно.
— По вашему мнению, какую "работу над ошибками" стоит провести всем участникам внутреннего рынка, в том числе, туроператорам в рамках подготовки к летнему сезону-2018? На чем стоит сосредоточить внимание?
Мне кажется, как таковых ошибок не имеется. Просто стоит повышать сервис предоставляемых услуг, так как всегда есть, куда расти. Туроператорам и проводникам следует следить за чистотой посещаемых зон, не допускать замусоривания природных мест своими же туристами. Иногда приходится самому лично подбирать фантики, хотя в основном подбираются сознательные путешественники. Важно помнить, что природа, несмотря на ее величие, весьма хрупкая материя. И резкое воздействие человека и благ его цивилизации для нее губительны.
Вид с вершины Пидана. Фото: ИА PrimaMedia
— А что бы вы пожелали путешественникам в следующем году?
— Я всегда много путешествовал по родному краю. Хочу сказать, что местная природа уникальна. Цепи горных хребтов, горные реки с водопадами и порогами, пещеры, морские побережья, вулканические плато, озера. Очень много редких растений и животных со страниц Красной книги. У нас заповедные зоны и заказники повсюду. Увидев красоту Приморского края своими глазами, волей-неволей захочешь поделиться этим с другими. Поэтому я желаю туристам, что новый сезон прошел активно и принес много ярких эмоций и много впечатлений.
ОТ ИА PrimaMedia напомним, что Приморский край по праву считается флагманским регионом в формировании нового туристского бренда страны — "Восточного кольца России". В силу географического положения и развитой транспортной инфраструктуры Приморье занимает в ДФО особое место, поэтому не случайно в "Восточном кольце" ему отводится роль логистического хаба. Вместе с тем нашему региону есть что предложить туристам и помимо развитой логистики.
Справка:"Восточное кольцо России" — единый бренд, демонстрирующий многообразный туристский потенциал регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Отражен в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной в 2009 году. "Восточное кольцо России" включает в себя Республику Саха (Якутия), Бурятию, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Иркутскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
Брендинг Приморского края в рамках проекта имеет широкий спектр направленности: конгрессно-выставочный туризм с проведением международных и национальных мероприятий, культурно-познавательный туризм на базе исторических и современных арт-объектов, спортивный туризм ("Фетисов-арена" и "Приморское кольцо"), экологический туризм на базе 20 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), пляжный туризм с использованием порядка 100 пляжей, круизный туризм.
Материал подготовлен в рамках проекта "Приморский маршрут" на сайте ИА PrimaMedia. Цель проекта – раскрытие туристского потенциала Приморского края как флагманского региона в создании бренда "Восточное кольцо России".