Приморский спидвей-клуб "Восток" — один из пяти существующих в России на сегодняшний день. Прославленный клуб в этом году отмечает свой 55-й день рождения. В прошлом году гонщики "Востока" досрочно стали чемпионами России. Однако в сезоне 2017 коллектив покинули его лидеры Григорий и Артем Лагута. Потери команду заметно ослабили, тогда роль лидера на себя взял молодой 22-летний гонщик Сергей Логачев.
— Сергей, во сколько лет начал увлекаться этим видом спорта?
— Спидвеем я занимаюсь с 17 лет. Тогда я впервые сел на гаревый мотоцикл, и только начал тренироваться за "Восток". Когда мне исполнилось 18, я уже поехал в основном составе команды "Восток" на сборы в Латвию. Конечно, сразу же я не попадал в основу, но на некоторые гонки тренер меня выпускал, я набирался опыта.
— До прихода в спидвей занимался мотокроссом?
— Вообще я в мотокроссе с семи лет, начал заниматься в Амурской области в селе Константиновка, которое находится в 100 км от Благовещенска. Там есть мототрасса, на ней я и делал первые шаги в этом виде спорта. В 15 лет начал заниматься ледовым спидвеем, где у меня есть некоторые достижения, например, пятое место на Чемпионате Европы, на Чемпионате России среди юниоров был третьим. Затем уже в 18 лет, как уже сказал, переехал во Владивосток выступать за "Восток". В команде начало получаться, выезжал с командой на соревнования, и ледовый спидвей постепенно начал отходить на второй план, да и честно признаться, у меня в нем не особо-то и получалось. Ведь на льду совсем другая езда, другой стиль, посадка, поэтому решил перейти только на летний спидвей.
— Когда начал привлекаться к гонкам за основной состав на постоянной основе?
— В первый мой сезон лишь в некоторых гонках мне доверяли место в основном составе. Но в 20 лет, когда уже имел за плечами немалый опыт выступления в гонках, я уже принимал участие практически во всех заездах во взрослом чемпионате России.
Гонщик "Востока" Сергей Логачев. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
— Наверное, был самый младший в команде?
— Не самый, Глеб Шевченко тоже ездил, сейчас, правда, он не занимается спидвеем, решил сосредоточить все усилия на мотокроссе.
— Почему для тебя спидвей стал приоритетным направлением? Ведь тоже мог пойти по пути мотокросса?
— На мой взгляд, в спидвее очень много возможностей. Можно и в Польской Лиге выступать, которая считается одной из самых сильных в Европе, параллельно ездить за "Восток", получать спортивные звания. В команде всегда есть техника, запчасти, нет проблем с выплатой заработной платы. Руководство клуба активно помогает, даже не по гоночным вопросам, а в каких-то жизненных ситуациях.
— Давай поговорим о твоих выступлениях в Польской Лиге.
— С удовольствием. В первый раз я поехал в Польшу в 19 лет, сразу после ледовых гонок, когда еще ими занимался. Остановился у Григория Лагуты, я приехал просто потренироваться, ездил с ним на сборы в другие города Европы. В основном жил в его доме, тогда он мне очень помог со всеми контрактами и другими организационными моментами.
— В каких местах побывали с Григорием?
— Мы тренировались в Польше, Латвии, потом в Хорватии. В начале сезона, весной, все гонщики едут туда, потому что там самый ранний сбор, и там теплее. Например, в Хорватию съезжаются все лучшие гонщики в начале сезона. Там я набрался много опыта, который мне пригодился в выступлениях за "Восток".
— За какие европейские коллективы выступал?
— В 21 год я подписал контракт с польской командой, отъездил один сезон за коллектив, причем успешно, на юниорском Чемпионате Европы стал третьим. В прошлом сезоне меня пригласили в команду "Локомотив" (Даугавпилс) из Латвии, предложили хороший контракт, но сезон вышел провальным. Хотя первые гонки проехал хорошо, неплохо шел по дистанции наравне с Григорием Лагутой, на сборах обгонял более сильных гонщиков. Однако непосредственно в самом чемпионате у меня случилась череда серьезных падений, когда я не только падал, но и сбивал других гонщиков. Конечно, в некотором смысле виню себя за это.
— После таких неудач продолжал выступать?
— Гонки четыре еще проехал, был средний результат. Было сложно выступать еще потому, что в Польше объединили Первую, Вторую и Экстралиги в одну, где выступали Эмиль Сайфутдинов, Артем и Григорий Лагуты, они очень крутые гонщики.
Гонщик "Востока" Сергей Логачев. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
— Правила спидвея в Чемпионате не запрещают выступать сразу за две команды?
— Выступать одновременно в двух лигах правила не запрещают. К тому же есть большой перерыв времени между соревнованиями. К примеру, польская лига проводится в воскресенье, чемпионат России – в четверг.
— Перелеты как-то сказываются на результатах?
— В том году ездил достаточно много, но проблем не испытывал. К тому же были еще юниорские гонки, которые положительно влияют на настрой. Например, провалю взрослую гонку, зато уже следующую юниорскую выиграю. Такие победы повышали мою самооценку в плане гонок, давали стимул для более успешного выступления на высоком уровне. Помню, как после подобного успеха на следующей гонке "газовал" более уверенней.
— Чем на твой взгляд отличается российский спидвей от европейского?
— Как мне кажется, там более серьезный подход к организации соревнований. В Европе больше команд выступает, чем в России. Сильные лиги в Щвеции, Дании, Англии. Может, в будущем посчастливится выступать в этих странах.
— В этом сезоне как оцениваешь выступления "Востока"?
— В этом году у нас была молодая команда, мы с Вадимом Тарасенко самые старшие в коллективе.
— Чувствуете с Вадимом ответственность за команду?
— Конечно, чувствуем, но руководство команды понимает, что состав молодой, и сильно с нас в этом сезоне за результат не спрашивали. Мы все в коллективе понимаем, что надо бороться за результат.
— Когда ты пришел в "Восток" в 18-летнем возрасте, когда там выступали более опытные гонщики, кто был твоим образцом для подражания?
— Моими наставниками стали братья Лагуты — Григорий и Артем. С Григорием мы сейчас большие друзья, он мне очень помогает. Я, когда приезжаю в Латвию на сборы, всегда у него останавливаюсь. Он часто дает свою технику, запчасти. До этого останавливался у него в Польше, проводим с ним совместные тренировки на мотокроссе, также согласовываю с ним все контракты.
— Тебе всего 22 года, планируешь и дальше заниматься спидвеем?
— Да, я планирую свою жизнь связать со спидвеем, он фактически дал мне все жизни.
— "Восток" для тебя потолок? Или хочешь попробовать свои силы в других командах?
— Ну, куда мне идти? (улыбается). В России точно в другой клуб не перейду, "Восток" меня вырастил как человека и гонщика.
— А были вообще предложения от других клубов, например, от "Мега-Лады"?
— Нет, такого предложения никогда и не было, да и какой смысл. Меня во Владивостоке все устраивает, причем, в спортивном и бытовом планах. Я уверен, что мне здесь всегда помогут.
— Недавно завершился чемпионат России по спидвею, где "Восток" занял третье место. Какие испытывал эмоции, когда выходил на трек, ведь решалась судьба бронзовых медалей?
— Я понимал, что команде необходим был результат, выполнял установку тренера. Очень хорошо, что мы все удачно проехали и победили в гонке. А вообще есть куда расти, ведь хочется выступать на гран-при Чемпионата мира в составе сборной России, Чемпионате Европы. Я входил в состав в сборной, принимал участие в товарищеских матчах.
— Известно, что сегодня состав сборной России преимущественно составляют гонщики из "Мега-Лады". Из "Востока" можно попасть в состав сборной России, который участвует в чемпионате мира?
— Надо показывать стабильный результат в Чемпионате России, проявлять себя в Польской лиге, чтобы трековая комиссия заметила тебя, оценила результаты, тогда окажешься в команде без проблем.
— А были какие-то серьезные травмы, после которых было ощущение, что карьеру в спидвее надо заканчивать?
— Вспоминается такой момент, который произошел два года назад во время тренировки по мотокроссу, когда не очень удачно упал, но, к счастью, все обошлось.
— Какой год считаешь лучшим в карьере?
— Пожалуй, 2016 год. Практически во всех турнирах, в которых участвовал, проехал хорошо. Я стал третьим на юниорском Чемпионате Европы до 21 года, удачно проявил себя на других крупных турнирах. Сейчас мне 22 года, и соответственно, я не могу участвовать в юниорских турнирах. Спортсмены постарше говорят, что первый год после полноценного перехода из юниорской категории во взрослую всегда провальный.
— Когда ты выступал в Польше и других европейских странах, каково было бок о бок ездить с иностранцами?
— Когда я впервые увидел зарубежных гонщиков, то для меня было в новинку посмотреть на их технику, стиль их вождения. Я смотрел на них и думал: "Ничего, они такие же люди, так же ездят, газуют, и мне это тоже по силам".
— А насколько важна поддержка болельщиков в домашних гонках?
— Мне кажется, во Владивостоке болельщики самые крутые. Потому что приходишь на гонку, например, в Тольятти, трибуны хлопают, только тогда, когда диктор объявляет имена домашних гонщиков. На "Авангарде" наши болельщики всем дарят аплодисменты. Даже после провальной гонки они могут подойти и сказать слова поддержки.
— Спидвей — для тебя образ жизни или все же больше работа?
— Я занимаюсь мотоспортом с семи лет, так что спидвей для меня целая жизнь. Очень многому здесь научился, со многими людьми познакомился, в том числе со знаменитыми гонщиками. Спидвей приучил меня к порядку, благодаря ему я хорошо разбираюсь в технике. Также этот вид спорта дал мне возможность путешествовать, я побывал во многих странах Европы. Я дальше им буду заниматься, достигать больших результатов.
— А что потом? До какого обычно возраста продолжается карьера гонщика в спидвее?
— Не знаю, зависит от пилота. Например, Грег Хэнкок, которому 47 лет, до сих пор выступает на самом высоком уровне. Хотя некоторые гонщики рано заканчивают гонять, у кого как получается, насколько хватает сил.
— Что все-таки самое главное в спидвее? За счет чего побеждаете?
— Основная составляющая успеха — это хорошая техника.
— А как же навыки гонщика?
— Они тоже, но должен быть хороший рывок на старте, ведь сейчас такой спидвей, что от старта зависит 80% конечного успеха. Если удалось взять стартовый отрезок и получилось выйти на оптимальную траекторию, то противнику очень сложно идти на обгон в таких условиях. Бывает, что юниоры из "Востока" на тренировках выигрывают у меня старт, я ничего не могу поделать, хотя опытнее их.
— Как оценишь состояние гаревой дорожки на стадионе "Авангард" по сравнению с другими аренами по России?
— Сейчас можно сказать, что они одинаковые, поверхность твердая, ездить комфортно и хорошо.
— Бронзовые медали чемпионата России — успех для "Востока"?
— Мы старались на каждой гонке, но парни у нас еще слишком молодые, хотя отмечу, за этот год ребята заметно подросли. Еще больше будем стараться в следующем году, настрой — показывать хорошие результаты. Очень надеюсь, что получится съездить на сборы в Польшу.
— Многие наши местные гонщики говорят о необходимости проведения сборов именно за рубежом, почему в России такие сборы невозможны?
— Потому что в апреле надо уже полноценно тренироваться, чтобы подойти к сезону во всеоружии. В России погодные условия не позволяют так рано начинать подготовку. К тому же в Европу на сборы приезжают лучшие гонщики континента, учишься у них чему-то.