Трутнев поручил открыть два обновленных пункта пропуска в Приморье к 2019 году

Работа по реконструкции должна быть синхронизирована со строительством подъездных дорог и экспортным планом предприятий
Трутнев поручил открыть два обновленных пункта пропуска в Приморье к 2019 году. Фото: Глеб Ильинский

По поручению заместителя Председателя Правительства – полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, обновленный пункт пропуска "Краскино" должны ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года. Новый автомобильный пункт пропуска "Пограничный" планируется к открытию в июле 2019 года, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу администрации Приморья.

Строительство и реконструкция пунктов пропуска через государственную границу на Дальнем Востоке для стимулирования экспорта продукции в страны АТР – одна из тем, которую обсудили на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева в пятницу, 10 августа, в Петропавловске-Камчатском. В заседании принял участие глава Приморья Андрей Тарасенко.

Открывая совещание, Дмитрий Медведев акцентировал внимание на том, что главное требование растущих потребностей экспорта сегодня – это достаточное количество современных пунктов пропуска через государственную границу, причем всех типов: и автомобильных, и железнодорожных, и морских.

"Любые задержки, трудности с провозом товаров чреваты убытками для компаний, чего нельзя допускать. Нужно создавать удобные технологичные терминалы, которые оснащены оборудованием с хорошей навигацией, специалистами", – подчеркнул председатель Правительства.

При этом, отметил он, работа по реконструкции пунктов пропуска должна быть синхронизирована со строительством подъездных дорог и экспортным планом предприятий.

"Мы не должны допустить ситуацию, когда тот или иной инфраструктурный проект построен, а из-за отсутствия пункта пропуска по нему нет никакого движения. В этом случае бездарно растрачиваются средства", – обозначил Дмитрий Медведев.

В Приморье сегодня расположено 15 постоянных пунктов пропуска, в том числе пять автомобильных ("Пограничный", "Краскино", "Полтавка", "Турий Рог", "Марково"), три железнодорожных ("Пограничный", "Хасан", "Махалино"), один воздушный в аэропорту Владивосток (Кневичи), шесть морских (в морских портах Владивосток, Восточный, Находка, Посьет, Зарубино, Ольга).

В 2015-2016 годах были закрыты морские пункты пропуска "Славянка" и "Пластун". При этом их инфраструктура продолжает функционировать в качестве отдельных терминалов в составе грузопассажирских пунктов пропуска в морских портах Посьет и Ольга.

По закону, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу, должны вестись за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ. Важное условие при привлечении частных средств – последующая передача государству на безвозмездной основе помещений и сооружений в пункте пропуска через границу.

В частности, в пунктах "Краскино" и "Пограничный" реконструкция затянулась. Реконструкция МАПП "Краскино" была включена в федеральную целевую программу еще в преддверие Саммита АТЭС 2012 года. При этом в апреле 2012 года строительно-монтажные работы здесь были остановлены. Сегодня федеральная программа предусматривает 465,5 миллионов рублей для корректировки документации и на окончание строительства. Проводятся очередные конкурсные процедуры по подготовке документации, которые должны быть завершены до конца ноября текущего года.

На МАПП "Пограничный", который также был включен в целевую программу, работы были остановлены в октябре 2012 года. Объект остается в федеральной программе "Государственная граница 2012-2021 годы", которая предусматривает 1,1 миллиарда рублей для корректировки документации и на окончание строительства. Полномочия государственного заказчика по исполнению строительных работ переданы Хабаровскому филиалу ФГКУ "Росгранстрой". Сейчас проводится обследование конструкций объектов пункта пропуска, частично возведенных в 2012 году предыдущим подрядчиком, для внесения изменений в проектную документацию.

По поручению заместителя председателя правительства – полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, обновленный пункт пропуска "Краскино" должны ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года. Новый автомобильный пункт пропуска "Пограничный" планируется к открытию в июле 2019 года.

Также по федеральной целевой программе планируется реконструкция железнодорожного пункта пропуска "Пограничный". На эти цели заложено почти 875 миллионов рублей. Здесь предполагается строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса и административно-бытового здания. Это позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска по количеству пассажиров в шесть раз, по объему грузов – в 1,8 раза.

Еще несколько пунктов пропуска в Приморье не включены в федеральные программы, однако практически все они нуждаются в реконструкции. Это автомобильные пункты пропуска "Полтавка", "Турий Рог", "Марково", железнодорожные "Хасан", "Махалино", морские "Посьет", "Зарубино", "Ольга". Предполагается провести их реконструкцию с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Так, краевой департамент транспорта и дорожного хозяйства совместно с ООО "Дальнегорский ГОК" и ООО "Форест-Карго" ведет работу по подготовке документов по реконструкции морского пункта пропуска "Ольга". В Минтранс России уже направлены предложения о проведении реконструкции пункта пропуска путем изменения его пределов и установления дополнительного участка пункта пропуска на терминале Рудная Пристань морского порта Ольга.

Стоит отметить, что в западной части России наработана практика строительства или реконструкции воздушных, железнодорожных и морских пунктов пропуска за счет средств частных инвесторов. Примеры этому – пункты пропуска московских аэропортах Шереметьево, Внуково, Домодедово, морской порт Санкт-Петербург. Масштабные пассажирские и грузовые перевозки в них, а также развитая сопутствующая инфраструктура позволяют бизнесу окупить строительство зданий и сооружений, предназначенных для погранично-таможенного оформления.

В то же время в России отсутствует практика использования механизма ГЧП при строительстве либо реконструкции автомобильных пунктов пропуска, которые имеют общую государственную границу с сопредельными государствами. Так, в этом случае отсутствует механизм возврата денежных средств инвесторам, осуществляющим строительство, то есть невозможно получение прибыли от деятельности, связанной с эксплуатацией созданного имущества. Для решения этого вопроса нужно вносить изменения в федеральное законодательство

Напомним, вопросы совершенствования трансграничной инфраструктуры на российской стороне глава Приморья Андрей Тарасенко обсуждал с губернаторами китайских провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Хэбэй в ходе своего визита в Китай в июне этого года. Стороны сошлись на мнении, что инфраструктура пунктов пропуска нуждается в модернизации, что позволит серьезно увеличить товарооборот между Приморьем и сопредельными китайскими территориями. Андрей Тарасенко отметил, что работу по реконструкции пунктов пропуска в Приморье ведет федеральная "Росграница", и добавил, что край также заинтересован в скорейшем открытии пропускных пунктов.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia