Приморский край наращивает мощности грузовых терминалов в портах, при этом минимизируя экологические последствия от перевалки угля. За последний месяц врио губернатора края Андрей Тарасенко договорился с руководством четырех действующих портов о постепенном переходе к "чистой" отгрузке, блокирующей загрязнение угольной пылью.
Также на Петербургском международном экономическом форуме администрация края подписала соглашение с холдингом "СДС" о строительстве порта "Суходол", который будет оснащен современным морским терминалом закрытого типа. В "СДС" заявляют, что порт будет экологически чистым и не нанесет ущерб экологии бухты, но экологи неоднозначно относятся к обещаниям стивидоров. Вместе с тем "Суходол" повышает возможности импорта российского угля в страны АТР.
Перевалочный пункт
Резидент Свободного порта Владивосток, холдинг "Сибирский Деловой Союз", построит порт в приморской бухте Суходол, ориентированный на перевалку угля. Это будет угольный терминал закрытого типа грузооборотом 20 млн тонн в год. Инвестиции оцениваются в 35,5 млрд рублей.
Активное строительство начнется во второй половине 2018 года. Компания планирует реализовать проект в три этапа. Первая и вторая очереди "Суходола" обеспечат перевалку 12 млн тонн угля в год. Их строительство закончат в 2021 году. Третью очередь "СДС" построят в 2022 году, это позволит нарастить объем отгрузки еще на 8 млн тонн в год.
— Инфраструктура угольного терминала "Суходол" будет включать морской причал, склады для хранения угля, подъездные железнодорожные пути, подстанцию 220 КВ и автомобильные дороги, как внутрипортовые, так и подъездные, — комментируют проект в пресс-службе "СДС-Уголь".
Работать порт будет круглый год. Емкость угольных складов – 1 162 тысячи тонн. Дополнительный плюс – удаленность склада от воды на несколько сотен метров, а также удаленность от населенных пунктов. Пресс-служба "СДС" сообщает, что "Суходол" позволит решить проблемы дальневосточных портов с объемами хранения, скоростью обработки вагонов и ограничением судозаходов.
Выход объекта на полную мощность позволит создать не менее 800 новых рабочих мест.
В "СДС" особо отмечают, что налоговые льготы Свободного порта Владивосток положительно повлияют на проект.
— Преференции СПВ позволят оптимизировать расходы на строительство, ускорить период окупаемости инвестиций, вложенных в строительство терминала, что в конечном счете повысит привлекательность порта, — считают в пресс-службе "СДС-Уголь".
Уголь идет на восток
В "СДС" считают, что порт облегчит доступ малым и средним угольным предприятиям Кемеровской области, где добывают около 60% отечественного угля. Ориентировочно "Суходол" увеличит общую перевалку угля в терминалах Приморского края на 37% от объемов 2017 года.
Приморские порты уже сейчас носят угольную ориентацию. В 2017 году общий грузооборот морских портов региона составил 119,9 млн тонн (рост к показателю 2016 года – 3,3%). Первая строка в номенклатуре грузов – уголь: 54 млн тонн. Затем с большим разрывом – нефть: 32 млн тонн, нефтепродукты: 12 млн тонн, контейнерные грузы: 10 млн тонн, и т.д.
— Кардинально порядок цифр по объёмам перевалки угля через морские порты Приморского края меняться не будет (имеются в виду действующие порты – прим. ДОР). Однако картина может меняться после ввода новых угольных терминалов на территории края, — прокомментировали ситуацию в департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморья. — Так, например, АО "Восточный порт" к 2020 году планирует построить третью очередь и увеличить мощность перевалки до 39 млн тонн в год (23 млн в 2017 году – прим. ДОР). ООО "Порт Вера" в районе мыса Открытый поэтапно до 2023 года построит угольный терминал грузооборотом 20 млн тонн в год.
Прирост портовых мощностей укладывается в рыночную конъюнктуру. По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году российские поставщики экспортировали 181,4 млн тонн угля, это на 7,1% больше показателя 2016 года. В целом такая динамика характерна для последних лет: для сравнения, в 2011 году Россия экспортировала 111 тонн угля.
При этом рынок угля в мировой экономике за последние 30 лет приобрел восточный крен. По оценке британской энергетической компании ВР, в странах АТР с 1998 года по 2016 годы потребление угля увеличилось с 1,07 млрд до 2,75 млрд тонн нефтяного эквивалента (н.э.). Крупнейшие страны-импортеры: Южная Корея, Индия, Япония, Тайвань, Китай. Лидерство – у Китая, крупнейшего потребителя угля – 1,89 тонн н.э. к 2016 году. Для сравнения, к 2016 году общее потребление угля в странах Евросоюза составило 238 млн тонн н.э.
В перспективе спрос на уголь будет расти, добыча и экспорт в России повысятся, считают в правительстве РФ, однако рассматривают разные варианты развития. В проекте "Энергетической стратегии России до 2035 года" прописано два сценария. По "консервативному" добыча угля в России к 2035 году снизится до 355 млн тонн условного топлива (у.т.) в год (в 2017 году – 380 млн тонн у.т.). По "оптимистическому" сценарию добыча вырастет до 490 млн тонн у.т. в год.
Экспорт, по "консервативному" сценарию, останется на прежнем уровне – около 150 млн тонн у.т. в 2017 году. По "оптимистическому" — и более вероятному, уверены в правительстве РФ – достигнет 250 млн тонн у.т.
В пересчете на "чистый" вес российская добыча в прошлом году составила 408,9 млн тонн, а экспорт угля по итогам года — 181,4 млн тонн. Замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский в июне сообщил, что в 2018 году российские угольщики планируют добыть 420 млн тонн угля, а на экспорт поставить около 200 млн.
Министр энергетики России Александр Новак ранее утверждал, что весь экспортный прирост "придётся на восточное направление", в то время как поставки на атлантический рынок не изменятся. Ссылаясь на оценки международных агентств, глава Минэнерго уверен, что угольный рынок АТР к 2030 году вырастет в полтора раза.
Стоит упомянуть, что за последние 10 лет порты Дальнего Востока в целом увеличили перевалку грузов примерно в 2,5 раза. По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2017 году порты Дальневосточного бассейна перевалили 144 млн тонн грузов. Это на 4,4% больше, чем в 2016 году.
В эту конъюнктуру удачно укладывается строительство порта в бухте Суходол.
Чистый терминал
Однако экологи выдвигают другую теорию развития, по которой объемы потребления угля, а значит и экспорта, будут снижаться. Сопредседатель некоммерческой организации "Экозащита" Владимир Сливяк ссылается на Парижское соглашение по изменению климата, подготовленное в 2015 году. На ряду со 193 странами, Россия подписала соглашение и приняла на себя обязательства снизить выбросы парниковых газов к 2030 году до 70% от уровня 1990 года.
Китай по этому же соглашению планирует сократить выбросы углекислого газа (который выделяется при сжигании угля) на единицу ВВП на 60-65% по сравнению с 2005 годом. Взамен Китай и другие страны АТР намерены наращивать долю возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления.
— Есть страны, которые в 2020-х и в 2030-х годах обязались остановить использование угля, и даже прекратить его добычу. Поэтому спрос на уголь будет снижаться, и мы говорим об очень близких сроках – уже в течение десяти лет. Поэтому объемы перевалки будут падать, и российский экспорт уменьшится, — говорит Владимир Сливяк.
Кроме того, экологи не доверяют заверениям угольщиков об экологически-безопасной перевалке.
— Нужно смотреть на существующий опыт. Легко сказать, что объект будет безопасным и решит все проблемы с загрязнением. Но на данный момент в России нет ни одного порта с полностью закрытой перевалкой и ни одного места, где перегружали бы уголь и решили проблемы угольной пыли, — продолжает Сливяк. – Поэтому промышленникам сначала нужно доказать, что обещания выполняются. А с другой стороны, отрасли необходим контроль. Перевалка угля сегодня нарушает разные законодательно-экологические нормы. Поэтому если государство будет нормально исполнять контролирующую функцию, это улучшит ситуацию.
Администрация Приморского края тоже озабочена проблемой экологии. За последний месяц Андрей Тарасенко подписал соглашения с руководством четырех портов Находки. "Находкинский морской торговый порт", "Восточный Порт" и "Малый порт" согласились принять меры по улучшению экологии. Кроме того, "Терминал Астафьева" планирует к 2020 году перейти на закрытую перевалку.
На ПМЭФ Андрей Тарасенко отдельно подчеркнул, что проект порта "Суходол" будет реализован с соблюдением экологических требований безопасности и это "принципиальный вопрос" для администрации края. Инвестор также отмечает важность природоохранных обязательств порта.
— Предусмотренные проектом меры по борьбе с пылеобразованием обеспечивают выполнение требований экологического законодательства России. Проект предусматривает самые современные способы аспирации. На складах будет работать система орошения водой, установка ветрозащитных экранов высотой до 25 метров, конвейерные линии будут закрытого типа, — сообщают в пресс-службе "СДС-Уголь".
Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)