Уменьшение количества ДТП на дорогах Приморья, к сожалению, не подразумевает сокращения человеческих жертв. О том, что делают сотрудники ГИБДД для того, чтобы аварий с тяжелыми последствиями на дорогах становилось меньше, в интервью ИА PrimaMedia рассказал заместитель начальника управления ГИБДД УМВД России по Приморскому краю Юрий Колесников.
– Юрий Геннадьевич, расскажите, как обстоят дела в Приморском крае с безопасностью на дорогах?
– На протяжении 6 лет количество ДТП снижается. Но, к сожалению, тяжесть от ДТП растет, и количество погибших за 2017 было увеличено на 8%. Погибло 264 человека за год. И, к сожалению, этот рост продолжается на территории Приморского края: за 2018 год уже 59 погибших. 42% это пешеходы. В основном, вина пешеходов, которые переходили дорожную часть в неположенном месте. Так же происходит много аварий из-за выезда на встречную полосу движения. На территории Приморья за 2017 год зарегистрировано порядка 120 ДТП из-за выезда на встречку. Это большая цифра. В основном эти аварии происходят на дорогах краевого и федерального значения. Погибло в таких дорожно-транспортных происшествиях за 2017 год 49 человек. За квартал этого года совершено 38 ДТП, в которых погибло 14 человек, а это практически 50%, т.е. каждая вторая авария с летальным исходом из-за выезда на встречную полосу.
– Как в Приморье решается вопрос с выездом на встречную полосу?
– Во Владивостоке мы снизили выезд на полосу встречного движения за счет леерного ограждения, убрав эту проблему, но в крае она достаточно серьезная. Сейчас начнется летний период и начнутся эти тяжелые ДТП. Чаще происходят аварии из-за выезда на встречную полосу в направлениях Ольгинский, Кавалеровский район, Хасанская трасса. На территории края действует программа "Безопасный край". Ежегодно на мероприятия выделяется порядка 80 млн рублей. Мероприятия носят также пропагандистский характер. Меры профилактического воздействия очень нужны. В каждом муниципальном подразделении есть сотрудник, называется он инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения. В городе Владивостоке это три сотрудника, а также в каждом территориальном подразделении по сотруднику. Они пропагандистскую работу ведут постоянно и с взрослыми, и с детьми.
– Как часто в авариях страдают дети?
– В прошлом году в результате выезда на полосу встречного движения мы потеряли пять детей, самому маленькому было всего семь месяцев. Отец этого ребенка сидел за рулем, а мать на заднем пассажирском сидении держала ребенка на руках, т.е. не было удерживающего устройства. Отец ребенка начал обгон по встречной полосе, случилась авария и ребенок погиб. В этом году, к счастью, погибших детей нет, но взрослый травматизм присутствует постоянно.
– Какой маневр самый опасный на дороге?
– Обгон. Он связан с выездом на полосу встречного движения, превышением скоростного режима и соответственно при аварии происходит лобовое столкновение, это влечет тяжелые последствия: серьезные травмы, а в половине случаев погибает либо водитель, либо пассажир. Все прекрасно понимают, что суммарная скорость транспортных средств, которые встречаются в лобовом ударе, намного выше, нежели столкновение с попутно идущим транспортом. Сложность заключается и в оказании медицинской помощи, и в разборе данных происшествий, и в серьезных травмах в таких авариях.
– Какие выводы делает госавтоинспекция, работая с такими авариями?
– Тяжело подводить итоги и разбирать ДТП, когда страдают невинные граждане и тем более дети. Зачастую пренебрегая требованиям безопасности и правилами дорожного движения, водитель, который выезжает на встречку и нарушает правила, подвергает опасности не только себя, но и участника, который не может предвидеть, что в данный момент кто-то из общего потока может выехать и причинить вред его жизни и жизни пассажиров.
– Какое наказание предусмотрено для таких нарушений?
– Серьезные санкции законодательно приняты только в 2011 году: это лишение водительского удостоверения, предусмотренное административным кодексом ст. 12.15 ч 4, и штраф. На сегодняшний день штраф в районе 5 тысяч рублей и лишение от четырех до шести месяцев, при повторном нарушении — лишение прав уже до года. Но стоит ли сегодня говорить о сумме штрафа и сроке лишения водительского удостоверения, если здесь речь идет о том, что подвергается опасности жизнь и здоровье людей, а зачастую, как мы констатируем, итог аварии – летальный исход. Поэтому на вопрос к Госавтоинспекции: "какой штраф, какое лишение?" я отвечаю, что нужно соблюдать любые требования, а не знать сумму штрафа. Это касается всех пунктов ПДД.
– Как в регионе обстоят дела с водительской культурой?
– Приморский край выглядит лучше остальных регионов по безопасности дорожного движения и культуре вождения. Да, культура страдала у нас до 2010-2011 года, но госавтоинспекция и администрация Приморского края начали наводить порядок на дороге, привлекая к ответственности нерадивых водителей и улучшая дорожную сеть. Приморье стало выглядеть лучше: и краевой, и федеральный участки дороги. Да, еще есть над чем работать, но уровень культуры у нас гораздо выше, чем у других регионов.
– Какие мероприятия планирует госавтоинспекция на 2018 год в целях пропаганды безопасности на дорогах?
– Пропаганда безопасности дорожного движения в Приморском крае осуществляется в соответствии с утвержденным планом. Мероприятия рассчитаны на весь календарный год. Круглогодично в образовательных учреждениях проводятся тематические беседы о безопасности дорожного движения. В летний период инспекторы ГИБДД и педагоги обучают детей навыкам безопасного поведения на дороге в игровой форме в оздоровительных лагерях, а с началом учебного года – в школьных классах. Регулярно на базе музея ГАИ-ГИБДД Приморского края проходят экскурсии организованных групп школьников, которые знакомятся с 80-летней историей дорожной полиции края. Есть в плане мероприятия, адресованные взрослым, – например, конкурс профессионального мастерства среди инструкторов автошкол края. Инспекторы ГИБДД также 20 апреля ежегодно принимают участие в донорской акции, посвященной Национальному дню донора – сдавая кровь, они подтверждают свою готовность лично прийти на помощь пострадавшим в ДТП.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Общая дорога". Цели проекта — содействовать повышению культуры взаимодействия участников дорожного движения, достижению позитивных изменений в вопросах решения дорожных проблем Приморья.