Почему нарушаем? Вялотекущая борьба с нарушителями правил парковки

Трудно быть порядочным, живя в автомобильном "гетто"
Борьба с неправильной парковкой. Фото: ИА PrimaMedia

В прошлом месяце мы запустили проект "Почему нарушаем", в котором попросили автолюбителей рассказать о случаях нарушения ПДД, когда якобы обстоятельства вынуждают. Наша цель — не оправдать нарушение, а попытаться воздействовать на "обстоятельства". Но многие "откровения" как автомобилистов, так и пешеходов сводились к рассказам о нарушениях, на которые практически закрывает глаза приморская полиция. Чуть позже мы соберем своеобразный ТОП нарушений, за которые не следует наказание.

Но есть одна "живая" статья, по которой ежегодно выносится огромное количество постановлений, автомобилисты платят миллионы рублей штрафов, но нарушать не перестают. Да, речь идет о нарушениях правил остановки и стоянки.

Ответственность

На самом деле, за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в Приморье можно официально отделаться предупреждением или штрафом 500 рублей. И это не шутка про коррупцию. Такое наказание обозначено в статье 12.19, в которой есть и еще несколько пунктов, где за разные нарушения следует разное наказание. Перечислим их:

Остановка на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре, парковка в местах остановки автобусов и такси либо ближе 15 метров – 1000 рублей.

Остановка на трамвайных путях, парковка вторым рядом – 1500 рублей.

Остановка в тоннеле, создание помех для движения других транспортных средств – 2000 рублей.

Стоянка на местах для инвалидов – 5000 рублей.

Но самое популярное нарушение кроется в статье 12.14 часть 4: несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку – 1500 рублей.

Капля в море

Согласно официальной статистике, с начала 2018 года в Приморье выявлено более 14 тысяч фактов нарушений правил парковки, сумма штрафов составила почти 15 млн рублей. Для сравнения: за весь 2017 год автомобилисты Приморья были оштрафованы за неправильную парковку более 37 тысяч раз на общую сумму 55,4 млн рублей.

За день в среднем выявляется около 400 нарушений правил остановки и стоянки транспорта. Нетрудно посчитать, что даже в отдельно взятом Владивостоке 400 постановлений в день — это, скорее, шутка.

Сегодня в борьбе с нарушителями правил парковки есть два технических приема – "Парконы" и эвакуаторы. Сказать, что они не эффективны сами по себе, нельзя.

В Приморье работает шесть комплексов "Паркон" – четыре во Владивостоке, один в Аэропорту и один в Находке, патрулирование проводится почти по 20 маршрутам. Где именно проходят эти маршруты, секретом не является, но если пройти по этим маршрутам днем с фотоаппаратом, можно легко убедиться – годы работы "Парконов" не дали результатов. Почему? Можно предположить, что для неотвратимости наказания эти самые "Форды" с установленными на них приборами автоматической фиксации должны кружить по маршруту с утра до вечера, чтобы даже на полчаса припарковавшийся нарушитель получил квитанцию. Кружат ли они? Судя по цифре – 400 нарушителей за день – нет.

Но наверное "Парконы" отучили парковаться в неположенных местах тех, кто утром едет на работу на своей машине? Ведь за целый день радар хоть один раз мимо да и проедет. А в день по штрафу образумят любого. К сожалению, решать эту "проблему" недобросовестные автовладельцы научились простым листком бумаги или тряпкой на номере. И тут бы ответный ход от правоохранителей, но его нет.

Эвакуаторы умеют действительно эффективно бороться с нарушителями. Опыт спасения автомобиля из цепких рук владельцев штрафстоянок и обходится дорого, порядка 5 тысяч рублей, если считать и штраф, и оплату работы эвакуатора, и запоминается надолго. И тут у горожан есть много вопросов: почему эвакуаторы работают в одних и тех же местах? Почему так неочевидны запреты на остановку в этих самых места, или, грубо говоря, вообще ставили запрещающий знак там, где машины особо никому не мешают?

Но есть и такой вопрос: зачем ждать, пока нарушителей на определенном участке накопится побольше, и приезжать с рейдом посреди дня, если можно утром отправить сотрудника ГИБДД на любой проблемный участок, чтобы он неотвратимо штрафовал каждого, кто дерзнет остановиться в нарушение ПДД. Подобным вопросом, кстати, недавно задался новый мэр Владивостока в интервью одному из СМИ. Кажется, что он хорошо понимает, что город должен честно выбрать: мы либо боремся с неправильной парковкой и побеждаем, либо честно признаемся, что текущая деятельность – это лишь бизнес одних и, возможно, KPI других.

Так какие цели нужно поставить, чтобы победить?

"Автомобильное гетто"

Всем известно, что по числу автомобилей на душу населения Владивосток впереди планеты всей. В связи с этим автомобильное лобби в городе чрезвычайно сильное. Любое решение, ограничивающее автовладельцев, будет приниматься в штыки.

Вот краткий перечень таких решений, которые необходимо принимать: платная парковка вдоль городских улиц или ограничение по времени на бесплатную стоянку, ограничение на въезд в центр города или даже платный въезд, средства фото и видеофиксации нарушений, изменение конструкции дорог, мобильные приложения для борьбы с нарушителями, гражданские активисты.

Особенно внимание следует уделить конструкции дорог. Сегодня даже в ходе масштабных ремонтов дорог все внимание власти уделяют качеству асфальта и ширине дороги, не особо думая об отсутствии единой градостроительной мысли. Так и появляются в городе скоростные трассы посреди жилых кварталов. Так появляются очень широкие улицы с бесполезными крайними полосами, которые любители парковаться где попало забивают в несколько рядов.

Когда-нибудь и до Владивостока дойдет понимание, что проезжую часть нужно не расширять, а сужать до минимально необходимой. Если не запланировано на улице алеутской по левой стороне после пересечения с улицей Семеновской место для парковки, то и не нужно там оставлять лишнюю автомобильную полосу. Почему бы на нее не расширить тротуар? Сколько еще лет под этот дорожный знак будут наведываться эвакуаторы?

И главное, что нужно понять всем автовладельцам: купленный автомобиль еще не гарантирует вам наличие свободного парковочного места ни возле дома, ни возле работы, ни возле магазина. А от властей нужно требовать развитие общественного транспорта, а не строительство парковок.

Кстати, на счет строительства парковок. "Вы сначала парковки постройте" – это самый популярный аргумент в разговоре о нарушении правил остановки. Но самая суть проблемы в нем недоговаривается. Платные или бесплатные? Автовладельцам стоит понять и принять простую мысль: никто им не обязан строить парковки бесплатно. А вот на счет платных – в следующем месяце PrimaMedia планирует подготовить обзорный материал о платных парковках в центре Владивостока. Мы посмотрим, есть ли такие, есть ли на них свободные места и главное – как много нарушителей правил парковки можно обнаружить в шаговой доступности.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Общая дорога". Цели проекта — содействовать повышению культуры взаимодействия участников дорожного движения, достижению позитивных изменений в вопросах решения дорожных проблем Приморья.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia