До матча осталось

Общество. 29 апреля, 23:20
Переход в неположенном месте. Фото: ИА PrimaMedia
Общая дорога

Почему нарушаем? Переход дороги в неположенном месте

Одной сознательностью дело не решить

29 апреля, PrimaMedia. По данным ГИБДД Приморского края, ежегодно из-за нарушений пешеходами Правил перехода проезжей части в регионе регистрируются сотни дорожно-транспортных происшествий. В результате автоаварий погибают десятки людей, сотни получают травмы различной степени тяжести. Как показывает статистика, пешеходы нередко ведут себя на дороге халатно, создавая аварийные ситуации, подвергая риску здоровье и жизнь.

Госавтоинспекция призывает пешеходов соблюдать Правила дорожного движения и не провоцировать дорожно-транспортные происшествия. Все знают, что водитель автомобиля должен пропустить пешехода. Но в правилах также отражено, что пешеход обязан убедиться в том, что его пропускают.

Однако одной сознательностью не поможешь. Мы открываем рубрику "Почему нарушаем" в рамках проекта "Общая дорога". В этой рубрике разберем наиболее частые случаи нарушения ПДД и попробуем определить их причины. Свои истории о случаях, когда обстоятельства толкают на нарушение, присылайте нам на info@primamedia.ru с пометкой "Общая дорога". Наша цель — не оправдать нарушение, а устранить "обстоятельства".

Ответственность

Обязанности пешеходов перечислены в разделе 4 ПДД. Согласно п. 4.3 пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

За переход улицы в неположенном месте, то есть не по пешеходному переходу, наступает ответственность по ч.1 статье 12.29 КоАП, которая предусматривает два вида наказания — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Отметим, что эта статья в КоАП "живая", то есть инспекторы ГИБДД действительно следят за ее соблюдением, и постановления выносятся достаточно регулярно.

Чем думают?

Так почему же пешеходы, зная об ответственности и смертельной опасности, переходят дорогу в неположенных местах? Вот вам версия: согласно п. 4.5.2.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства", пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200-300 метров. Возьмем, например, центральную улицу Владивостока — Светланскую. Между двумя "зебрами" на остановках Лазо и ДВГТУ — 700 метров! Между ДВГТУ и Цирком — 500 метров. Далее несколько пешеходных переходов находятся на расстоянии 400 метров. А от "зебры" на Гайдамаке до виадука на Луговой — более 800 метров!

Для тех, кто всюду передвигается на автомобиле, эти цифры не сразу покажутся запредельными. Но чем больше погружаешься в ситуацию с пешеходными переходами во Владивостоке, тем сильнее веришь в притеснение прав пешеходов. Во многих городах мира пересечения пешеходных и автомобильных путей стараются развести так, чтобы пешеходный путь не увеличивался. Подземные переходы и виадуки — это тоже решение не в пользу людей, передвигающихся на своих двоих. А что можно увидеть во Владивостоке? Пятиэтажные виадуки, как на Гоголя. Самый центр города — и тот отдан автомобилистам, а пешеходам предлагается ходить под землей.

И так уже много лет

Апофеоз ситуации можно увидеть на примере взаимодействия пешеходов, автомобилистов, полицейских и властей на одном всем известном участке на улице Семеновской. Практически центр города, рядом с крупнейшим транспортным узлом, рядом с пешеходной зоной. Казалось бы, удобный вариант перехода улицы должен быть давно проработан. Но нет.

Несколько лет назад вместе с новым торговым центром Clover House был построен надземный переход через улицу Семеновскую, но ТЦ успешно функционирует, чего нельзя сказать о ведущем от него виадуке – его так и не открыли. Между тем, со стороны улицы Фокина по пешеходной зоне ежедневно проходят тысячи людей. Традиционно они двигались на остановку Семеновская под закрытым виадуком, в прошлые годы там даже была нарисована зебра. Позже белые полоски на асфальте стерлись, а знак пешеходный переход убрали. А перебегающих дорогу в этом месте людей стали штрафовать. На месте сотрудники ГИБДД показывали на светофор ближе к перекрестку Семеновской и Океанского проспекта, мол, вы же не инвалиды, товарищи пешеходы, можете и в горочку пройтись. Ну подумаешь, крюк в 400 метров, чтобы пройти к автобусному хабу.

1 / 17

Ранее ИА PrimaMedia обратилось в ГИБДД с просьбой разъяснить, наконец, схему движения пешеходов на данном участке. Из ответа следует, что у ГИБДД здесь роль маленькая – всего лишь штрафы выписывать. А вот вся ответственность за "обеспечение соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, другим нормативным документам и осуществление дорожной деятельности" возлагается на муниципалитет и должностных лиц мэрии.

Вообще, из официального ответа следует, что под виадуком идти нельзя, а можно только двумя вариантами:

1. Подняться в Океанскому проспекту, там есть светофор и "зебра".

2. Спуститься к Алеутской, там тоже светофор и "зебра".

И между двумя этими переходами меньше 400 метров, так что все по ГОСТу. Правда, услышав про эти варианты, даже автомобилист покрутит пальцем у виста в адрес тех, кто их предлагает, сжалится и пропустит пешехода под виадуком. Почему? Да все очень просто — дальний вариант с Океанским проспектом тем и плох, что дальний. А ближний — со светофором, где зеленый свет ждать нужно полторы минуты, катастрофически плох тем, что нужно переходить дорогу, ведущую на Корабельную набережную. Да-да, перейти Семеновскую нельзя, а перейти совершенно необорудованную дорогу с максимально закрытым углом обзора — это можно. Тут вздыхают даже полицейские. Впрочем, все настолько привыкли пропускать пешеходов под виадуком, что на опасный, но разрешенный вариант, практически никто и не решается. Если нет рядом инспекторов.

Очевидно, что здесь нужно что-то решать. И лучше бы решить в пользу пешеходов. Потому что требовать сознательности от людей можно только тогда, когда градостроители сами проявляют сознательность.

Мы не думаем, что решение проблемы перехода на Семеновской мгновенно сделает городскую инфраструктуру идеальной. Но это прекрасный повод для новой власти начать менять город к лучшему. Редакция направит запросы в администрацию Владивостока и полицию, чтобы у-знать о планах властей на проблемный участок. Читателям же напоминаем — присылайте свои наблюдения и рассказы о ситуациях, когда вам приходится нарушать ПДД, а виноваты при этом не только вы. Разберемся вместе, "Почему нарушаем?"

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Общая дорога". Цели проекта — содействовать повышению культуры взаимодействия участников дорожного движения, достижению позитивных изменений в вопросах решения дорожных проблем Приморья.

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia