Бизнес. 8 августа, 10:05
Магазинам запретят возвращать непроданный товар поставщикам. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Рост цен и просрочка на полках магазинов: чем грозят Приморью поправки в закон о торговле

Желание депутатов Госдумы запретить возвращать просроченный товар поставщику вызвало неоднозначную реакцию у приморского ритейла

8 августа, PrimaMedia. Депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в закон о торговле, запрещающие возврат не проданной продукции производителям. Местные ритейлеры уже готовятся к дополнительным расходам на утилизацию просрочки и думают, за счет кого будут их компенсировать. Или за счет покупателей, повышая цены и прибегая к "кулинарным изыскам" с продуктами не первой свежести, или за счет поставщиков, выжимая из них дополнительные скидки. Эксперты опасаются, что поправки могут привести к обратному действию: цены вырастут, некондиционной продукции на полках станет больше, а небольшие местные производители со временем могут разориться, сообщает ИА PrimaMedia.

Согласно внесенным поправкам, если торговая точка не успеет в срок продать товары, то вернуть их поставщику, как сейчас тоже не сможет. Продукция с истекшим сроком реализации останется у магазина, который должен будет с ней что-то сделать (утилизировать, пустить на переработку, выкинуть и т.д.). По мнению авторов документа, такой порядок должен способствовать укреплению позиций отечественных производителей. Но, как опасаются эксперты, действие поправки может ударить и по конечному потребителю, и по производителю.

Много не надо

Заместитель директора по коммерции ФГУП "Дальневосточное" (Суражевка) Екатерина Липатова отмечает, что часть местных ритейлеров уже работает без возвратов. По ее мнению, нововведение особенно не повлияет на объем продаж ее предприятия. "Сейчас мы работаем практически без возвратов. Да и большая часть наших поставок раскупается, а то, что остается нераспроданным, ритейлеры утилизируют своими силами. Если эта практика будет принята на уровне закона, то на нашей деятельности это никак не отразится. Однако, такие перемены могут сказаться на торговле в целом как отрасли. Может случиться так, что сети начнут перестраховываться, брать меньше продукции у поставщиков. Соответственно, упадут обороты, снизится количество заявок", — рассуждает Липатова.

Как итог, пострадает производитель, который не сможет реализовать свою продукцию.

Начальник производства ИП Мишин (молочное производство) Алла Максименко считает, что поправки в закон больше повлияют на деятельность производителей. "Сети в убытке никогда не останутся, – говорит Алла Максименко. — Ритейлеры часто работают с высокими надбавками на товар, они всегда перестраховываются. Их специалисты просчитывают, сколько товара надо завести, чтобы он весь был раскуплен. Правда, это может все-таки привести к увеличению цен, хоть и небольшому. Возможно, эти меры могут быть невыгодны начинающим производителям. Их товар еще не знаком потребителю и ритейлу проще его не заказывать, чтобы потом не утилизировать остатки за свой счет".

Директор ООО "Провиант" (сыроварня) Андрей Пахомов подтверждает тезис, что могут сократиться объемы поставок: "Думаю, сотрудники магазинов станут более продуманно готовить свои заказы, просчитывая все до мелочей".

А вот некоторые ритейлеры настроены скептически. В основном законопроектом недовольны несетевые магазины и небольшие и средние торговые точки.

В супермаркете "Сотка" рассматривают принятие законопроекта как худший вариант развития событий.

"Мы уже готовимся к тому, что эти поправки примут. Это сильно ударит по нашему бизнесу. Они ударят в первую очередь по малым и средним торговым точкам, таким как мы. Крупные сети никак не пострадают", — рассказала администратор торговой точки.

Кроме того, она также добавила, что повышать цены они не намерены. "Будем на чем-нибудь экономить, но пока еще не решили на чем, возможно, на премиях персонала", — добавила администратор.

Наталья Тихая, коммерческий директор сети супермаркетов "Фреш-25": "И сети, и поставщики будут искать компромисс в работе, ведь в этом заинтересованы обе стороны. Отмечу, наша сеть также работает с возвратом".

Руководитель отдела маркетинга торговой сети "ОК!" Екатерина Соловицкая, также сказала, что ее предприятие работает с возвратом, но в случае принятия поправок, ритейлер рассчитывает адаптироваться к новому порядку с максимальной пользой. "Категорийным менеджерам стоит более ответственно подходить к формированию заявок, возможно, следует уменьшить объемы", — рассказала Соловицкая.

"Мы будем разочарованы, но при этом станем более ответственно подходить к выбору поставщиков. Вообще сейчас рано что-то прогнозировать, время покажет", — отметил Алексей Кузнецов, маркетолог сети супермаркетов "Сфера-Маркет".

В небольшом продуктовом магазине сообщили, что в любом случае намерены сотрудничать с поставщиками исключительно на выгодных для них условиях. "Какой бы закон не приняли, мы все равно будем работать с поставщиками только на условиях возврата. Будем договариваться или сокращать объемы. У нас маленький магазин, и по-другому вести торговлю просто не выгодно", — сказал Фарид Бекеров, администратор магазина "Продукты".

А вы попробуйте

После запрета возвращать просрочку магазины встанут перед задачей: либо сократить объем поставок, либо стимулировать спрос. По мнению экспертов, будут реализованы оба варианта. При этом первый предпочтителен для магазинов, второй — для производителя. "Если запретят, то мы приложим все усилия, чтобы минимизировать финансовые потери, связанные с утилизацией. Например, будем активнее работать с промо. Мы всегда идем навстречу поставщикам, которым необходимо продвинуть свой продукт, ведь всегда можно договориться. Поставщики предоставляют нам скидку, а мы помогаем им с продвижением продукта. Плохо продается не товар из какой-то определенной группы, а торговая марка. Лидерами продаж являются бренды, имеющие за собой мощную маркетинговую поддержку. Конечно, новичкам не имеющих многомиллионных рекламных бюджетов сложно прорваться среди крупных акул бизнеса. Однако, работа в команде, регулярное посещение поставщиками торговых точек, желание продвинуть свой продукт всегда простимулирует продажи", — говорит Соловицкая из "ОК!".

С ней согласен сыровар Андрей Пахомов: "Возможно, ритейлеры будут активнее применять промоакции и это стимулирует продажи местных производителей, в том числе и небольших".

По словам Соловицкой, утилизация просроченных продуктов происходит разными способами: "Какая-то часть уничтожается на специально отведенной территории. Это мы поручаем компаниям, которые на этом специализируются. Продукты, у которых срок годности еще не прошел, но приближаются к окончанию, можно взять в собственный цех для производства кулинарии".

"Забота о покупателях? Вряд ли? Вот у меня, как у покупателя, уже сейчас возникает страх,

— делится своими опасениями первый вице-президент Группы компаний "В-Лазер" Сергей Митрофанов. — Если раньше ритейлер мог вернуть товар "с душком", то теперь у него появится стимул вспомнить "кулинарные фокусы" советских проводников на железной дороге, и магазины начнут ненадолго превращать фиолетовую курятину обратно в розовую".

Сергей Митрофанов видит в появлении поправок лоббирование интересов крупного ритейла. "Депутатский корпус сегодня оказывает сильнейшее давление на розницу и торговлю в целом. Анализируя законопроекты, которые рассматриваются последнее время, можно увидеть заботу об отечественном производителе. Но делается это, естественно, в понимании законотворцев. В России очень тяжело выйти на рынок малым производителям, сети предъявляют им солидный ряд требований. Особенно это касается объемов и регулярности поставок, чем малые предприятия как раз и не могут похвастаться. Но вряд ли запрет на возврат непроданной продукции может поспособствовать развитию отечественного предпринимательства. Также думаю, что данные поправки помогут крупным сетям избавиться от более мелких конкурентов. Ведь расходы от нереализованного товара, которые понесут игроки поменьше, могут вынудить их уйти с рынка".

Крайним сделают покупателя

Повысится ли стоимость товаров из-за того, что магазинам придется компенсировать расходы на утилизацию просрочки? По мнению Митрофанова, ритейлер, если сможет, с большим удовольствием переложит дополнительные расходы по утилизации непроданной продукции на покупателя. "А что если потребитель отвернётся и уйдет в другой магазин? – спрашивает Митрофанов. — Тогда придётся брать дополнительные расходы на себя? У крупных торговых сетей эффективность продаж выше, и такие меры в первую очередь ударят по малому и среднему розничному бизнесу. Так что процесс слияний и поглощений продолжится. Выживет крупнейший".

Население также получит свою долю негатива. Кроме повышения цен можно ожидать и сокращения ассортимента в магазинах.

Сергей Митрофанов считает, что, скорее всего, ритейл продолжит переход на более дешёвые товары, на полках труднее будет найти изыски типа японского риса или оригинального тайского кари.

"К сожалению, снижение себестоимости любой ценой приводит к ухудшению качества продуктов", – рассуждает Митрофанов.

Кто пострадает, а кто выиграет после принятия законопроекта? По мнению Митрофанова, выиграют крупные агрофирмы и овощебазы, так как им станет легче бороться с "мелким поставщиком". Мелкие фермеры и так не в силах пробиться на торговые полки, а теперь шансов ещё меньше. "Если магазину придётся утилизировать продукты от мелкого поставщика, он так отожмет его по закупочным ценам, что поставщик сам не захочет иметь с ним дело. Или он заплатит за всё, или до свидания", — добавляет Митрофанов.

Марина Шемилина
Марина Шемилина

уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае

Автор фото: РИА PrimaMedia

Рыночные, договорные отношения нельзя выстроить административным ресурсом, отдельно принятой нормой. Данные меры – это совершенно не рыночные механизмы. Таким образом проблемы не решить, и пользы эти поправки не принесут.

Ритейлеры скорее всего могут начать сокращать объемы или откажутся от работы с малоизвестными поставщиками, нежели станут нести дополнительные издержки за нереализованный товар.

Возможно, поправки негативно скажутся на начинающих производителях, которые только выходят на рынок. Ритейлеры могут отказывать им в сотрудничестве из–за риска, что малознакомый потребителям товар никто не купит и магазин понесет убытки. С другой стороны, ритейлеры будут вынуждены для привлечения покупателей вводить в ассортимент новые позиции, а это значит, что они могут брать на себя различные промакции.

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia