Мы уже привыкли к тому, что в Приморье многие промышленные производители продовольствия и социально ответственные предприятия выпускают продукцию приличного ассортимента, высокого качества, полезную для здоровья граждан. И это не только производители рыбной, мясной, кондитерской, хлебопекарной, молочной или сельскохозяйственной продукции. И вдруг эксперты, власть и промышленники стали всё чаще говорить о необходимости ужесточения борьбы с контрафактом, фальсификатом и недобросовестной конкуренцией, об обеспечении продовольственной безопасности Приморья и Дальнего Востока. В чем причина? За ответом на этот вопрос корр. ИА PrimaMedia обратился к руководителю Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий, заместителю директора АО "Владхлеб" по развитию Ивану Борисову.
— Иван Константинович, в 15-17 марта в кампусе ДВФУ будет проходить 19-я аграрно-продовольственная выставка "Дальагро. Продовольствие". Это важное событие в жизни аграриев и производителей продовольствия. Нам известно, что Дальневосточная ассоциация производителей муки, хлеба и кондитерских изделий внесла свои предложения в деловую программу выставки. Что это за предложения? И какие положительные изменения могут последовать для жителей Приморья и Дальнего Востока?
— В сентябре 2017 года во время проведения заседания Госсовета на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин отметил, что "мы, по сути, приступаем к новому этапу крупномасштабного, комплексного развития Дальнего Востока и всех его территорий. Этот этап связан, прежде всего, с качественным улучшением условий для жизни и работы дальневосточников, с созданием здесь соответствующей экономической и социальной среды, по многим параметрам – нам бы этого очень хотелось, мы будем к этому стремиться – превосходящей среднероссийские показатели".
Затем, буквально через месяц, на заседании общественного экспертного совета по развитию сельского хозяйства врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко поставил задачу — обеспечить Приморский край продукцией собственного производства.Не секрет, что на сегодняшний день Приморье обеспечивает себя продукцией лишь на 40%. Недостающие продукты приходится завозить, а большая часть завозимой продукции – это фальсификат. Вместо молока зачастую продается молочный напиток, вместо сыра — сырный продукт, а вместо сливочного масла и творога нам предлагают продукты с пальмовым маслом и т.д.
Для вас, журналистов ИА Primamedia, которые часто пишут о жизни дальневосточников, и для нас очевидно, что качество жизни людей напрямую зависит от состояния их здоровья. А здоровье человека во многом определяется качеством продовольствия, которое производится в регионе, продается в магазинах и которое предлагается для питания детей в детских садах и школах, военнослужащих, граждан, оказавшихся в силу тех или иных обстоятельств на больничной койке или в учреждении социальной защиты.
Поэтому мы и предложили включить в деловую программу Форума две темы, важные для продовольственной безопасности региона, всех промышленных производителей продовольствия и жителей Приморья – "Агропромышленный комплекс для бюджетной и социальной сферы: поставки продовольствия для государственных и муниципальных нужд" и "Контроль качества, борьба с недобросовестной конкуренцией, контрафактом и фальсификатом".
— Что, действительно, всё так запущено, что власть не стесняется и выносит данные вопросы в деловую программу международной аграрно-продовольственной выставки "Дальагро. Продовольствие"?
— Во-первых, не всё так плохо. Имеется положительная динамика в развитии агропромышленного комплекса Приморского края. И у нас многие промышленные производители продовольствия социально ответственные и выпускают продукцию приличного ассортимента, высокого качества, полезную для здоровья граждан. И это не только производители рыбной, мясной, кондитерской, хлебопекарной, молочной или сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, а зачем скрывать существующие проблемы, от кого? Кого обманывать и зачем? Правильно и своевременно поставленный диагноз – залог успешного лечения.
В-третьих, в силу исторических, региональных и климатических особенностей Приморья, нам, к сожалению, большие объемы сырья приходится завозить из-за рубежа, западных и центральных районов России. И не всегда качество ввозимого сырья соответствует требованиям ГОСТов и технических регламентов.
В-четвертых, существует проблема ритейла. Местные производители со своей продукцией, зачастую не могут попасть на полки магазинов, которые, следуя экономической логике, закупают дешевый и при этом не всегда качественный товар. Наценки на товар высокие, и буквально "убивают" местное производство. Так, например, на молоко наценка достигает 30%.
В-пятых, по мнению экспертного сообщества, пресечение продажи фальсификата и контрафакта позволило бы развивать здоровую конкуренцию на рынке, увеличить объемы реализации местной натуральной продукции. И, следовательно, положительно сказалось бы на здоровье населения и уровне жизни дальневосточников.
В-шестых, не только деловой климат у нас должен быть столь же благоприятным, как в соседних странах. Но и борьба с фальсификатом, некачественным товаром и недобросовестной конкуренцией должна быть такой же бескомпромиссной, как в Китае, Японии, Корее и Сингапуре.
И, наконец, необходимо отметить, что большинство социально ответственных производителей не просят у власти Приморья преференций и льгот, а требуют ужесточить борьбу с контрафактом, фальсификатом и недобросовестной конкуренцией. А в остальном полагаются на собственные силы и высокий профессиональный уровень своих технологов и мастеров.
Для повышения привлекательности региона и уровня жизни дальневосточникам нужны, прежде всего, высококачественные продукты по доступной цене.
Сквозь призму госзакупок
— Иван Константинович, в конце прошлого года в политической жизни Приморья произошли известные изменения. Как вы считаете, с приходом Андрея Тарасенко на пост врио губернатора появились надежды на то, что ситуация в хлебной отрасли Приморья изменится в лучшую сторону?
— Есть не только надежды, но и уверенность. Мы уже встречались с первым вице-губернатором Александром Ивановичем Костенко, вице-губернатором Валентином Степановичем Дубининым, руководителями департаментов. Говорили о проблемах отрасли, промышленных предприятий. Обсуждали предложения по совершенствованию практики закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд, борьбу с фальсификатом и недобросовестной конкуренцией.
В том числе мы предложили проводить закупки продовольствия для бюджетной и социальной сфер не только на электронных аукционах, где главный критерий — цена, а практиковать конкурсы, которые в большей степени ориентированы на качество. Закон 44-ФЗ это позволяет, так же как позволяет тщательно проводить предконтрактную подготовку, повышать квалификационные требования к участникам торгов. Пусть диетологи и эксперты укажут параметры, которым должно соответствовать питание в детских садах, школах и так далее.
Мы подготовили подборку материалов о положительном опыте, который есть в регионах Российской Федерации. Представили опыт Ханты-Мансийска, Новосибирской области. В целях обеспечения качества и безопасности пищевой продукции Союзом хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири и Дальневосточной ассоциацией производителей муки, хлеба и кондитерских изделий подготовлены предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. А затем направили эти предложения в Общественный экспертный совет по развитию сельского хозяйства в Приморском крае и председателю комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного собрания Приморского края. Подчеркиваю, что данные предложения актуальны для всех производителей продовольствия и, естественно, потребителей
Если же говорить о ситуации в хлебопечении в целом, то проблемы на приморском и общероссийском рынке одинаковые. В первую очередь, это снижение объемов производства и ассортимента. Ну и проблема качества, конечно.
В настоящее время рынок хлебопечения делится на две части. Первая часть – продукция, которая реализуется производителями через торговые точки. Здесь все более-менее понятно и логично: покупатель сам выбирает, что ему по вкусу и голосует рублем. Но есть и вторая часть рынка – то, что идет через закупки для государственных и муниципальных нужд. И вот тут-то, как говорится, имеются подводные камни.
Если в прежние времена в сфере госзакупок были определенные критерии поставки продовольствия в армию, школы, больницы и так далее и, соответственно, в этой сфере работали добросовестные производители, которые руководствовались ГОСТами, то в нынешних условиях ситуация изменилась.
В результате данные категории населения (дети, учащиеся, военнослужащие, пациенты больниц и социальных учреждений), лишенные права выбирать продукт так, как они это делают в розничной торговле, вынуждены употреблять в пищу продукцию, в отношении которой зачастую не проводятся ежедневные или хотя бы регулярные лабораторные испытания (при этом, в социальные учреждения поставляется продукция низшего ценового сегмента, а отсутствие регулярных испытаний создает непосредственную угрозу здоровью населения; не осуществляется обязательная сертификация или хотя бы декларирование соответствия в отсутствие лицензирования ее производителей; к поставкам допускаются созданные на подставных лиц фирмы-однодневки и предприятия с заведомо негативной деловой репутацией.
Мало того, многочисленные нарушения постоянно выявляются проверками качества питания в детских учреждениях, проводимыми Роспотребнадзором, ОНФ, СМИ и общественниками. Регулярными стали факты массовых отравлений. И это при том, что статья 7 Конституции Российской Федерации, относящаяся к основам конституционного строя, содержит обязанность государства по охране здоровья граждан.
Но сейчас основной критерий – это цена. То есть тот, кто даст самую нижнюю цену, тот и становится поставщиком. А что такое цена?
Понято, что у каждого товара есть себестоимость, которая формируется из таких составляющих, как заработная плата, расходы на сырье, общехозяйственные расходы, налоги и т.д.
А если в аукционе побеждают поставщики (но не производители), предлагающие цену ниже себестоимости, напрашивается вывод, что там что-то не в порядке. Или налоги не в полной мере выплачиваются, или часть зарплаты выдается в конверте, или сырье, например, мука и вода низкого качества, или нормы СанПина не соблюдаются, или за электроэнергию, коммунальные услуги и т.д. "предприниматель" не платит.
А если производители уходят в тень, то, о каком повышении уровня жизни дальневосточников может идти речь? Как выполнить эту задачу, если вся пищевка на боку, разрушается? Из всех крупных предприятий хлебопечения буквально только 4-5 живут более-менее, остальные предприятия не живут, а выживают.
— Скажите, а как складывается себестоимость продукции предприятий, входящих в ассоциацию?
— Для нас принципиально, чтобы сотрудники предприятий получали достойную зарплату, чтобы люди могли себе позволить поехать в отпуск, чтобы могли растить детей и обучать их.
Следующая важная составляющая себестоимости – сырьевая. Об это мы тоже много говорим. Все сырье к нам идет с запада. В Приморье климатические условия выращивать пшеницу, конечно, позволяют, но затраты на это будут больше, злаковые выращивать экономически невыгодно.
Примерно 70% сырья, применяемого для производства булки хлеба, составляет мука, которая завозится по железной дороге. Ближайшие регионы, где находятся наши поставщики, – Красноярск, Иркутск и Омск, Челябинск. Стало быть, на себестоимость, помимо цены на муку, влияют и транспортные расходы.
Наконец, общехозяйственные расходы. У любого крупного предприятия своя инфраструктура, транспорт, лаборатории качества, медпункт, котельная, которая обеспечивает производственные корпуса теплом, энергией и технологическим паром, мастерские, у некоторых сохранились даже защитные сооружения на случай ЧС, природных и техногенных катастроф. Так что общехозяйственные расходы, если сравнивать с ИП или ОООшками, у нас естественно больше.
Мы понимаем, что себестоимость где-то на 15% может зависеть от неких предпринимательских способностей и особенностей менеджмента производителей. Но когда мы видим, что по госзакупкам идет снижение цены от 25 до 67%, возникает вопрос, как это возможно. Мы полагаем, что это возможно, только если не платить все налоги и занижать в отчетности объемы производства и т.д.
У нас есть реальные расчеты, сколько в Приморском крае хлеба производится официально и сколько его съедается, и сколько сюда муки привозится и перерабатывается в хлеб и другие продукты, сколько налогов платят предприятия хлебопечения. И по расчетам выходит, что более 50% производства хлеба и хлебопекарной продукции в регионе – это теневой рынок.
— И как это отражается на госзакупках?
— Да очень просто! Допустим, выиграла некое ООО "Посредник" конкурс на поставку хлеба в детские сады. Собственного производства нет. Есть юридический адрес, уставной капитал — 10 тысяч рублей, печать и компьютер, с помощью которого один человек может принимать участие в электронных торгах. Раз производства нет, то, следовательно, это ООО выступает как перекупщик. Но если цена, до которой они "уронили" торги, нереально мала и экономически не обоснована для качественного товара, то можно представить, что и у кого будет закупаться. А потом это будут получать наши дети, школьники. Или мало случаев отравления воспитанников детских садов находят отражение в публикациях СМИ по всей России?
Проведя таким образом торги, государство вроде бы сэкономило бюджетные средства. Но на самом деле это сиюминутная экономия. Если бы при организации торгов заказчик использовал не аукцион, а конкурс и в конкурсной документации преобладали бы требования к качеству поставляемой продукции и деловой репутации поставщика, то торги выиграл добросовестный производитель, и государство, на самом деле, получила бы больше. Сработал бы так, называемый, синергетический эффект. Ведь реальное производство – это и реальные, а не виртуальные рабочие места, реальные налоги, которые пополнят бюджет и позволят финансировать социальные статьи бюджета и развитие территорий, это качественный продукт, в конце концов, а точнее, и прежде всего, качественный продукт и здоровье нации.
Для примера могу привести две цифры: предприятия, входящие в ассоциацию, производят около 40% хлеба в крае, а платят более 80% налогов отрасли. А если бы все полностью платили налоги?
— Нам говорят — цена это самое главное… Но давайте ответим честно еще на один вопрос. Что в России существует только два закона — о развитии конкуренции и о госзакупках?
— Нет. У нас есть Конституция, Гражданский кодекс, законодательство о защите прав потребителя, о продовольственной безопасности, есть указы президента РФ, постановления правительства, СанПиНы, и, наконец, у нас есть Бюджетный кодекс. Кто заказчик? В чьих интересах проводятся закупки для государственных и муниципальных нужд? В интересах жителей региона и эффективного наполнения социальных статей муниципального и краевого бюджета. Значит, соответствующие органы государственной власти должны смотреть, насколько эффективно используются бюджетные средства в интересах граждан нашего государства.
Если они заинтересованы в экономии копеечки, то это одно. А если они заинтересованы в выполнении указания президента и Госсовета о повышении качества жизни дальневосточников, то они должны смотреть, насколько эффективно используется эта копеечка для укрепления здоровья людей и нации в целом.
Да и депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, принимая Федеральный закон №44-ФЗ, преследовали не только цель борьбы с коррупцией и экономии бюджетных средств, но и цель повышения уровня жизни граждан России и улучшения качества поставляемых товаров, работ и услуг.
В Финляндии, например, существует специальная программа, там с детства прививается культура потребления ржаных сортов хлеба. В Германии, Греции, Франции – то же самое. А у нас школьникам дают функциональные сорта хлеба, обогащенные витаминами, минералами и так далее? Нет. В погоне за сиюминутной выгодой губится здоровье детей. И вот уже сливочное масло – не масло, и молоко – не молоко, а только молочный продукт. Потому что так дешевле.
Без контроля нет качества
— Наша редакция недавно опубликовала два материала о закрытии Роспотребнадзором пекарни "Корвет", расположенной буквально за оградой Лесного кладбища во Владивостоке. Оказалось, что предприятие даже не было подключено к центральной системе водоснабжения и канализации.
— Должен отметить, что во Владивостоке работает достаточно много мини-пекарен, которые являются добросовестными производителями и выпускают качественную и вкусную продукцию. Но есть и такие, как пекарня "Корвет", которые не знают и не соблюдают требований законодательства и СанПина. Так, например, собственник и руководитель пекарни в судебном заседании заявил, что он не знал, что его предприятие находится в санитарно-защитной зоне кладбища, и что его продукция может представлять угрозу жизни и здоровью людей.
Плохо то, что у нас не проверяют знания и профессиональную подготовку руководителей и "технологов" таких предприятий, которые производят хлеб, коптят и солят рыбу, производят какие-то мясные продукты. Не проверяют производственную деятельность таких предприятий. Административные барьеры убраны. Надзорные и налоговые каникулы предоставлены. Три года такие ООО и ИП никто не проверяет. Мы убеждены, что такие предприятия надо проверять. Вы знаете, как проверяют продукцию, поставляемую для участников Восточного экономического форума? Догадываетесь?
Так вот, эксперты нашей ассоциации убеждены, что такие же требования должны быть и для продукции, которая поставляется в детские сады, школы, для военнослужащих, пациентов медицинских и социальных учреждений.
"Допинга нет"
— А вы не пробовали обратиться в УФАС по Приморскому краю?
— Конечно, обращаемся. И, как правило, сотрудники УФАС всегда оперативно и профессионально рассматривали обращения предприятий. Но вот в прошлом году Дальневосточная ассоциация производителей муки, хлеба и кондитерских изделий обратилась письмом в УФАС с просьбой разобраться с демпингом. Нами был проведен анализ, выявлены несколько, мягко говоря, "странных" случаев, когда цена контракта снижалась не только на 25%, но даже более чем на 60%.
Часть 9 статьи 37 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гласит буквально следующее: "Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене".
То есть, если ты демпингуешь на 25% и более процентов, то будь любезен объяснить, за счет чего ты это собираешься достигнуть.
У тебя какое-то особое сырье, отличное от других, особые навыки, особые тарифы? Или старик Хоттабыч на тебя трудится. Объясни, откуда такая дешевизна?
Но вот что отвечает нам УФАС: "Проанализировав указанные в обращении торги в отношении признаков нарушений антимонопольного законодательства, управление отмечает, что все заказчики в своей документации указывают на применимость в случае необходимости антидопинговых (курсив наш – прим. ред.) мер, предусмотренных статьей 37 ФЗ "О контрактной системе…" И далее: "все участники торгов, соответственно, выполняют все антидопинговые требованиязаказчиков, если становятся победителями аукционов". Понимаете, все участники торгов, по версии УФАС, выполняют антидопинговые требования. Как прикажите это понимать?
К сожалению, это не единственный такой ответ, когда сотрудник УФАС по Приморскому краю не отличает демпинг от допинга. Это что, обычная небрежность чиновника или нечто другое?
— Ваше беспокойство о недобросовестной конкуренции и качестве продукции понятно. Общая погоня за снижением цены может привести к тому, что и добросовестные производители вынуждены будут снижать планку.
— Поймите, мы вовсе не против малого бизнеса. Мы против недобросовестной конкуренции и фальсификата. А если вы позиционируете себя как профессионалы, то и работайте в рамках законодательства, изучайте документацию, не нарушайте требований СанПина, повышайте свой профессиональный уровень, полностью платите налоги, выпускайте действительно полезную для здоровья людей, качественную и вкусную продукцию.
Иначе, как сказал в одном из своих выступлений прокурор Приморского края Сергей Бессчасный, возможны только три варианта: первое, добросовестные производители тоже начнут "химичить";
второе, уйдут в теневой сектор; третье, попросту закроются.
Уверен, что все добросовестные и социально ответственные производители продовольствия ни один из этих вариантов не приемлют, активно работают сами и поддерживают усилия власти, контрольных и надзорных органов в их деятельности по обеспечению продовольственной безопасности региона, борьбе с контрафактом и недобросовестной конкуренцией.
Полагаю, что в рамках деловой программы на выставке "Дальагро. Продовольствие" состоится полезный и конструктивный разговор, будут внесены предложения, направленные на развитие аграрно-промышленного комплекса, повышение качества жизни населения Приморского края.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Региональным производителям в Приморье надо обеспечить доступ в торговые сети — эксперты