Общество. 29 августа, 08:50
Выставка "Кино и мода" из Фонда Александра Васильева. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Кино и мода – гимн женской красоте

Авторская рецензия на краевую выставку в Приморской картинной галерее

29 августа, PrimaMedia. Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:

Звезды театра и кино часто становятся объектом для подражания и оказывают влияние на внешний облик поклонников. Общество ожидает от них соответствия статусу не только на съемочной площадке, но и в жизни. В связи с этим не удивителен интерес к наследию актеров, в том числе, к их гардеробу. Этим летом жители и гости Владивостока могут удовлетворить свое любопытство и прикоснуться к личной жизни легендарных звезд советского кино.

Приморская государственная картинная галерея с 27 июля по 25 сентября 2018 года экспонирует в Парадном зале Приморской картинной галереи (Алеутская, 12) выставку "Кино и мода", в которой представлены привезенные во Владивосток уникальные предметы из фонда знаменитого историка моды Александра Васильева (куратор выставки Светлана Руснак). Экспозиция выстроена на основе нескольких десятков вечерних платьев и сценических костюмов, которые принадлежали актрисам отечественного кино в период 1930–2000-е годы.

1 / 12

Уникальная коллекция Александра Васильева позволяет посетителям выставки через элементы женского гардероба увидеть, как особенности социально строя и нравственных устоев СССР и перестройки отразились на внешнем облике красивейших женщин страны. Максимально закрытые платья темных и приглушенных тонов Любови Орловой, Ольги Баклановой и Валентины Серовой стали отражением социальных норм сталинской эпохи, когда женщина не должна была выделяться и отвлекать мужчин от строительства коммунизма. Открытые, яркие платья стиля new-look, подчеркивающие зону декольте и талию, из гардероба Аллы Парфаньяк, Клары Лучко и Людмилы Целиковской символизируют послевоенную эпоху. В этот период женщины стремились забыть ужасы военного времени и боролись за внимание уцелевших мужчин. Шаг за шагом перед глазами зрителей проходят отраженные в модных тенденциях десятилетия советской эпохи. Выставка завершается раскрепощенными 2000-ми годами, китч и яркость которых отразились в одеяниях Любови Полищук, Аллы Пугачевой и Софии Ротару. Так, здесь представлены авторская реплика знаменитого платья-балахона Аллы Пугачевой из окрашенного в ручную крепдешина, созданного модельером Любовью Аксеновой в 1878 году для участия артистки в фестивале в Сопоте, и концертный костюм Софии Ротару 2000-х годов из жаккардовой ткани с вышивкой стеклярусом.

На выставке можно увидеть и некоторые хорошо известные сценические костюмы. Например, эффектное комбинированное платье из синего бархата с рукавами из креп-жоржета, расшитого бисером-рубкой, со спинкой из гипюра и ярко оранжевой горжеткой Людмилы Гурченко. Это платье было создано в 2000-м году для съемок фильма режиссера Эльдара Рязанова "Старые клячи". Привлекают внимание концертные платья Руфины Нифонтовой 1970 года из темно-синего бархата с вышивкой шелком и металлизированной нитью и платье Виктории Лепко в стиле оп-арт из набивного льна, сшитое в 1976 году для съемок популярного телеспектакля "Кабачок 13 стульев". Незабываемое впечатление производит концертное платье Алисы Фрейндлих с накладной туникой, состоящей из скрепленных золотой нитью позолоченных цепочек, сшитое в 1980-е годы для поэтического моноспектакля "Гори, гори, моя звезда…".

Притягивает взгляд солнечно-желтый ансамбль из набивного шелка с отделкой воланами, созданный в конце 1980-х годов французским курюрье Пьером Карденом для Майи Плисецкой. Именно в этом костюме в июле 1991 года знаменитая балерина получила из рук короля Испании Хуан-Карлоса высшую награду Испании – "Орден Изабеллы Католической".

1 / 8

Несомненным достоинством выставки стало привлечение внимания не только к актрисам, но и к советским мастерам-портным, которые самоотверженно трудились над неповторимым внешним обликом знаменитостей. Вызывает искреннее восхищение их изобретательность – в эпоху постоянного дефицита тканей, отделочных материалов и фурнитуры, им удавалось создавать для кинодив оригинальные изделия. Например, роскошный вечерний ансамбль из египетской парчи Натальи Фатеевой, который был сшит из остатков ткани. Мастер превратила этот недостаток в достоинство, создав из лоскутов неповторимую модель. Отметим, что советские портнихи широко использовали традиционный для прошлых эпох прием, когда для нового изделия использовались декоративные элементы со старинных платьев.

На выставке представлено эффектное вечернее платье Натальи Фатеевой из красного бархата, украшенное отделкой по вороту сеткой из черного стекляруса и бисера, поднизь этой отделки была заимствована с платья XIX века. Этот образец был создан портнихой Александрой Басовой в 1964 году для участия актрисы во втором Московском международном фестивале. Не менее оригинально смотрится сценическое платье из черного бархата, выполненное в мастерских театра имени Евгения Вахтангова в 1967 году для исполнения Юлией Борисовой роли Гелены в спектакле "Варшавская мелодия" в постановке Рубена Симонова. Здесь используется старинная вышивка стеклярусом и бисером по тюлю, споротая с винтажного платья начала XX века и перенесенная на новое изделие. В начале 1970-х годов мастера из мастерских Мосфильма использовали аналогичный прием для украшения топа летнего костюма из розового бархата Надежды Румянцевой – споротую с традиционного украинского костюма льняную вышивку бисером и пайетками "Буковина".

Обращают на себя внимание элегантные изделия, выполненные Домом моды Вячеслава Зайцева. Так, в экспозиции представлен вечерний ансамбль, принадлежавший актрисе Татьяне Лавровой, который состоит из платья и удлиненного жилета, отделанного плетеным шнуром, черными стразами и аппликацией из хлопчатобумажного гипюра, а также темно-синее вечернее платье из полиэстера, созданное к 85-летнему юбилею актрисы Людмилы Касаткиной в 2010 году.

Следует отдельно отметить оформление выставки, выполненное дизайнерами Василием Снеговским, Романом Чадовым, Александром Лосевым, Сергеем Заикой, Степаном Толстопятовым, Евгением Босаком и другими участниками проекта. Им удалось создать цельную экспозицию, наполненную многочисленными женскими образами советской эпохи. Владелицы платьев и аксессуаров незримо присутствуют в зале, наблюдая за публикой с огромных фотографий-плакатов, на которых указаны даты их жизни и наиболее известные фильмы. Выбранный ретро-стиль фотографий, не только удачно подчеркивает эпоху черно-белого кинематографа, но и как нельзя лучше передает бессмертные образы актрис, навсегда оставшихся молодыми и прекрасными в памяти миллионов поклонников.

1 / 12

Расширяет пространство кино и моды представленный в экспозиции раздел "Фотография любимого артиста", где собраны десятки фотографий-открыток известных артисток. Удивительно, но отечественным кинодивам самостоятельно, без помощи стилистов и имиджмейкеров, удавалось создать неповторимый облик, который мгновенно становился объектом восхищения и образцом для подражания.

Дополняют атмосферу советского времени экран, на котором демонстрируются фильмы советских лет с участием представленных на выставке звезд, а также звучащие из динамиков песни из кинофильмов. Настоящим подарком для жителей и гостей города стала экскурсия, записанная на аудиогид Александром Васильевым, где мэтр с любовью рассказывает о каждом экспонате.

Таким образом, "Кино и мода" заставляет вспомнить легендарных актрис прошлого, которые многие годы служили эталоном элегантности и стиля. Замершие на манекенах вечерние платья и аксессуары, которые, порой, кажутся пресыщенному взгляду жителей XXI века слишком простыми, словно ждут владелиц, способных вдохнуть в них жизнь. Выставка стала настоящим гимном женской красоте, она напоминает о том, что женщина, несмотря на невзгоды и трудности, своим обликом делает жизнь прекрасной.

Наталья Александровна Федоровская
Наталья Александровна Федоровская

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Автор фото: предоставлено Н.А. Федоровской

В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.

ОТ ИА PrimaMedia добавим, выставка "Кино и мода" из Фонда Александра Васильева работает до 25 сентября в Парадном зале Приморской государственной картинной галереи по адресу ул. Алеутская,12. Справки по телефону: 241-06-10.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia