Голубой океан Игоря Польченко

Что известно сегодня о крахе дальневосточной группы компаний «Транзит-ДВ»
Игорь Польченко. Фото: ГК "Транзит-ДВ"

Как говорится, еще вчера танкеры и углевозы господина Польченко и его партнеров уверенно прокладывали курс к берегам дальневосточных "северов", а бункеровочная компания на юге Приморья вот-вот должна была модифицироваться в логистический хаб как минимум Азиатско-Тихоокеанского масштаба. Аура постоянно ожидаемого "прорыва", открытия того самого "голубого океана", к чему призывают все актуальные бизнес-гуру, позволяла Игорю Польченко всегда выгодно – а подчас и эпатажно — выделяться из всего макрорегионального предпринимательского сообщества. Сегодня экс-президент ГК "Транзит-ДВ" больше известен как бенефициар без малого десятка закредитованных компаний, которым нечем платить долги, и как гражданин, лично познающий все особенности института банкротства физлиц. Что и говорить, долги в 6 млрд рублей тоже позволяют выделяться. Подробнее – в материале ИА PrimaMedia.

Справка: ПОЛЬЧЕНКО Игорь Александрович родился в 1962 году в Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край). В 1986 году окончил судоводительский факультет ДВВИМУ, после чего до 1994 года ходил штурманом на судах ДВМП. В 1994 году начал бизнес-карьеру – с вхождения в состав совета директоров компании "Шиппинг энд Трейдинг групп". В 2001 году возглавлял ООО "Транзит-Север-Восток", затем – вплоть до недавнего времени – являлся президентом (и одним из основных бенефициаров) группы компаний "Транзит-ДВ".

Беспросветный пассив

На сегодняшний день господин Польченко официально возглавляет лишь некий магаданский благотворительный фонд "Наш Север" и является соучредителем ООО "Транзит Инвест Групп" с долей в уставном капитале в 3,4 тысячи рублей. Это, так сказать, актив.

Что же касается пассива, то сегодня ГК "Транзит-ДВ" и лично Игорь Польченко – должники-"миллиардеры", в отношение ряда компаний группы уже введено конкурсное производство, а сам бенефициар – возможно, действуя "на опережение" — добивается признания себя банкротом как физлица, которому вполне реально грозит субсидиарная ответственность по долгам. Поскольку аффилированным компаниям явно нечем расплачиваться с многочисленными кредиторами, во главе которых – федеральные банки-"тяжеловесы".

Суд уже подтвердил долги некогда блиставшей на ДВ-рынке бункеровки судов и "Северного завоза" "империи Польченко" в более чем 6 млрд рублей. Без малого 4 млрд "империя" должна ПАО Сбербанк, 1,7 млрд – Банку ВТБ, "каких-то" 331,2 млн рублей – ДФ-филиалу АО "Банк Интеза", 101,4 млн – "Бинбанку". Плюс задолженности перед многочисленными экс-контрагентами ГК, активно включающимися сейчас в реестры кредиторов.

Усиленно работают сейчас и назначенные судом временные и конкурсные управляющие, оценивая финансовые "схемы" в ГК "Транзит-ДВ" — в том числе, и на предмет признаков преднамеренного банкротства. На торги выставлено имущество – знаменитый углевоз "Золотая Колыма" (298 млн рублей) и танкер "Золотой мост" (400 млн), причем танкер пытаются продать "по частям", отдельно оценивая даже предметы, находящиеся на борту судна.

Нью-Славянка

Один из основных вопросов сейчас – как Игорю Польченко и его многолетнему партнеру Сергею Болдыреву (к слову, секретарю реготделения "ЕР" в Хасанском районе Приморья) удалось так ловко закредитовать почти все из 10-ти входящих в ГК "Транзит-ДВ" компаний? Можно предположить, что здесь не последнюю роль сыграла напористая манера экстравагантного Польченко выстраивать "коммуникации" с властями тех регионов ДФО, где его бизнес либо "жировал" на госзакупках (Магадан, Камчатка), либо выступал в роли крупного налогоплательщика и чуть ли не градообразующего предприятия для отдельно взятого поселка (Приморье).

"Северный завоз", разумеется, вряд ли рассматривался Польченко и Ко в качестве некоего "голубого океана" — как все понимают, системно обеспечивать топливом тамошний ТЭК желающие найдутся всегда, ибо госконтракты же. Гораздо больше энергии, проектов (или же, скорее, прожектов?) было сгенерировано в ГК "Транзит-ДВ" для создания в Приморье некого "бункеровочного хаба". И даже сейчас, когда "империя Польченко" практически уже прекратила свое существование, ЗАО "Востокбункер" в поселке Славянка, по всей видимости, усиленно выводят из-под "банковского катка". В том числе – и за счет других, уже "пущенных под нож" компаний.

Ряд выводов, сделанных внешними управляющими и ставших известным благодаря публикациям в СМИ, позволяет предположить, что курс на "бункеризацию" всего бизнеса группы компаний бенефициары взяли еще в 2014 году, когда в серии блистательных интервью Игорь Польченко "продвигал" идею о создании в скромной Славянке бункеровочного "супермаркета" мирового уровня. Прежде всего, естественно, для "опережающего развития Дальнего Востока", "интеграции Приморья в логистические маршруты АТР" и прочих вещей, никак не связанных вербально с сутью бизнеса "Востокбункера" — то есть с международной торговлей нефтепродуктами путем закачивания оных в топливные танки (как правило, почему-то изрядно опустевшие перед заходом на рейд портопункта Славянка) крупных иностранных судов.

Что было сделано в рамках создания "хаба"? Анонсирован проект создания некого "рейдового перегрузочного комплекса" (РПК) для реализации, в свою очередь, не менее амбициозного проекта по развитию интермодальных логистических маршрутов. Правда, представители руководства "Транзит-ДВ" честно оговаривались, что рейдовая перевалка контейнеров, например, — это дело будущего, а пока важнее "снять барьеры" на пути бункеровки.

"Барьеры", кстати, были — и остались — те еще. Постоянная и периодически "реализуемая" угроза разливов нефтепродуктов на акватории портопункта (лето и осень 2014 года показали южному Приморью, что такое тонны нефти на воде и на пляжах). Прямо высказываемое неприятие рейдовой бункеровки судов со стороны властей региона. Более чем 20-летние протесты жителей той же Славянки против исповедуемой ЗАО "Востокбункером" практики "разогрева" мазута в зимнее время (что, мягко сказать, неблагоприятно сказывается на состоянии атмосферного воздуха).

Была, впрочем, еще одна идея, связанная с созданием "морской АЗС международного масштаба", так сказать, мультипликационно. Специально созданное на паях с китайским капиталом ООО "Тихоокеанская инвестиционная компания" одним из первых заявилось на получение статуса резидента Свободного порта Владивосток с проектом строительства в Славянке гостиницы – для проживания, в том числе, экипажей бункеруемых судов. Что интересно, статус "первого резидента СПВ" остался за этим проектом Польченко и Ко лишь в трескучих заголовках прессы. Соглашение с Корпорацией развития ДВ подписано так и не было. Зато теперь ООО "Тихоокеанская инвестиционная компания" с полным правом фигурирует в процессе банкротного краха "империи", причем кредиторами в этом случае выступают свои же "имперцы" — ЗАО "Востокбункер" (2,5 млн рублей долга) и ООО "Группа "Транзит-ДВ" (3,8 млн рублей).

И это, отметим, очень характерная для истории "необыкновенных кредитов" Польченко сотоварищи деталь.

Думали – океан. А оказалось – яма

Судя по ряду озвученных в судах отчетах внешних аудиторов, денег у бизнеса Игоря Польченко стало не хватать уже несколько лет назад.

"С 2014-го по 2017 годы коэффициент общего показателя платежеспособности снижается, и по состоянию на 1 июля 2017 года ООО "Магадан-Транзит ДВ" с трудом может погасить за счет денежных средств и им приравненных финансовых вложений текущую краткосрочную задолженность", — говорится в заключении конкурсного управляющего компании-банкрота.

Словом, долги в ГК копились, причем, как выясняется только сейчас, и весьма нетрадиционным способом. Например: те же входящие в "империю" "Востокбункер" и "Северо-Восточная судоходная компания" (СВСК) подали заявления о включения себя в реестр требований кредиторов ООО "Торговый Дом "Транзит-ДВ", общая сумма претензий обеих компаний превышает 130 млн рублей. Оказалось, что в течение 2016 года "Востокбункер" осуществлял перевалку нефтепродуктов по заявкам "Торгового Дома "Транзит-ДВ". При этом отгрузка контрагентам шла даже в отсутствии топлива у заявителя, оно просто приобреталось у третьих лиц. В результате таких "благотворительных" операций и образовалась задолженность на сумму 37,9 млн руб. Основанием же для возникновения долга перед "Северо-Восточной судоходной компанией" стало списание ПАО "ВТБ Банк" 100,5 млн рублей по кредитному соглашению, где судоходная компания была поручителем ООО "ТД "Транзит-ДВ".

Вообще, практика "поручительства" в ГК "Транзит-ДВ" была поставлена, по всей видимости, на поток. Вот еще пример: уже в декабре 2016 года (перед самым началом "банкротной атаки" банков-тяжеловесов) "Бинбанк" выдал "Востокбункеру" банковскую гарантию на сумму в 125 млн рублей, которая обеспечивала исполнение обязательств "Востокбункера" по возврату аванса — как часть соглашения об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов, заключенного с "Газпромнефть Марин Бункер". В обеспечение обязательств данной сделки между "Бинбанком" и уже знакомым нам ООО "ТД "Транзит-ДВ" был заключен еще и договор поручительства, в котором "Торговый дом" обязался по первому письменному требованию банка уплатить любую сумму в пределах объема банковской гарантии, если "Востокбункер" не выполнит свои обязательства. "Востокбункер" — кто бы мог подумать! — не выполнил.

Остаться должен только один?

И таких примеров "круговой поруки" в кредитной истории ГК "Транзит-ДВ" (которая понемногу раскрывается в документах арбитражных дел) – не одна и не две. Можно предположить, что эти "схемы" не возникли сами по себе, а были осознанно разработаны и пущены в ход "капитанами" ныне "тонущего" бизнеса. Зачем? Думается, ответ на этот вопрос появится не раньше, чем аудиторы выяснят, куда же в действительности ушли те самые 6 млрд рублей и, соответственно, почему "король Северного завоза и бункеровочного рынка" Игорь Польченко банкротится лично — как какой-нибудь перебравший кредитов "на красивую жизнь" клерк.

Пока же – вместо послесловия — два момента.

Первый: учредителем находящейся сейчас в стадии ликвидации ООО "Группа "Транзит-ДВ" (открыто конкурсное производство, суммарный долг – более 5 млрд рублей) является некое TRANZIT GROUP PROPERTY LIMITED из Гонконга.

И второй момент: в начале декабря не раз уже упомянутое в материале ЗАО "Востокбункер" нанесло ключевому кредитору группы "Транзит-ДВ" — то есть ПАО Сбербанк – "ответный удар". "Золотой актив" Игоря Польченко обратился в суд с иском о признании недействительными трех договоров поручительства на сумму в 3,5 млрд рублей. "Востокбункер" ранее взял на себя обязательства расплатиться с банком за "родственную" компанию — "Группа "Транзит-ДВ", — если та не окажется в состоянии вернуть кредиты. "Группа "Транзит-ДВ" — кто бы мог подумать! – оказалась не в состоянии.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia