Международный аэропорт Владивосток:
10 лет – полёт нормальный
Главный аэропорт Приморья отмечает первую круглую дату в своей истории
Международный аэропорт Владивосток (Кневичи) сегодня занимает достойное место в транспортной инфраструктуре России и является одним из символов динамичного развития Дальнего Востока. Авиагавань Владивостока занимает лидирующие позиции среди аэропортов Дальнего Востока и Восточной Сибири по пассажиропотоку, а по итогам 2017 года вошла в топ-20 ведущих аэропортов страны. В 2018 году компания отмечает 10-летие своей деятельности. ИА PrimaMedia рассказывает, как появилась и с чем подошла к своему первому юбилею новая воздушная гавань Приморья, с какими планами и надеждами смотрит в будущее.
Рейс в историю
В широком понимании аэропорт Владивостока ведет свою историю с 30-х годов XX века, когда в Приморье началось активное строительство аэродромов. Первыми воздушными гаванями Владивостока были аэропорт на Второй речке и аэропорт «Озерные Ключи» в Артеме, открытые в 1934 году.

Их запуск ознаменовал рождение в Приморье гражданской авиации. В первые годы немногочисленные пассажирские рейсы выполнялись преимущественно из аэропорта на Второй речке, однако в 1941 году роль главного пассажирского аэродрома была передана в «Озерные ключи». Туда же перебазировалось авиазвено самолетов У-2, П-5 и Ш-2, совершавших пассажирские авиарейсы. С того времени главная авиагавань Владивостока и Приморья закрепилась на артемовской земле.
Современная же история аэропорта Владивосток берет свое начало с февраля 1961 года. К началу 60-х аэродром «Озерные Ключи» исчерпал свои возможности по приему большого количества тяжелых самолетов и было принято решение о его модернизации.

С 1959 по 1964 годы на территории аэропорта был возведен комплекс необходимых наземных сооружений, позволивших начать регулярные полеты самолетов Ту-104 (1958 год), ИЛ-18 (1963 год), Ан-10 (1964 год).

В феврале 1961 года построено первое кирпичное здание аэровокзала с пропускной способностью 200 человек в сутки. Это и стало началом большого аэропорта Владивосток. Модернизация аэропорта позитивно сказалась на объемах пассажирских перевозок — они резко пошли вверх.

Аэропорт Владивосток на многие годы стал главными воздушными воротами Приморья, обеспечивающими непрерывное авиасообщение края с разными уголками огромной страны.
Ветер перемен
Историческое открытие Владивостока для иностранцев в 1991 году повлекло за собой изменение статуса владивостокского аэропорта. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1304-р от 17 июля1992 года аэропорт Владивосток был отнесен к разряду международных. Началась новая эра развития гражданской авиации Приморья.

С января 1994 года аэропорт вошел в состав ОАО «Владивосток Авиа», также включившего в себя одноименную авиакомпанию.

Спустя пять лет - 4 марта 1999 года был сдан в эксплуатацию и начал обслуживать пассажиров международный терминал аэропорта Владивосток, а в декабре 2006 года в аэропорту Владивосток завершилась масштабная реконструкция аэровокзала внутренних авиалиний.
15 февраля 2008 года ОАО «Владивосток Авиа» завершило реорганизацию в форме выделения ОАО «Международный аэропорт Владивосток» ОАО «МАВ». Соответствующая запись была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. С момента создания ОАО «МАВ» стартовал новый этап жизни владивостокского аэропорта.

В рамках подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке было принято решение о строительстве современного аэровокзального комплекса (терминал А) и масштабной модернизации аэродрома «Кневичи».
26 августа 2009 года был дан торжественный старт строительству нового аэровокзала общей площадью 47,5 тысяч кв. метров, а уже 1 июня 2012 года в терминале А состоялся тестовый прием и обслуживание первого рейса на прилет. В сентябре 2012 года аэропорт Владивостока стал воздушными воротами саммита АТЭС. А с 10 сентября 2012 года все рейсы — международные и внутренние — обслуживаются в новом терминале.
Уровень комфортности терминала соответствует стандарту "С" в соответствии с классификацией, принятой в руководстве ИАТА для проектирования (Airport Terminal Reference Manual 8 th Edition, April 1995 ИАТА). Терминал А имеет пропускную способность 1360 человек в час или 3,5 млн в год.
Новый аэровокзал стал одной из визитных карточек Владивостока и Приморья.
10 лет успеха
За 10 лет аэропорт обслужил более 15,7 млн пассажиров.
Пассажиропоток вырос в 2 раза
С вводом нового терминала площадь аэровокзального комплекса выросла в 3 раза. И сегодня аэропорт Кневичи является одним из самых крупных на Дальнем Востоке.
Маршрутная сеть аэропорта насчитывает 45 направлений, полеты по которым совершают 18 российских и зарубежных авиакомпаний.
Первые успехи новой истории аэропорта уже отмечены на международном уровне. В марте 2018 года аэропорт Владивосток удостоен престижной награды Routes Asia 2018 Marketing Awards. Награждение состоялось в рамках международной конференции по развитию авиационных маршрутов Routes Asia 2018, который прошел в городе Брисбен в Австралии.
Воздушная гавань Приморья стала победителем в категории «Аэропорт с пассажиропотоком до 4 млн пассажиров».

Аэропорт дарит праздник
Утром 15 февраля в аэровокзале неожиданно зазвучала музыка, а некоторые пассажиры запели знакомые всем песни на тему встреч и расставаний, полета, неба и авиации. Таким оригинальным способом сотрудники аэропорта поделились с пассажирами своим праздничным настроением. По замыслу организаторов праздника, артисты находились среди пассажиров и выглядели как обычные авиапутешественники. Для многих пассажиров праздничный флешмоб стал приятной неожиданностью.
Пассажиры и гости аэропорта с удовольствием подпевали и снимали представление на камеры мобильных телефонов.
Я стоял в очереди на регистрацию, как вдруг девушка рядом со мной запела песню «Улетаю», сначала не понял, что это такое, подумал съемки какого-то музыкального клипа. А потом даже подпевал песни любимые всеми. Исполнители – талантливые и харизматичные ребята. С удовольствием посмотрел все представление и с отличным настроением улетаю в Корею. Поздравляю аэропорт с праздником и желаю дальнейшего развития!
Александр Карпов
Пассажир рейса Владивосток - Сеул
Воздушные ворота в АТР
За прошедшее десятилетие Международный аэропорт Владивосток сумел стать активным игроком на рынке авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Важнейшим шагом в развитии воздушной гавани Приморья стало расширение маршрутной сети в крупнейшие туристические и деловые центры АТР.
Успехи в 2017 году
Аэропорт Владивостока добился расширения географии полетов в АТР
8 апреля
Началось выполнение регулярных чартерных рейсов в южнокорейский город Чхонджу, административный центр провинции Чхунчхон-Пукто. Полеты на данном направлении выполняет авиакомпания «Якутия».
1 августа
Началось выполнение прямых регулярных рейсов в китайский город Шэньян, крупный туристический центр Юго-Восточной Азии, обладающий богатой историей (в городе три памятника мировой архитектуры, которые охраняются ЮНЕСКО)
28 апреля
Авиакомпания S7 Airlines приступила к выполнению полетов из Владивостока в японский город Осака
29 сентября
Первый рейс по маршруту «Сеул-Владивосток» совершила авиакомпания Jeju Air.
11 мая
В международный аэропорт Владивосток прибыл первый прямой регулярный рейс Харбин-Владивосток авиакомпании Sichuan Airlines.

20 ноября
Открыт новый рейс по маршруту «Владивосток-Харбин-Бангкок». Полеты по данному направлению выполняет авиакомпания «Уральские авиалинии»
Предъюбилейный, 2017 год, отметился для компании несколькими знаковыми событиями. Так, 28 ноября Международный аэропорт Владивосток обслужил 2-миллионного пассажира. Обладателем счастливого билета стала Наталья Столбова, которая совершала полет в японский город Токио на рейсе авиакомпании S7.
"Очень приятно стать 2-миллионным пассажиром аэропорта Владивосток. Впервые в жизни мое авиапутешествие отмечено такой неожиданной и радостной новостью. Желаю нашему аэропорту развития и процветания, считаю, что у него большое будущее и буду рада вновь и вновь путешествовать через воздушные ворота Приморья".
Наталья Столбова, юбилейный пассажир
Юбилейному пассажиру сообщили приятную новость во время регистрации на рейс. В торжественной обстановке представители аэропорта и авиакомпании вручили Наталье памятные подарки и цветы, а также сертификат на годовое обслуживание в бизнес-залах воздушной гавани. Представители авиакомпании подарили авиапутешественнику льготный билет на авиаперелет в любом направлении маршрутной сети S7 и модель самолета.
Итоги 2017 года:
2,18 млн
Общий пассажиропоток на 18% выше показателя 2016 года
1,40 млн
Внутренний пассажиропоток (+8%).
781 тысяча
Международный пассажиропоток (+40%).
Наибольший вклад в увеличение пассажиропотока аэропорта на внутрироссийских воздушных линиях в 2017 году обеспечили Москва, Хабаровск и Новосибирск, а на международных линиях - Сеул, Токио и Чанчунь.

Наибольшие темпы роста пассажиропотока на внутрироссийских воздушных линиях продемонстрировали Благовещенск (77%), Краснодар (38%) и Хабаровск (31%), на международных воздушных линиях – Чанчунь (201%), Шанхай (103%), Яньзци (73%), Токио (63%). По внутрикраевым маршрутам в 2017 совершили перелеты более 30 тысяч жителей Приморья (40%). В 2017 году новыми партнерами воздушной гавани Приморья стали авиакомпании Sichuan Airlines, JEJU Air и «Саратовские авиалинии».

Как и в прошлые годы, серьезное внимание аэропорта было уделено развитию международного сегмента. В ходе международного форума Routes Asia, состоявшегося в 2017 году в японской Окинаве, делегация аэропорта провела более 30-ти рабочих встреч с ведущими авиаперевозчиками Китая, Кореи, Японии, Сингапура, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии.

Обсуждались актуальные вопросы взаимодействия авиакомпаний и аэропорта, перспективы развития авиаперевозок и разработки новых авиамаршрутов в Азиатском регионе. Благодаря ежегодному участию в этом форуме, а также активной работе с азиатскими авиаперевозчиками международная маршрутная сеть аэропорта ежегодно расширяется.

В 2017 году она пополнилась новыми направлениями: Санья (Китай, авиакомпания NordStar), Чхонджу (Южная Корея, «Якутия»), Осака (Япония, S7 Airlines), Ордос (Китай, «Уральские авиалинии»). На внутрироссийских линиях авиакомпания «Аврора» открыла новое направление - Комсомольск-на-Амуре.

В 2017 году был усовершенствован ряд услуг, предлагаемых пассажирам в аэропорту, в числе которых: раннее открытие регистрации на международные рейсы (на 1 час раньше, чем это было предусмотрено ранее), увеличено количество торговых и сервисных точек в терминале.

Аэропорт Владивосток также существенно обновил и дополнил парк автомобильной и специальной техники для обслуживания воздушных судов, аэродрома и аварийно-спасательного обеспечения.

В сентябре 2017 года Международный аэропорт Владивосток успешно выполнил программу обслуживания пассажиров и воздушных судов участников III Восточного экономического форума.
Стабильный рост показателей аэропорта Владивосток и его постоянное развитие были отмечены профессиональными ассоциациями. В феврале 2017 года на церемонии награждения 3-й национальной премии «Воздушные ворота России» воздушная гавань Приморья впервые признана победителем в номинации «Аэропорт регионального значения» (до 2 млн пассажиров в год).

В июне 2017 года аэропорт Владивосток одержал заслуженную победу в конкурсе «Лучший аэропорт года стран-участниц СНГ за 2016 год» в номинации «Динамично развивающийся аэропорт». Конкурс был организован Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации.

Аэропорт продолжит развивать внутренние и международные маршруты, а также трансферные технологии, которые позволят жителям Дальнего Востока совершать комфортные перелеты по широкому спектру зарубежных направлений из столицы Приморья. Намечена работа по повышению уровня обслуживания пассажиров и авиакомпаний. Планируется инвестирование в развитие производства и автоматизацию, приобретение новой техники, а также ввод новых услуг. Приоритетами в работе аэропорта Владивосток неизменно остаются безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров.
Игорь Лукишин
Генеральный директор Международного аэропорта Владивосток
Инфраструктура будущего
Увеличение грузопотока, расширение сети маршрутов требует дальнейшего развития инфраструктуры Международного аэропорта Владивосток. На недавней встрече помощника президента РФ Игоря Левитина и врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко обсуждались планы по реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Владивостока.

В настоящее время из двух взлетно-посадочных полос аэропорта действует только одна, введенная в эксплуатацию в мае 2011 года в преддверие саммита АТЭС во Владивостоке. Тогда протяженность полосы была увеличена до 3,5 км, что позволило принимать все типы воздушных судов. Вторая полоса построена еще в 1985 году и закрыта для эксплуатации по техническому состоянию в 2012 году.

Руководитель аэропорта Игорь Лукишин обратился к помощнику президента с просьбой о рассмотрении возможности включения проекта реконструкции старой полосы в федеральную программу «Развитие транспортной системы» в период с 2020 по 2022 годы.

Также Игорю Левитину представили концепцию развития приаэропортовой инфраструктуры. В частности, важным проектом на 2019-2021 гг. является строительство гостиничного комплекса, соответствующего международным стандартам, и других объектов коммерческой недвижимости. В 2018 году планируется начать проектирование объектов инфраструктуры

10 лет – небольшой срок в масштабах страны, но за эти годы сделано многое. Полностью перестроена инфраструктура, введен в эксплуатацию новый терминал, изменена стратегия работы аэропорта, развиты самые разные направления деятельности авиапредприятия. Цель этих преобразований – создание во Владивостоке крупного авиатранспортного авиаузла, ориентированного на развитие перевозок между городами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С гордостью отмечу, что мы успешно идем к своей цели!
Игорь Лукишин
Генеральный директор Международного аэропорта Владивосток
В новое десятилетие — с новыми целями
Начало второго десятилетия своей истории Международный аэропорт Владивосток встретил, как и полагается настоящему труженику, в рабочем порядке. Главным подарком к юбилею, который преподнесла себе компания, стало увеличение пассажиропотока на 20 % в первом квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Всего за три месяца текущего года аэропорт обслужил более 483 тыс. пассажиров. При этом самый высокий рост пассажиропотока отмечается на международных направлениях. На рейсах в Юго-Восточную Азию рост составил +41%, на южнокорейском направлении +38%, на японском направлении +33%, на китайском направлении +23%.

Еще одним подарком ко дню рождения компании стало открытие очередного международного авиарейса. 6 апреля 2018 года авиакомпания T'Way открыла новый рейс из Владивостока в южнокорейский город Тэгу. Рейсы будут выполняться три раза в неделю - по понедельникам, средам и пятницам.

Неизменным приоритетом аэропорта Владивосток остается забота о пассажирах.
В феврале 2018 года Международный аэропорт Владивосток запустил в эксплуатацию трансферную зону, предложив транзитным пассажирам международных и внутренних рейсов более комфортные условия обслуживания.

Если до этого трансферный коридор в аэропорту Владивосток был открыт только для пассажиров внутренних рейсов, то теперь и пассажиры международных рейсов, осуществляющие пересадку во Владивостоке, а также пассажиры внутренних рейсов, улетающие за границу, могут проходить процедуру оформления на следующий рейс, не покидая стерильной зоны. Первыми посетителями трансферной зоны стали пассажиры рейса №3210 из Южно-Сахалинска, которые затем отправились в Сеул и Токио.

Я частый гость Приморского края, постоянно летаю в Корею через Владивосток. Очень рада, что теперь пройти стыковку в аэропорту Владивосток можно легко и быстро. Выходим из самолета по телетрапу в трансферный зал, там проходим все процедуры, а затем сразу попадаем в стерильную зону, где ожидаем рейса в Сеул. Процедура занимает немного времени, багаж оформляется без нашего участия – это очень удобно!
Людмила Цой
пассажирка по маршруту Южно-Сахалинск-Владивосток-Сеул
Как сказал директор по авиационной коммерции аэропорта Александр Бобров, с запуском в эксплуатацию трансферной зоны аэропорт Владивосток сможет в полной мере реализовать свой потенциал, выступая в качестве международных воздушных ворот на территории азиатской части России, и стать основным пунктом въезда для пассажиров из стран Восточной Азии, следующих далее в города Дальнего Востока и Сибири.
Мы также рассчитываем, что будет расти количество дальневосточных пассажиров, использующих Владивосток для трансфера в страны АТР. Кроме того, иностранные пассажиры без российской визы могут находиться в трансферной зоне аэропорта Владивосток. Непосредственная близость Владивостока с Китаем, Южной Кореей и Японией дает нам возможность обслужить часть существующего между этими странами пассажиропотока
Александр Бобров
Директор по авиационной коммерции АО "МАВ"
Растущий спрос на перелеты во Владивосток и Приморье из Китая, Южной Кореи и других стран АТР предвещает аэропорту Владивостока процветание и стабильное развитие в будущем.

Запуск и развитие новых направлений, привлечение новых перевозчиков, повышение качества обслуживания пассажиров и комфортности их пребывания в воздушной гавани Приморья — ключевые направления движения аэропорта Владивостока к успеху в следующем десятилетии. Как показало первое, правильный вектор уже взят.