Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока
07:11
Дальний Восток 20 апреля. Родилась российская лыжница Елена Вяльбе
07:00
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Дальний Восток перед выбором: угольная пыль или новые технологии

Автор – участник Общественного экспертного совета по экологической безопасности в Приморском крае Андрей Беловодский
Андрей Беловодский ИА PrimaMedia
Андрей Беловодский
Фото: ИА PrimaMedia

БЕЛОВОДСКИЙ Андрей Витальевич — заведующий Коллегией адвокатов "Фокс" Адвокатской палаты Приморского края, член Общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае, академик МАНЭБ (Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы — общественная организация, целью которой является объединение ученых и специалистов, занимающихся решением проблем в области экологии и охраны окружающей среды).

— Статья "Находка и черный снег: новая беда портовиков", опубликованная в отраслевом издании "Морские порты" (№5 (156), 2017 год) и посвященная уже давно не новой теме загрязнения приморских городов угольной пылью, поднимающейся в воздух при перегрузке угля в портах, у несведущего человека вполне может вызвать некоторое недоумение: А в чем, собственно, дело? Кто все-таки в Находке пылит?

В статье ведь ясно сказано, что все действующие терминалы в России (а ранее – в СССР) строились и эксплуатируются в соответствии с действующими нормативами (по мнению АСОП). В целом в Находке все хорошо — контролирующие органы, проверяя порты, нарушений не находят и рапортуют о соответствии качества воздуха установленным нормативам и о том, что количество онкологических заболеваний в Находке неуклонно снижается. Губернатор Приморья лично все проверяет. Может быть, мальчик Андрей Боль, позвонивший президенту РФ на прямую линию, преувеличил проблему и вообще зря пожаловался?

К сожалению, не преувеличил. Жители Находки, Ванино, Советской Гавани, Посьета и других населенных пунктов на Дальнем Востоке уже давно ведут борьбу с перевалкой угля в своих городах. И эта борьба кое-чему научила её участников как с той, так и с другой стороны.

Как сказано в статье, проблема возникла в 2011-2012 годах, когда уголь заместил генеральные и лесные грузы на причалах портов, многие из которых не были приспособлены для его перевалки.

При этом проблема с пылением угля при перевалке в морских портах возникла только на Дальнем Востоке России, и только зимой. В других регионах нашей страны и за рубежом этой проблемы не существует.

Пыль над угольными терминалами Дальнего Востока поднимается зимой в морозы, при низкой влажности и сильных ветрах. Причём уголь в порты поступает по железной дороге уже высушенный и вымороженный сибирскими морозами. Таких условий перегрузки, как в портах Дальнего Востока, нет больше нигде.

И когда некоторые так называемые "эксперты" приводят в пример опыт перевалки угля на открытых терминалах в городах-портах Западной Европы или Австралии, им можно посоветовать приехать в январе в Ванино и погулять там немного рядом с угольными терминалами, чтобы в полной мере ощутить на себе климатические условия района и оценить степень их воздействия на разнос пыли.

Наиболее близко к портам Приморья расположен северокорейский порт Раджин, так же перегружающий уголь буквально в нескольких десятках километров от порта Посьет.

Примечательным является то, что некоторые причалы порта Раджин сданы в долгосрочную аренду. Так, причал № 1 уже много лет арендует китайская компания. На этом причале построен перегрузочный комплекс закрытого типа (см. фото ниже).

Порт Раджин

Порт Раджин. Фото: предоставлено автором публикации

А причал № 3 управляется российским оператором – и перегрузочный комплекс открытого типа (см. фото ниже).

Порт Раджин

Порт Раджин. Фото: предоставлено автором публикации

А ниже вид причалов порта Раджин с высоты птичьего полета: крайний справа — причал, оперируемый китайскими предпринимателями, а крайний слева – российскими.

Снимок со спутника

Снимок со спутника. Фото: предоставлено автором публикации

Так может дело не в климате, не в расположении порта, не в трудностях с законодательством. А дело в людях, которые организовывают перегрузочный бизнес?

Как обычно, при появлении подобных проблем, первыми стали бить тревогу экологи. Власть и контролирующие органы ничего особенного не замечали. По инициативе экологов в 2012-2013 годах в Приморье развернулись большие дискуссии о возможных путях борьбы с угольной пылью и пылящими терминалами. Предложения были разные, вплоть до запрета перевалки угля в городах-портах. В частности, дискуссии в Законодательном собрании Приморского края закончились подготовкой в июле2013 годапроекта изменений в Федеральный закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года "Об охране атмосферного воздуха". Проект предусматривал две основные поправки: перевалка пылящих грузов в морских портах должна осуществляться только в "закрытых" терминалах; стивидорные компании должны осуществлять непрерывный контроль за загрязнением атмосферного воздуха с помощью датчиков, установленных на границе санитарно-защитной зоны порта. Однако данный проект поправок в закон был отклонен в Государственной Думе РФ еще на стадии согласований. Его не поддержали ни Минтранс, ни Минприроды России.

В тоже время защитники пылящих портов уже в то время начали формировать пакет своих аргументов против "закрытых" угольных терминалов в пользу существующих в России технологий переработки угля. Их основные доводы состояли в следующем:

Первое: "В портах применяются достаточно эффективные средства пылеподавления, которые решают проблему, в том числе защитные экраны, системы водяного орошения, снегогенераторы и вакуумные пылесосы".

К сожалению, опыт дальневосточных портов доказал, что эти средства проблему решают только частично. Пыль при перевалке грузов поднимается выше защитных экранов, водяное орошение зимой в морозы замерзает, а снегогенераторами можно укрыть только часть складов, поскольку большая часть складов всегда в работе.

Второе: "Закрытые угольные терминалы взрываются из-за взрывоопасной пыли и метана, который выделяет уголь".

При этом никто не может привести ни одного примера взрыва на закрытых терминалах. Кроме того, сам по себе уголь, лежащий на складах в портах, метан не выделяет, ведь склад — это не шахта.

Третье: "Закрытые терминалы очень дорогие".

Это утверждают те, кто никогда не делал никаких расчетов, тем более что в России такие терминалы не строили. Однако по оценкам проектировщиков ДНИИМФ, стоимость закрытых и открытых терминалов сопоставима, а если удорожание всё же возникнет, то оно будет не настолько значительным, как его преподносят.

Четвертое: "Все порты соответствуют проектным нормам и экологическим нормативам".

На практике многие, если не подавляющее большинство, неспециализированных терминалов не соответствуют современным требованиям, установленным законодательством в области охраны атмосферного воздуха, водной среды, здоровья населения.

Пятое: "Уголь – это сорбент, поэтому он нисколько не вреден и даже полезен".

Этого почему-то никак не могут понять жители Находки, у которых угольная пыль лежит дома на полу, мебели и в постели, а также дети, в песочницах которых во Владивостоке слой пыли, по замерам экологов, достигал пяти сантиметров (!), а хоккейные коробки во дворах покрыты черным льдом.

Шестое: "Никто не доказал, что угольная пыль, попадающая в море, вредна для его обитателей".

На самом деле, работы местных ученых давно опровергли эту мысль, просто их не хотят услышать, и т.д.

Таким образом, вся риторика противников "закрытых" угольных терминалов состоит из несоответствующих действительности, либо искажающих ее доводов, целью которых является только защита существующих технологий и портов, их применяющих. И тут уж ничего не поделаешь – других аргументов придумать действительно невозможно.

Тем временем, первую (и пока последнюю) победу в Приморье одержали "зеленые". Ею стало постановление администрации Приморского края от 25 июня 2014 года № 236-па, разрешающее "строительство новых перегрузочных комплексов для пылящих навалочных грузов только с использованием технологий, не допускающих прямого контакта груза с окружающей средой, исключающих вынос пыли во внешнюю среду". Общественность и администрация Приморья еще в то время согласились, что требовать применение "закрытых" технологий на действующих терминалах неправильно.

Моментально о строительстве своих новых угольных комплексов в "закрытом" исполнении публично заявили ХК "Сибирский деловой союз" (порт в бухте Суходол), ГК "Ростехнологии" (порт "Вера" на мысе Открытый) и другие компании. Настроение у "зеленой" общественности резко улучшилось, но ненадолго. По проекту, несмотря на все заверения, угольный терминал ХК "СДС" в бухте Суходол почему-то получился открытым. Тоже самое случилось и с портом "Вера", и всеми остальными проектами. Инвесторы просто всех обманывали при молчаливом согласии администрации края.

Интересно, что все эти проекты прошли как государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзоре, так и государственную экспертизу проектной документации при наличии отрицательного заключения авторитетной общественной экологической экспертизы, указывающей на ряд прямых нарушений законодательства РФ в этих проектах.

В неофициальной беседе один из ответственных специалистов Главгосэкспертизы сказал, что "нельзя идти на поводу подкупленных "зеленых", лоббирующих интересы зарубежных компаний, которые продвигают на российский рынок свои "закрытые" портовые технологии". Экологи в нашей стране не редко сталкиваются с такой позицией своих оппонентов, которым сказать уже больше нечего. В данном случае сотрудник Главгосэкспертизы забыл только о том, что все средства пылеподавления в портах тоже иностранного производства. А экологи совсем не настаивают на применении зарубежных технологий – пожалуйста, разрабатывайте свои.

Но вот тут и кроется проблема. Разрабатывать новые портовые технологии, в том числе для навалочных грузов, исключающие вынос пыли во внешнюю среду, или технологии пылеподавления, в России никто не собирается. Даже ГК "Ростехнологии", одной из главных задач которой является "содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции", не утруждала себя применением новшеств при проектировании порта "Вера". Как и другие новые порты, он будет построен с применением технологии 40-летней давности, только оборудование будет новое. И это несмотря на прямое требование Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 "Об охране окружающей среды" (ст. 28.1) по применению в новых проектах "наилучших доступных технологий". Но применения "закрытых" технологий перевалки навалочных грузов, видимо, не очень доступно, их не предусматривает РД 31.3.05-97 "Нормы технологического проектирования морских портов". Поэтому, в частности, у нас нет и опыта проектирования таких технологий.

Надо отметить, что проблема пыления угля в портах на Дальнем Востоке прямо касается не только местных жителей, но и работников портов. Понимая это и неся большую социальную ответственность, ведущие дальневосточные порты (АО "Восточный порт", АО "Дальтрансуголь") проводят серьезную работу по снижению пыления. Они перепробовали, наверное, все известные способы пылеподавления и даже пытались разрабатывать новые с привлечением научных организаций. Но одному порту, даже очень крупному, такие проблемы не решить. Это задача отраслевого или федерального уровня. К сожалению, найти заинтересованный государственный орган для решения проблемы еще никому не удалось.

После прокатившихся зимой 2016-2017 годов по городам-портам Дальнего Востока митингов против пылящих терминалов, власть на местах серьезно обратила внимание на проблему (все-таки впереди выборы). Губернатор Приморья заявил, что проблема пылящих портов в крае будет кардинально решена в ближайшее время (что в принципе невозможно). Активность, наконец, проявили природоохранные ведомства, которые до этого почему-то не замечали проблему. Портам пришлось срочно разрабатывать собственные планы пылеподавления, закупать оборудование и ставить датчики для непрерывного контроля за загрязнением атмосферного воздуха. К моменту обращения Андрея Боля к Владимиру Путину большая часть работы была уже проведена. Да и терминалы в Находке летом не пылят. Может быть, мальчик всё же зря пожаловался президенту страны?

Беда в том, что население на Дальнем Востоке за годы борьбы с угольной пылью уже перестало верить властям, угольным компаниям и средствам массовой информации. Слишком много лжи и пустых обещаний прозвучало за это время.

И если раньше все это наблюдалось только на местном уровне, то после вмешательства президента зазвучали и из Москвы. Например, "мнение" аппарата Госдумы о том, что переход на "закрытые" технологии на угольных терминалах потребует 150 млрд рублей расходов из бюджета. Как это они посчитали и причем здесь федеральный бюджет?

На состоявшемся в августе 2017 года в приморском поселке Славянка митинге против строительства вблизи этого поселка закрытого угольного терминала, жители единодушно заявляли: "Мы против, потому, что нас все равно обманут и построят открытый терминал"!

Прогнозы развития нашей страны показывают, что экспорт угля через морские порты будет только нарастать. Дальний Восток ожидает строительство еще многих угольных терминалов и, вероятнее всего, в "открытом" исполнении. Ясно, что владельцам будущих новых терминалов, как и акционерам существующих сегодня портов, из Москвы, а некоторым — из-за границы, малопонятно — зачем надо тратить деньги на какое-то пылеподавление. Поэтому борьба с пылью при перевалке угля на Дальнем Востоке будет продолжаться. И силы пока неравные.

Но жизнь не стоит на месте. Во всем мире, и в России тоже, экологическое законодательство меняется в сторону ужесточения. Меняются и люди, которые сегодня собираются на митинги, а завтра, вдобавок к этому, пойдут в суды. Да и работать на грязных и пылящих терминалах будущие поколения тоже вряд ли захотят. И имидж компаний–владельцев пылящих терминалов будет непригляден. Вероятно, тогда и придется что-то делать. Но выход при этом может быть только один – безоговорочное соблюдение природоохранного законодательства и "закрытые" технологии.

1525337147