Люди с инвалидностью хотят и могут водить автомобиль – это убедительно доказал социальный проект Федерации спорта лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата Приморского края (ФСЛСПОДА ПК), получивший поддержку Фонда президентских грантов. На грантовые средства был куплен и переоборудован учебный автомобиль, и первая группа учеников уже готовится сдать выпускной экзамен нынешней весной. О том, с чего начался этот проект, в интервью ИА PrimaMedia рассказала его куратор Елена Грехова.
— Елена, поводом нашего визита стал проект обучения вождению инвалидов первой и второй группы. Расскажите, кому пришла в голову идея этого проекта?
— Идея проекта у меня еще с того времени, когда я сама мечтала сесть за руль. В 2012 году я обзвонила все наши автошколы и выяснила, что, скорее всего, моя мечта может не реализоваться. Но в процессе обзвона я попала на Владимира Владимировича Зубалевича, директора автошколы "Главная дорога", который согласился помочь. На тот момент автомобиля для нас у него не было, но мы не оставляли надежду. В 2014 году я увидела объявление у себя в подъезде о том, что на Варяге открылась школа вождения, куда могут обратиться люди с инвалидностью. Мы отучились, не без сложностей, но на права сдали. После этого я села за руль – и моя жизнь изменилась. Столько эмоций, когда ты ведешь автомобиль!
— Вам не страшно на дороге?
— Уже нет. Да, были моменты, когда было страшно. Тем более, на дорогах у нас многие не то чтобы не соблюдают правила, а ведут себя глупо, невежливо. Но такие встречаются все-таки реже, чем нормальные водители. Меня часто пропускают, где-то помогают, когда далеко едешь. Водители фур помогают. Жаль, что поблагодарить водителей сигналом аварийки, как это принято, нет возможности: чаще всего у меня одна рука на руле, а вторая — на рычаге газ-тормоз.
— Итак, вы стали водить машину, а потом решили дать такую возможность и другим?
— Наша группа отучилась, и автошкола какой-то период времени учеников с инвалидностью не набирала вообще, а спустя некоторое время мы услышали, что все-таки начала аналогичный набор. Конечно, она была платной. Мы же в прошлом году стали делать проект "Возможности без границ" на фестивале "Лето на Русском" совместно с Ассоциацией культуры и творчества "Арктика". И в процессе подготовки к фестивалю инклюзивного танца мы столкнулись с большой проблемой – проблемой транспорта.
— Вам было трудно добраться на Русский остров?
— Людей много, были репетиции, а своего автобуса не было. Такси, может быть, и не так дорого стоит у нас в городе, но когда нужно ездить каждый день, это были большие затраты. Нас, участников, на машинах было 4 человека, и мы не всегда справлялись своими силами, чтобы привезти всех на репетицию и увезти с репетиции. Именно тогда возникла идея всех посадить за руль. Но пенсия у людей небольшая, и выложить сразу несколько десятков тысяч за обучение сложно. Более того, из 30 школ, которые мы обзвонили, только две могли взять таких учеников. Но и у них не было полностью оборудованного специального автомобиля для обучения инвалидов. Хотя закон обязывает каждую автошколу иметь автомобиль с ручным управлением.
— Вы верили, что выиграете президентский грант?
— По президентскому гранту нас департамент внутренней политики как-то пригласил на семинар. Там я задала вопрос о том, сколько у нас шансов получить грант на обучение людей с ограниченным возможностями. Товарищи из Москвы ответили, что это довольно реально. Честно, ни в какие президентские гранты я вообще не верила. В прошлом году зашла ради интереса на сайт президентскиегранты.рф и зарегистрировалась. Мне захотелось посмотреть, что это такое. В силу того, что я – бухгалтер и экономист, не раз сталкивалась с написанием бизнес-планов. Я просто села и написала, не предполагая, что возможно победить. Первый конкурс мы не прошли. Но я посмотрела, что разница с победителями у меня была всего в два-три балла. Я поняла основные ошибки, нужно было подтянуть два пункта. Я подтянула. И все-таки для меня было полной неожиданностью, что наш проект выиграл. Самым важным была покупка автомобиля. Иметь свой переоборудованный автомобиль – это уже 80% дела.
— Кто вам подсказал, как переоборудовать автомобиль?
— Я сразу связалась с Владимиром Владимировичем, директором автошколы, с которой мы совместно собирались реализовывать этот проект, и мы поехали выбирать машину. Объехали все наши представительства, но выяснилось, что новый автомобиль даже на средства президентского гранта купить мы не сможем. Купили подержанный, но в хорошем состоянии. Переоборудовал его сам Владимир Владимирович с учетом особенностей каждого ученика. Кому нужна дополнительная педалька – ставится дополнительная педалька. Кому нужна дополнительная ручка – ставится ручка.
— Что было самым сложным в осуществлении проекта?
— Основная сложность — медицинская комиссия. У нас, к сожалению, так построен закон о медицинской комиссии, что большинство людей, которые в принципе могли бы водить автомобиль, лишены этой возможности. Я изучала этот вопрос давно — как это происходит в Германии, Канаде. Почти во всех развитых странах право водить автомобиль дают инструктор и инспектор. Медицинское заключение делается уже впоследствии, после того, как дадут свое резюме инструктор и инспектор. За границей даже незрячие имеют возможность водить свою машину! Мы видели ролик, где женщина с одной ногой машину водит, ролик, где практически обездвиженный человек спокойно ведет автомобиль. У нас в России до этого очень далеко. Но хочется на это обратить внимание. Мы встречались с департаментом здравоохранения, говорили, что надо этот вопрос поднять на федеральном уровне. Нам с медицинской комиссией помогла клиника "Доктор Ольга" — каждого человека рассматривали индивидуально: его возможности, способности, невролог давал заключение. Приняли решение, что люди могут водить.
— Как вы привлекали учеников?
— Большая часть – члены федерации и те, кто давно обращался ко мне лично. Еще две недели назад у нас было несколько мест. Одна девочка обратилась к нам после просмотра сюжета в "Инстаграме". Мы выкладывали новости на своем сайте, информацию разместил и сайт городской администрации. Также к нам обратился один человек из центра занятости населения.
— Обратная связь от учеников есть? Какие отзывы?
— Конечно, есть. Все в восторге. Я себя помню, каково это в первый раз сесть и поехать. И страх, и счастье, окрыляющее тебя, когда ведешь машину и чувствуешь себя более свободным. Со всеми учениками у меня есть контакт. 30 апреля у наших первых ласточек будет экзамен. Мы планируем присутствовать на сдаче, переживаем за всех. Надеемся, что инспектора ГИБДД сильно пугать не будут. Вообще, нельзя говорить, что водители с инвалидностью – это плохие водители. Наши ученики очень внимательные. Тем, кто когда-то пережил аварию, нужно еще и страх преодолеть.
— Вы сказали, что проект будет иметь продолжение. Какое?
— Пока еще картинка не вырисовывается. Хотелось бы, чтобы нам компенсировали расходы по топливу во время обучения. Сейчас решаем этот вопрос, изучаем шансы на субсидию. По крайней мере, одного-двух человек, может быть, с группой здоровых людей мы все равно будем стараться обучить. Потому что у нас в мечтах продолжение — не заканчивать на уровне получения только водительского удостоверения. Мы с нашим председателем Смолянниковым Андреем ходили на курсы повышения водительского мастерства, на контраварийную подготовку. Мы все ходим на дрифт, нам нравятся гонки: мотокросс, спидвей, автоспорт. Мы планировали провести что-то подобное для тех, кто водит машину на ручном управлении. Но ранее было мало потенциальных участников, а сейчас мы надеемся, что после проекта их станет больше. У нас есть соглашение о сотрудничестве с "Примрингом". Надеюсь, они нам помогут, и мы проведем краевые соревнования по автоспорту. Мы сами с Андреем участвовали в 2016 году в зимнем ралли-спринте на "Примринге", правда, прошли только один этап.
— Среди учеников, которые сейчас занимаются, больше женщин?
— Да. Может быть, в силу того, что глядя на меня, они хотели сесть за руль. Мальчиков у нас меньше. Но очень многие из тех, кто получил травмы и инвалидность в процессе жизни, уже имели водительские права. Они перестраиваются и ездят. А у кого их вообще не было – это девчонки в основном.
— Когда речь заходит об этом проекте, у многих возникает вопрос: где же они возьмут автомобили, если не могут найти деньги на обучение?
— Я себе автомобиль приобретала в кредит, несмотря на то, что инвалиду первой группы его получить непросто. Это большая возможность устроиться на работу. Приехать и уехать сложновато для инвалида. Если есть свой автомобиль, то устроиться куда-то вне дома у тебя гораздо больше шансов. Это дополнительный доход, а значит, и возможность содержать автомобиль, и возможность выплачивать кредит. Автомобили у нас в среднем стоят 250-300 тысяч. Я себе приобрела автомобиль за 250 тысяч. Очень его люблю, он меня не подводит. Если человек работает и получает дополнительный доход, то может себе позволить машину в кредит.
— Ну а те, кто сейчас учится вождению, они работают?
— Несколько человек работают. В основном это люди, которые учатся. Некоторые планируют после получения водительского удостоверения устроиться на работу. Автомобиль – это еще и хорошая возможность устроиться на работу теми же таксистами. Один наш мальчик планирует после получение водительского удостоверения работать водителем. Ученики занимаются почти каждый день. Теоретические занятия у нас проходили дистанционно, но у каждого была возможность в любой момент приехать и получить консультацию. Несколько раз мы встречались на консультативных занятиях и на сдаче внутреннего экзамена в классе. В любой момент можно позвонить задать вопрос преподавателям. Здесь каждый выбирает, как ему удобно.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Гражданское НКОбщество". Цели проекта — регулярно информировать широкую аудиторию деятельности приморских НКО, помочь социально ориентированным некоммерческим организациям обрести голос в медийном пространстве, способствовать формированию социальной ответственности у молодого поколения приморцев.