Авиакомпания "Прогресс"
Фото: ИА PrimaMedia

Арсеньевский авиазавод «Прогресс» отмечает 82-ю годовщину со дня своего основания

История предприятия тесно связана с государственной заботой об оборонной мощи страны

Авиационная компания "Прогресс", ставшая преемницей одноименного завода, сегодня, 26 мая, отмечает 82-ю годовщину основания предприятия. В связи с торжественным поводом ИА PrimaMedia предлагает вспомнить славные страницы истории авиастроения в Приморском крае.

Начало пути: от ремонта к строительству

История авиационной компании "Прогресс" началась 26 мая 1936 года, когда вышло постановление правительства о необходимости построить в селе Семёновка Яковлевского района Уссурийского края авиационный ремонтный завод № 116. Надобность в таком заводе была продиктована удаленностью Дальнего Востока от промышленного центра страны, а также нарастающей угрозой японского вторжения. В сложных военно-политических условиях правительство страны стремилось создать на Дальнем Востоке серьезную производственную и ремонтную базу, способную производить и ремонтировать различные системы вооружения – в том числе и наиболее сложные, авиационные. В 30-е годы на Дальнем Востоке всемерно наращивалась оборонная составляющая государства, строились аэродромы, военно-морские базы, на линии границы возводились укрепленные районы.

Выбор места стройки пал на Семеновку, в окрестностях которой было обнаружено всё, что требовалось строительству, – песок, глина, камень. В начале 1937 года в Семеновку начали прибывать завербованные в западных регионах работники, которым обещали большие перспективы. Люди ехали целыми семьями, но поначалу размещение новоприбывших было проблемой – первые сотрудники будущего завода жили в палатках и даже шалашах.
Начальником строительства и первым директором завода был назначен бывший комбриг Красной Армии, кавалер ордена Красного Знамени Владимир Григорьевич Ирьянов, имевший за плечами опыт организации строительства Иркутского авиазавода. Его судьба оказалась трагической — в 1937 году по обвинению в саботаже и срыве сроков строительства завода был арестован и казнен, а в 1957 году полностью реабилитирован. Следующему директору Спиридону Апостолову удалось избежать смерти, но и его арестовывали из-за срывов сроков. В итоге третьим директором завода стал Николай Сергеевич Новиков. В это время на строительстве уже трудились более двух тысяч человек, были запущены в эксплуатацию лесоперерабатывающий, кирпичный, арматурный и бетонный заводы, обеспечивавшие стройку.

В 1939 году были введены в эксплуатацию первые производственные корпуса, в которых начались работы по ремонту самолётов — бомбардировщиков, истребителей, а также авиационных двигателей М-11, М-25, М-85 и М-100. Первым отремонтированным самолётом стал УТИ-4 – учебно-тренировочный вариант истребителя И-16.

В 1940 году в посёлке открылась железнодорожная станция, и в том же году руководством страны было принято решение о перепрофилировании завода из авиаремонтного в авиастроительный. В результате завод получил заказ на производство учебно-тренировочных самолётов конструкторского бюро Яковлева УТ-2.

Фюзеляж самолёта, центроплан и крылья изготавливались из авиационной древесины. Он был предельно прост в производстве, но все же был первой машиной, которую заводу предстояло выпускать самостоятельно. Первый самолёт этого типа, произведенный на авиазаводе № 116, поднялся в воздух 22 мая 1941 года.

Цеха Прогресса

Цеха Прогресса. Фото: ИА PrimaMedia

Коррективы военного времени

Начало войны авиационный завод № 116 встретил в процессе испытаний и доведения первой партии учебно-тренировочных самолётов. С объявлением всеобщей мобилизации часть работников была призвана в ряды Красной Армии, что, естественно, отразилось на темпах производства. Так называемая "бронь" позволяла оставлять на производстве только наиболее опытных и квалифицированных рабочих, а менее квалифицированных, которые уходили на войну, заменить было некем. За станки встали женщины и дети.

В сложных военных условиях дефицита поставок материалов заводчанам приходилось самим изыскивать возможности для обеспечения бесперебойности производства. Одним из выходов из сложившейся ситуации стало создание на заводе специальной экспериментально-технической лаборатории, которая занялась изучением возможности самостоятельного производства некоторых агрегатов самолёта. Эта лаборатория позволила наладить производство самолётов в необходимых количествах: в 1941 году завод выпустил 99 самолётов, в 1942 году — 542, в 1943 году — 674, в 1944 году — 703 самолёта, в 1945 году было выпущено 837 машин.
Практически ежедневно заводские лётчики-испытатели облётывали новые машины, устанавливая их соответствие заявленным техническим характеристикам. О высокой организации труда на предприятии может говорить и тот факт, что за весь период производства самолётов УТ-2 на заводе не произошло ни одного случая отказа материальной части в полёте.

Кроме выпуска оборонной продукции предприятие не забывало и о быте своих работников: в сентябре 1943 года на заводе создается цех ширпотреба в составе нескольких мастерских — деревоотделочной, ремонтно-хозяйственной, гончарной, пошивочной и сапожной. Завод стал выпускать ложки, миски, кастрюли, кружки, шифоньеры, конторские шкафы, тумбочки, этажерки, табуретки и стиральные доски.
Условия труда на предприятии в годы войны были суровыми. Как и на любом другом предприятии, на авиационном заводе № 116 действовал лозунг: "Всё для фронта, всё для победы!".

Учебные самолёты и крылатые ракеты

В послевоенное время, с 1948 года на заводе был освоен выпуск учебных самолётов типа Як-18 (всего выпущено 3063 машины) и его модификаций: Як-18А (927 самолётов), Як-18У (940 самолётов), Як-18П (125 самолётов) и Як-18ПМ (25 самолётов). Эти машины являлись основными самолётами для обучения лётчиков ВВС и аэроклубов в СССР и многих других странах мира. За 1956 — 1959 годы коллективом завода "Прогресс" было изготовлено 133 планера "Пионер" и 630 планеров "Приморец" — эти летательные аппараты предназначались для первоначального обучения навыкам пилотирования и широко использовались аэроклубами страны – на них летали мальчишки и девчонки, которым было не более 14-15 лет.

В 1959 году директором завода назначается Николай Иванович Сазыкин, который сразу поставил вопрос о расширении номенклатуры выпускаемой заводом продукции. Именно его имя носит по сей день авиакомпания. В бытность Сазыкина руководителем "Прогресса" началось бурное развитие самого города Арсеньева, в который с 1952 года был переименован рабочий посёлок Семёновка.

Загрузка предприятия новым ракетным заказом также повлекла увеличение числа работников предприятия. На заводе была проведена огромная подготовительная работа. Была создана стапельная оснастка, построены новые помещения, найдены и подготовлены специалисты. Была образована лаборатория для стендовых испытаний на прочность, на герметичность, а для статико-динамических испытаний был сооружен пол с мощностью в тысячу тонн. Первые противокорабельные крылатые ракеты П-15 завод передал заказчику в 1959 году, а через пять лет их выпуск уже превышал сто ракет в год. На начальном этапе работ над ракетой люди работали в три смены, не покидали цеха по 12 и более часов.

Испытания ракет, собранных на заводе, показали высокую эффективность при действиях по надводным целям. Крылатые ракеты П-15 были приняты на вооружение отечественного военно-морского флота, а впоследствии поставлялись на вооружение флотов дружественных стран.

С 1980 года в производстве находятся сверхзвуковые противокорабельные ракеты 3М80 противокорабельного ракетного комплекса "Москит" разработки МКБ "Радуга". Эта ракета, обладая огромной скоростью, оказалась способной пробить противовоздушную оборону любого вражеского корабля. Такие ракеты в настоящее время ещё состоят на вооружении отечественного военно-морского флота, обеспечивая неприкосновенность наших морских границ, шельфа и рыбопромысловых районов. Также особенностью "Москита" является его размещение на кораблях флота – их можно видеть как на малых ракетных катерах, водоизмещение которых не превышает 500 тонн, так и на эсминцах, которые в двадцать раз крупнее.

Директор ПАО ААК "Прогресс" Юрий Денисенко

Директор ПАО ААК "Прогресс" Юрий Денисенко. Фото: ИА PrimaMedia

Аэросани и вертолёты

С 1960 года авиационный завод осваивает выпуск аэросаней "Север-2" и Ка-30, которые выпускались несколько лет. С помощью этих аэросаней происходило освоение северных нефтегазовых районов СССР, обеспечивалось снабжение и связь многих заполярных поселков.

Серийное изготовление планера А-15 на заводе "Прогресс" было начато в 1962 году. С 1963 года завод осваивает выпуск лёгкого двухмоторного самолёта Ан-14 "Пчёлка" (всего было выпущено 340 самолётов, из них 32 поставлено на экспорт в Болгарию, Гвинею, ГДР, Конго, Монголию и Югославию). Первый Ан-14 "Пчёлка", выпущенный в Арсеньеве, поднял в небо лётчик-испытатель Анатолий Сергеев в апреле 1965 года. А во время празднования 20-летия Победы в небе над Арсеньевым летали уже три новые машины.

Родина высоко оценила организаторский талант Николая Ивановича Сазыкина. В 1963 году за освоение серийного производства крылатых ракет П-15 директор предприятия был награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина. В этом же году авиационный завод № 116 получил собственное имя и стал называться Арсеньевским машиностроительным заводом "Прогресс".

После того, как на "Прогрессе" в 1965 году был выпущен первый серийный образец самолёта Ан-14, можно было с уверенностью говорить, что облик авиастроительного предприятия окончательно сформирован. Завод доказал, что способен выпускать как ракеты, так и самолёты. Однако в силу того, что "Пчёлка" была выпущена ограниченной серией, и к концу 60-х годов прошлого века программа производства этого самолёта уже сворачивалась, серьезно встал вопрос дополнительной загрузки предприятия новыми заказами.

С 1969 года в Арсеньеве начинается производство первых в СССР специализированных боевых вертолётов Ми-24А. Первый полёт вертолёта, изготовленного на заводе № 116, состоялся 10 ноября 1970 года.
В апреле 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в выполнении восьмого пятилетнего плана Николаю Ивановичу Сазыкину было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Размытая формулировка не сообщала главного: за что именно наградили, но каждый заводчанин знал — за вертолёт!

В период с 1973 по 1986 годы производятся спортивные самолёты Як-50, которых было выпущено 314 штук. С 1986 по 1991 год выпускаются спортивно-пилотажные самолёты Як-55 (108 машин) и Як-55М (110 машин). Эти машины известны всему миру, так как они не только поставлялись за рубеж, но и активно использовались на самых разных международных соревнованиях и чемпионатах.

"Чёрные акулы" и "Аллигаторы"

С 1988 года на "Прогрессе" начинается сборка первого предсерийного боевого вертолёта В-80, впоследствии названного Ка-50 "Черная Акула".

22 мая 1991 года первый вертолёт Ка-50, собранный на "Прогрессе", совершил взлёт на заводском аэродроме. До 2006 года было сдано заказчику 9 машин этого типа. До 2008 года было изготовлено ещё два Ка-50, после чего выпуск этих вертолётов был прекращен. Впоследствии оставленный задел в количестве шести вертолётов (которые находились в разной степени готовности), был использован при производстве машин следующего поколения – Ка-52.

В 1993 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование "Открытое акционерное общество Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина".
В 2004 году решением Совета директоров ОАО ААК "Прогресс" генеральным директором завода назначается Юрий Петрович Денисенко. Ранее Юрий Петрович возглавлял цех окончательной сборки и испытаний, а также, будучи в должности заместителя главного инженера по специальной технике, в 1999 году обеспечил освоение предприятием выпуска двигателя 3Д81, что позволило авиакомпании "Прогресс" исполнить иностранный контракт на поставку ПКР "Москит-Е".

Авиакомпания "Прогресс" в 2004 году

Авиакомпания "Прогресс" в 2004 году. Фото: ИА PrimaMedia

С начала 2000-х годов на "Прогрессе" изготавливаются спортивные самолёты мастерского класса типа Як-54. Всего было изготовлено 5 таких машин, и, по словам директора авиакомпании Юрия Денисенко, в этом случае скорее речь идет о поддержании профессиональных навыков у сборщиков, нежели о стремлении к выпуску большого количества самолётов, так как все изготовленные Як-54 были сделаны в убыток для предприятия.

С 2007 года началось изготовление вертолётов Ка-52 "Аллигатор". Первый взлёт опытной машины (№ 01), изготовленной на "Прогрессе" состоялся 27 июня 2008 года, второй машины (№ 02) — 28 октября 2008 года. Первые две машины опытной партии были переданы разработчику в 2008 году, а с 2009 года, параллельно с проведением первого этапа государственных испытаний, началось серийное производство вертолётов нового типа.

В 2009 году по плану технического перевооружения парка станочного оборудования ОАО ААК "Прогресс", используя собственные средства, средства ФЦП, а также по лизинговым схемам, приобрело пятикоординатные токарно-фрезерные центры фирмы DMG, токарные станки фирмы MAZAK. Для их установки на предприятии оборудован термостабильный цех программной обработки деталей, создан центр компетенции по механической обработке. В 2010 году устанавливается новый литейный комплекс итальянской фирмы IMF, развивается композитное производство. По результатам деятельности 2009 года производительность труда удалось повысить в два раза. Это был переломный год, после которого предприятие вступило в новую фазу своего развития.

В 2011 году от Министерства обороны РФ поступил заказ на 146 вертолётов Ка-52 "Аллигатор". В ноябре 2011 года по завершению второго этапа государственных совместных испытаний вертолёт Ка-52 был рекомендован к принятию на вооружение. С этого момента вертолёт стал поступать в войска.

В 2012 году на "Прогрессе" начались мероприятия по подготовке производства гражданского вертолёта Ка-62, предназначенного для выполнения оффшорных перевозок, работы в качестве медицинского, спасательного или полицейского воздушного судна. Весной 2016 года состоялся первый испытательный полёт нового Ка-62 с заводского аэродрома в городе Арсеньеве.

Сегодня средний возраст сотрудников ААК "Прогресс" составляет 43 года, количество работников в возрасте до 30 лет приближается к 1500, и это четверть от общего числа всех работающих на предприятии. Всего в компании трудятся 6200 человек. Средний показатель заработной платы по предприятию составляет около 34 тысяч рублей. Завод выпускает спортивные и учебные самолёты УТ-2, Як-18, Як-50, противокорабельные ракеты П-15 "Дракон" и 3М80 "Москит", боевые вертолёты Ми-24, Ка-50 и Ка-52... Продукция "Прогресса" летает по всему миру.

1 / 5

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Жизнь Приморья". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.