Общество. 18 мая, 14:55
Ольга Аристова. Фото: Предоставлено Ольгой Аристовой
ЛиТР–2018

Ольга Аристова: Дальний Восток может стать проводником азиатской литературы в мир западной

Руководитель проекта ”Кот Бродского” рассказывает, почему региону необходим свой литературный фестиваль

18 мая, PrimaMedia. Первое в России шоу литературного стендапа за два года обзавелось собственным интернет-журналом и массой поклонников. Проект ”Кот Бродского” приобщает приморцев к моде на чтение. Но чтобы вовлечь их в масштабный литературный процесс, необходима крупная площадка — диалог с известными писателями и издательствами. О том, как меняется культурная среда и каковы шансы Владивостока стать третьей культурной столицей России, рассказала в интервью ИА PrimaMedia руководитель проекта ”Кот Бродского” Ольга Аристова.

Читать и быть в тренде

— Ольга, литературный проект "Кот Бродского" появился в 2016 году и вот уже два года успешно существует и развивается. Как вы почувствовали, что такого формата шоу станет популярным?

Я уже восемь лет организую во Владивостоке различные литературные проекты. К середине этого пути у меня сложилось чёткое понимание того, что литературной тусовке города не хватает живого книжного дискурса. Люди, даже те, кому интересна литература, не привыкли говорить о книгах. Читать умеют, а рассказывать — ни в какую.

Тогда я хотела создать школу литературной критики, где профессиональные филологи учили бы людей анализировать книги и рассказывать о них интересно. Это сейчас у нас есть проекты вроде Arzamas, ”Горький”, есть громкие имена Галины Юзефович, Александра Гаврилова и других, кто делает разговоры о литературе актуальными и привлекает к ним тысячи людей. Тогда же обо всём этом можно было только мечтать.

Мою идею со школой почти никто не поддержал. Тогда я решила отойти от академического формата и сделать шоу, которое будет учить людей тому же, но в более неформальной обстановке.

— В чем заключается основная цель проекта — учить людей или создавать дискурс?

— Цель в том, чтобы учить людей интересно и грамотно говорить о книгах, делиться собственным опытом прочтения. И тогда дискурс, так или иначе, возникнет сам.

Но если посмотреть шире, то миссия "Кота" — сделать книги популярными. Я не хочу сказать, что они не популярны, или что люди сейчас меньше читают. Количество читающих и не читающих в процентном соотношении всегда примерно одинаковое.

Сделать книги популярными — значит сделать их трендом. Это когда каждый молодой человек, а мы больше ориентируемся на молодёжь, понимает: быть читающим — классно, а способность удачно употребить в разговоре хорошую цитату вызывает интерес и уважение в глазах окружающих.

"Кот Бродского"

"Кот Бродского". Фото: Предоставлено организаторами

— Как правило, найти идеальный формат творческого проекта с первого раза непросто. У вас как много времени это заняло? Какой отклик был у публики?

— Когда мы начинали, понятное дело, было много критики. Мы сами еще не до конца понимали, что такое "Кот Бродского". Почти полтора года мы обкатывали и докручивали формат, определялись с какими-то деталями организации.

Вплоть до десятого выпуска шоу мне казалось, что чего-то не хватает, что нужно делать что-то ещё, но я не представляла, что именно. Было ощущение, что аудитория не совсем нас понимает, но почему-то всё равно приходит. И вот десятый ”Кот Бродского” стал таким переломным моментом. После окончания шоу на меня налетели люди, обнимали и благодарили за вечер. Тогда я, наконец, почувствовала, что наш проект на верном пути, что люди заражаются любовью к нам, а через нас — к книгам. Этого ведь мы и добиваемся.

Взгляд на Азию

— Во Владивостоке 7-8 июня в первый раз пройдет большой литературный фестиваль ЛиТР -2018. Даст ли это толчок к развитию культуры на Дальнем Востоке?

— Последние несколько лет Владивостоку остро не хватает своего литературного фестиваля. Книжный рынок у нас развит слабо, а именно большие мероприятия вроде ярмарок и фестивалей помогают его развивать.

В отсутствии рынка глупо надеяться на появление молодых ярких авторов и интересных издательств. Так что потенциально ЛиТР – это большой шаг для города и края.

Городу нужна площадка, где люди бы смогли узнать что-то о современной литературе. Я давно заметила, что во Владивостоке многие читают классику, но не от большой к ней любви, а потому что в современной литературе не ориентируются. Нужно знакомить людей с писателями, с издательствами, с трендами. Чтобы люди хотели покупать книги, нужно вовлечь их в процесс.

Проект "Кот Бродского" приобщает приморцев к моде на чтение

Проект "Кот Бродского" приобщает приморцев к моде на чтение. Фото: Предоставлено организаторами

— Одна из глобальных целей фестиваля превратить Владивосток в третью культурную столицу, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Как думаете, что для этого нужно?

— Нам нужно осознать свой потенциал и начать работать с Азией. Если бы мы смогли стать проводником азиатской литературы в мир западной литературы, Владивосток бы занял неоспоримое место на культурной карте России, а может и мира. Сегодня многие обращают внимание на запад. Бизнес, технологии, кинематограф — все обращаются туда за новыми рынками, новыми идеями. Если приглядеться, видно, что и азиатская литература набирает популярность. Если мы сумеем поймать эту волну, Владивосток определенно станет столицей. А не успеем, это сделает кто-то другой.

Реальность современной литературы

— Что интересного "Кот Бродского" готовит участникам фестиваля?

— "Кот Бродского" делает с фестивалем одно дело — они оба знакомят людей с реальностью современной литературы. Думаю, объединив усилия, нам удастся сделать что-то большое и классное. В этом году мы узнали, что обзоры на книги интересны не только потенциальным читателям, но и авторам этих книг. Писатели устраивают презентации и встречи, отвечают на вопросы. Но смотреть целое шоу, где читатель анализирует и осмысляет твоё произведение! Такой опыт интересен любому автору. Мы пригласим самых именитых гостей фестиваля, посадим их в зал и дадим откровенный читательский отзыв на их книги.

Первое в России шоу литературного стендапа за два года обзавелось собственным интернет-журналом и массой поклонников

Первое в России шоу литературного стендапа за два года обзавелось собственным интернет-журналом и массой поклонников. Фото: Предоставлено организаторами

— На фестивале состоятся встречи с российскими писателями, мастер-классы с известными авторами современной русской прозы. Вы, если не секрет, кого больше всего ждете?

Я жду Андрея Аствацатурова. Я бы могла стать его фанаткой, но мои принципы не позволяют мне по кому-то фанатеть, поэтому я им тихо восхищаюсь в сторонке. Нас познакомил Борис Куприянов (российский издатель, учредитель сети книжных магазинов "Фаланстер" — прим. ред.) на ярмарке "Non/fiction" в 2015 году. Я была впечатлена, насколько это тихий интеллигентный мужчина с таким громким именем. Очень надеюсь, что люди, которые хотели бы его услышать, смогут это сделать. Потому что это нужно нам, нашему городу — говорить с людьми, которые задают интеллектуальный тон всей стране.

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia