Во Владивостоке раскрыли убийство 17-летней давности
10:35
Медиасообщество – Дальнему Востоку: Сахалин принимает Дальневосточный МедиаСаммит 2.0
10:25
Синоптики рассказали, какой погодой завершится неделя в Приморье
10:16
Неделя очищения: все запреты на каждый день в Страстную седмицу Великого поста
10:10
Помогала "внуку": в Приморье пенсионерка лишилась 100 тысяч рублей
10:05
Регистрационно-экзаменационные подразделения ГИБДД Приморья изменят режим работы
09:30
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе
09:17
Во Владивостоке протестировали работу городских фонтанов
09:16
Дальний Восток 25 апреля. Родился участник Советско-японской войны Николай Голубков
09:00
Следком Приморья расследует дело уклониста от налогов на сумму более 175 млн рублей
08:19
Фронтальные разделы будут властвовать в Приморье 25 апреля
08:06
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе
07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности
07:23
Цены на популярные в России автомобили выросли более чем на 9%
07:11
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей"
06:39
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06

Путешественник Прохор: Из каждого похода мы увозим мешки мусора, подобранного за другими

Руководитель небольшой приморской туркомпании поделился мнением о том, что помогло бы развитию экологического туризма в крае
Прохор Титов ИА PrimaMedia
Прохор Титов
Фото: ИА PrimaMedia

Экологический туризм в Приморье с каждым годом становится все более востребованным – в край охотно едут жители других регионов России и иностранцы. Многие заранее придирчиво выбирают маршрут и гида-проводника. Собеседник ИА PrimaMedia Прокофий Титов, руководитель собственной туркомпании "Путешественник", в видеоинтервью ответил на вопросы о востребованности экотуризма в крае, а также поделился мнением по поводу того, что нужно сделать для его развития в муниципалитетах Приморья.

— Какие направления туризма вы развиваете в Приморском крае?

— Наша команда уже 10 лет развивает внутренний туризм Приморского края — это водные направления, сплавы, рафтинг, пешие прогулки от простых до сложных, восхождения в горы, посещение водопадов, спелеотуризм, путешествия на автобусах…

— Как вы пришли к этой деятельности? Наверное, сначала это было просто увлечением?

— Да, сначала увлечение, потом большое хобби, потом все-таки получил образование по направлению туризма и понял, что стоит продолжать дальше…

— Расскажи о своей команде.

— Команда состоит из 10 человек: кто-то специализируется только по сплавам, кто-то "пешеходник". Все ребята прошли много разных походов разной сложности, в туризме работают не один год, хотя все молоды — средний возраст 25-30 лет. Каждые три года мы все организованно проходим курсы первой медицинской помощи. Среди нас есть преподаватели, двое ребят — историки, один парень с археологии.

— Какие из ваших туров наиболее популярны?

— Весной популярны сплавы, начало активного сезона. Летом — отдых на островах, морские прогулки, морской отдых. И осень – самая красивая пора в тайге и лесах, время пеших походов. Самые популярные – это весенние сплавы и восхождения в горы осенью.

— Есть такие направления, на которые круглый год водите группы?

— Зимой люди менее активны. Но и зимой мы делаем туры — это лыжные прогулки, пещеры, замерзшие водопады, несложные горы.

— Возьмем, например, рафтинг. Какие объекты задействованы в ваших турах? У нас в Приморье немало горных рек. Где проводите сплавы, когда они начинаются? До какого времени продолжаются?

— В основном, в крае для сплавов используют три реки – с середины апреля река Тигровая в Партизанском районе — очень красивая, протекает через ущелье Дарданеллы, река Партизанская в Партизанском районе, Киевка в Лазовском районе и Кема в Тернейском районе. Но Кема сложная, для более опытных туристов и даже спортсменов. Сплавы начинаются с весны и идут все лето.

— А люди, не имеющие опыта в сплавах, могут прийти к вам и научиться? Погрузиться, пройти все уровни?

— Все, кроме Кемы. Да, в общем, и на Кему мы можем взять начинающего. Все наши маршруты, особенно сплавы, разработаны для начинающих людей. Они проходят инструктаж на месте, садятся, осваивают технику — и все получается.

— То же самое касается и горного пешеходного туризма?

— В горах все проще. Просто иди. Технически даже думать не нужно, просто смотри под ноги.

— По каким маршрутам приходится водить больше всего людей за год?

— Это восхождения в горы. Самое доступное – это Шкотовский район, ехать 2-2,5 часа. Фалаза, Пидан, Туманная. Там же есть небольшие водопады. Недалеко, людям нравится.

— Каким образом вы технически обеспечиваете прохождение определенного маршрута? Как выглядит сам процесс организации?

— Например, возьмем процесс однодневного восхождения на Фалазу. Сначала доставка людей до точки старта. Туристы проходят инструктаж, как правильно идти, как правильно дышать, чтобы меньше уставать, что с собой взять, как это распределить. Самая активная часть – восхождение. На вершине люди получают массу положительных эмоций, фотографируются, отдыхают. Пьем чай, спускаемся и отправляемся назад.

— Если говорить об опыте, кто ваш среднестатистический клиент? Я так понимаю, что люди иногда приходят к вам вообще без опыта, но ведь есть и опытные?

— По нашим направлениям средний возраст туристов – 30-35 лет. Больше девушек, женщин. Мужчин мало. Все люди начинающие. Кто-то когда-то самостоятельно ходил по острову Русский, хочет больше и дальше, но нет напарников, компаньонов, нет транспортной возможности. Они присоединяются к нашим командам.

— Ты не первый год в организации активного отдыха. Как оцениваешь перспективы развития активного, внутреннего туризма в Приморском крае? Какие направления наиболее перспективны для развития? Какие могут быть интересны не только жителям Приморья, но и других регионов?

— Нам в этом году 10 лет, за плечами большой опыт. Если бы туризм не развивался, мы бы, наверное, уже не существовали. Команда растет, возможности растут, поэтому туризм развивается и будет развиваться в лучшею сторону. Хотелось бы, чтобы он развивался лучше, особенно экологический туризм. Для этого нужно, чтобы администрации своих районов улучшали туристические направления. Сейчас у нас наиболее модным и современным, интересным для иностранных гостей считается кулинарный туризм. Они приезжают, им дают пробовать местные продукты, даже на морскую и речную рыбалку возят. Это тоже туризм.

— Что нужно сделать дирекциям заповедников и нацпарков, чтобы привлечь больше туристов к себе?

— Все наши заповедники открыты для сотрудничества. У многих разработаны экотропы. Есть даже специалисты, которые предлагают свои услуги. Здесь больше наша задача приглашать туристов, показывать им, что есть там, в заповедниках. И наша задача возить туда. Администрациям заповедников нужно только упростить доступ — входные билеты, разрешения.

— Ты сказал, что властям районов нужно работать над туристической инфраструктурой – это гостиницы, дороги. Не так давно у нас новое направление появилось – развитие краевой и региональной авиации. Для путешественников это cтало каким-то подспорьем?

— Мы хотим сейчас использовать малую авиацию. Хотим сократить время доставки туристов, потому что ехать на автобусе до Тернейского района — почти сутки. Поэтому в следующем сезоне мы хотим улучшить и сократить для туристов подобные маршруты и туры. Я знаю, что многие другие компании и люди самостоятельно летают в другой город, ночуют там, изучают, смотрят и улетают. Просто ради вот такого одно— и двухдневного туристического отдыха.

— Приходилось ли вам принимать приезжих туристов, желающих путешествовать по Приморью, из других регионов и иностранцев?

— Каждый год популярность Приморского края среди регионов увеличивается. Россия стала больше приезжать и интересоваться Дальним Востоком, также корейцы, китайцы, японцы. Для них мы соседи, и для них не составляет труда сюда прибыть. Буквально в том году была женская команда из России, средний возраст 40-45, 6 человек. Им очень понравилось, они очень много путешествовали по России и за рубежом. Дальний Восток их впечатлил, особенно море, морепродукты, достопримечательности Приморья. Практика с иностранцами у нас каждый год. В этом году была большая команда корейцев, которым мы показывали остров Русский, часть фортификационных сооружений и природу.

— Они заранее с вами связывались?

— Конечно. Эта работа начиналась за полгода до тура, мы подобрали им программу. Сейчас люди живут интернетом. У корейских туристов заранее было запрограммировано направление тура. Они проходили путешествие на лайнере по разным странам, зашли в наш город, где и получили от нас такую интересную экскурсию. Это было заранее спланировано.

— Какие вы видите перспективы? Что хотелось бы сделать?

— У нас года три в проекте — мототуризм. Ребята пытаются подобное сделать, но это немного другое — эндуро, квадроциклы. А вот путешествий по краю на мотоциклах никто не проводит. Сейчас над этим работаем.

— Что касается сотрудничества с другими организациями, которые занимаются организацией активного туризма, вы с кем-нибудь взаимодействуете? С базами отдыха, например, в районах, с сетями общественного питания?

— Конечно. Мы же по сути делаем одно дело – развиваем туризм в крае, чтобы он был познавателен, интересен и на достаточно хорошем уровне. Это и кафе, и базы отдыха — со всеми мы сотрудничаем. Даже с людьми в деревнях, которые создают в своих деревнях музеи, творческие уголки, мы пытаемся сотрудничать. Вся история края держится на таких людях.

— Есть такой показатель в туризме – процент возвращаемости. Оценивают, эффективен ли продукт, по тому, вернулся ли человек. Есть ли люди, которые, побывав с вами в одном туре, дальше присоединяются к следующему? Отслеживаете уровень удовлетворенности вашей работой?

— Это ведь основная реклама – "сарафанное радио". За счет качества нашей работы люди возвращаются. 95 процентов – это те люди, которые уже с нами были.

— Есть ли планы по турам в других регионах Дальнего Востока, которые будут охватывать сразу несколько регионов?

— Мы три года подряд делаем зимний вариант маршрута — достаточно сложный, не для массового туриста. Это лыжный горный маршрут, он проходит в районе БАМа, выше Комсомольска. А для массовости мы отсюда еще хотим предлагать людям Байкал. Многие, живя здесь, не знают, куда обратиться, чтобы туда поехать.

— Также, возможно, Камчатка?

— Да, возможно.

— Сегодня туризм является направлением, которое государство активно поддерживает, пытается развивать. Какой бы вы поддержки хотели от государства?

— В данном случае это улучшение туробъектов. По трассам в определенных местах необходимо поставить комфортные туалеты. С этим огромная проблема по краю. Нет даже достойных мусорных баков. После наших туров мы собираем мусор не только за собой, но и вокруг. Приходится везти эти огромные мешки мусора с собой в город. На трассах нет точек, куда можно выкинуть этот мусор. С туалетами такая же загвоздка. Приходится обустраивать туалеты самим, чтобы люди по кустам не ходили, улучшать места за счет троп, перил… Это все-таки должны делать администрации районов для развития своего района за счет туризма.

— Почему стоит путешествовать по Приморскому краю?

— Город не дает столько положительных эмоций, столько энергии, столько физической активности. Поехав в один тур, человек насыщается на неделю эмоциями и положительной физической усталостью. Это заряжает его для работы на неделю.

— Вы работаете с детьми. В чем заключается эта работа и какие у нее цели?

— Да, у нас есть отдельное направление детского туризма. В прошлом это явление было массовым. В каждой школе был кружок, а если не было, то учитель географии или истории увлекал, водил детей в походы, обучал определенным туристическим навыкам. Сейчас это все утеряно, заброшено. В этом, наверное, есть и вина родителей, что они боятся и не отпускают детей… Мы такую услугу предоставляем. Мы проводим походы и туристические соревнования разного уровня сложности для школьных классов. У нас есть "школа выживания", где дети обучаются разводить костер, правильно ходить, ставить палатку и вообще просто учатся самостоятельности. Обычно дети едут без родителей под нашим руководством и под руководством учителя. Они лучше узнают себя в другой обстановке.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Приморскими маршрутами". Цели проекта — раскрытие потенциала Приморского края для внутреннего туризма, обобщение разнообразного опыта самодеятельных путешественников, знакомство читателей с наиболее привлекательными для туризма местами края и крупными выставками индустрии туризма в Приморье.