Аэропорт в Елизово – главные воздушные ворота Камчатского края – получил статус резидента ТОР "Камчатка". Соглашение предполагает, что "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский", уже в новом экономическом статусе, приступит к реконструкции. Обновленный аэропорт позволит увеличить пассажиропоток на треть, сообщает ДОР.
Пилотный проект
Соглашение о строительстве правительство Камчатского края и холдинг "Аэропорты регионов", в который входит "Елизово", подписали в ноябре 2017 года. Но схему генплана региональная администрация согласовала только в мае. Соглашение о включении аэропорта в ТОР "Камчатка" – юридически обязывающее, поэтому, вместе с подписью, инвестор официально дает старт проекту.
— Строительство нового аэропорта имеет важнейшее значение для социально-экономического развития Камчатки. Реализация этого проекта направлена на решение стратегических задач по развитию транспортной инфраструктуры региона и, конечно, развитие туризма, — подчеркивает губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
Площадь нового комплекса аэропорта составит 34 тысячи кв. метров. Из них площадь терминала — порядка 22 тысяч кв. метров. Кроме того, в состав комплекса войдут гостиница на 120 номеров и торгово-офисный центр. Помещения гостиницы займут 7 тысяч кв. метров, коммерческие площади – 4,5-5 тысяч кв. метров. Недалеко от аэровокзала инвестор — "Аэропорты регионов" — планирует открыть тематический парк-музей Камчатки.
Здание терминала внешне будет похоже на кратер вулкана. Его спроектируют в форме срезанного конуса, с учётом климатических и сейсмологических особенностей полуострова. Если график проекта не задержат, то терминал откроется в 2021 году.
Модернизация взлетно-посадочной полосы в "Елизово" завершилась в 2016 году, поэтому менять ее в рамках проекта реконструкции не станут, но дополнят сопутствующими объектами.
— Взлетно-посадочная полоса аэропорта — одна из самых современных в регионе, она способна принимать дальнемагистральные гражданские лайнеры и тяжелые грузовые самолеты. В части аэродромной инфраструктуры вместе с новым пассажирским терминалом будет сооружен и новый перрон для воздушных судов, в том числе, с контактными стоянками для использования телескопических трапов, — комментируют проект в пресс-службе "Аэропортов регионов".
Обновленный аэропорт будет располагаться рядом с северным торцом взлетно-посадочной полосы.
— Геодезические изыскания подтвердили, что это лучшее место для строительства, — объясняет губернатор Илюхин. — Размещение комплекса на этой территории повысит надежность конструкции терминала и безопасность его эксплуатации в условиях частых землетрясений. Это место выгодно и для дальнейших преобразований аэропорта: территория позволяет расширить перрон, привокзальную площадь.
План реконструкции предполагает, что теперь аэропорт будет ближе к федеральной трассе, ведущей в Петропавловск-Камчатский. Кроме того, сократится время руления самолетов от взлетно-посадочной полосы до терминала, это снизит затраты авиакомпаний.
Действующий терминал инвестор не станет выводить из эксплуатации.
— Перрон и инфраструктура действующего пассажирского терминала будут задействованы в грузовых авиаперевозка и полетах местной авиакомпании. А также для длительной стоянки и технического обслуживания воздушных судов, — комментируют проект в пресс-службе компании "Аэропорты регионов".
Справка: Международный аэропорт "Петропавловск-Камчатский" находится в 29 км от краевого центра. Взлетно-посадочная полоса длиной 3,4 км, может принимать воздушные суда любого размера. На последнюю модернизацию аэропорта, которая проходила с 2012 по 2016 годы, федеральный бюджет направил 12 млн рублей.
Общий объем частных инвестиций превысит 7 млрд рублей. При этом первый транш – 3,5 млрд рублей – "Аэропорты регионов" уже перечислили в Камчатский край в марте этого года.
На вопрос, окупятся ли вложения, в пресс-службе "Аэропортов регионов", четкого ответа не дали, отметив лишь, "долгосрочность" проекта.
"Вложения холдинга как частного инвестора носят стратегический характер и являются долгосрочным инвестиционным проектом", — ответили в пресс-службе холдинга.
Сейчас в аэропорте работает около 780 человек. Благодаря вводу нового терминала регион получит еще 150 рабочих мест.
Туризм идет в рост
Главная цель изменений в инфраструктуре аэропорта – увеличение пропускной способности. Новый аэропорт сможет обрабатывать пассажиропоток до 1 млн пассажиров в год. Он будет рассчитан на обслуживание до 750 пассажиров в час.
Сейчас терминал "Елизово" способен принимать до 700 тысяч человек в год. Здание аэровокзала построено больше 50 лет назад.
— Действующий пассажирский терминал устарел физически и морально и не позволяет наращивать пассажиропоток. В условиях существующего терминала с пропускной способностью 250 человек в час невозможно обслуживать пассажиров в соответствии с современными стандартами качества. Нет места для расширения зала ожидания, отсутствует возможность увеличить зону досмотра и паспортного контроля. Существующая перронная инфраструктура не позволяет эффективно обслуживать современные самолеты, — отмечают в пресс-службе правительства Камчатского края.
В 2017 году "Елизово" обслужил 658 тысяч пассажиров. Инвестор считает, что увеличение самого терминала повлечет увеличение фактического пассажиропотока.
— Существующая пропускная способность аэропорта, как минимум, сдерживает развитие международных чартерных программ и, таким образом, является одним из факторов, не позволяющих раскрыть туристический потенциал Камчатки, — сообщает пресс-служба холдинга "Аэропорты регионов". — Строительство нового современного пассажирского терминала позволит эту проблему решить, и мы рассчитываем на постепенный рост пассажиропотока. Сейчас спрос превышает возможности аэропорта.
План полета
Увеличение пассажиропотока – реальный прогноз, судя по статистике последних лет. Последние три года аэропорты ДФО перевозят все больше людей. В 2017 году аэропорты Дальнего Востока обслужили 9,2 млн пассажиров (внутренние и международные авиалинии вкупе). Годом ранее – 8,2 млн. В 2015 году – 7,8 млн.
Аналогичную динамику показывает Камчатка. В 2017 году "Елизово" зарегистрировал 658 тысяч пассажиров. В 2016 году – 617 тысяч. В 2015 году – еще меньше – 601 тысяча. При этом в 2014 году аэропорт перевез 613 тысяч человек; это связано с тем, что в 2014 году последствия кризиса еще не успели повлиять на пассажирские перевозки региона.
Региональные власти заявляют о стабильном повышении туристического интереса к региону и рассчитывают на серьезный рост въездного турпотока. По оптимистичным прогнозам правительства Камчатки, к 2025 году пассажиропоток аэропорта может возрасти до 1,25 млн человек в год, а к 2035 году — до 1,77 млн.
На увеличение пассажиропотока рассчитывают все аэропорты Дальнего Востока, и, кстати, начало 2018 года показывает положительную динамику. За первые четыре месяца этого года аэропорты ДФО перевезли 2,6 млн пассажиров. За аналогичный период 2017 года – 2,3 млн.
По словам коммерческого директора компании "Хабаровские авиалинии" Максима Харина, на рост пассажирских перелетов влияет увеличение коэффициента подвижности дальневосточного населения и, как следствие, экономическая привлекательность региона для бизнеса. Его прогноз на 2018 год — увеличение пассажиропотока на 6-8%.
В правительстве Камчатского края уверены, что решение проблемы пропускной способности аэропорта в "Елизово" даст толчок въездному туризму.
Кстати, цель работы ТОР "Камчатка" — в том числе развитие региона с помощью "рекреационного потенциала". Поэтому логично, что важнейший для полуострова инфраструктурный объект стал резидентом ТОР.
— Установленный особый правовой режим позволяет резидентам пользоваться рядом налоговых льгот и административных преференций. Это не столько сокращает расходы на строительство, сколько позволяет ускорить возврат средств инвестора, — объясняют в пресс-службе холдинга "Аэропорты Регионов".
Справка: ТОР "Камчатка" создана в августе 2015 года постановлением правительства России. Направления развития: транзитно-логистическое, рекреационное и промышленное. Сейчас в ТОР зарегистрировано 58 резидентов. Они планируют инвестировать в свои проекты суммарно 27 млрд рублей и создать 3 859 рабочих мест. По словам полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева, во всех дальневосточных ТОР и Свободном порте Владивосток сейчас реализуется более 1,3 тысячи инвестпроектов общей стоимостью свыше 60 млрд долларов.
Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР).