Общество. 31 августа, 14:50
Вице-губернатор Приморья Ирина Мануйлова. Фото: Александр Сафронов, администрация Приморского края

Ирина Мануйлова: Наша задача – довести школы Приморья до современного уровня

Вице-губернатор рассказала о переходе на инновационные образовательные модели в приморских образовательных учреждениях

31 августа, PrimaMedia. Праздник знаний наступит совсем скоро. Накануне 1 сентября вице-губернатор, курирующая вопросы образования, Ирина Мануйлова обсудила с корреспондентом ИА PrimaMedia переход школ на инновационные образовательные модели, программу внеурочной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ и краевое родительское собрание как эффективный канал решения актуальных проблем.

— Ирина Викторовна, расскажите, что для вас 1 сентября и насколько край готов к началу нового учебного года?

— 1 сентября — праздник, и, в первую очередь, мы говорим о том, насколько школы Приморья готовы принимать детей. В подготовку к началу учебного года был вложен почти миллиард рублей: в 75 школах и 37 детских садах мы поменяли кровли и поставили стеклопакеты. 100 школ из всех муниципальных образований края в этом году получают цифровое оборудование в рамках краевой государственной программы "Развитие образования Приморского края" : в комплект мобильного класса будут входить современная интерактивная доска, планшеты для учителей, оборудование для Wi-Fi. Но, по сути, это десять процентов от того, что нам нужно сделать.

— В чем самая большая проблема?

— У нас сегодня 284 школы требуют капитального ремонта и 68 находятся в предаварийном состоянии, и точно также капитального ремонта требует примерно половина детских садов. Кроме краевых средств на их ремонт, надеемся, что нам удастся это привлечь финансирование в рамках реализации нацпроекта "Образование", где проблема приведения школ в надлежащее состояние обозначена. Сегодня глава региона Андрей Тарасенко принял решение, что, начиная с 2019 года, мы строим пять краевых центров образования, каждый из которых будет профильным: инженерным, химико-биологическим и так далее. Они будут оснащаться по самым современным технологиям, и педагогический коллектив будет подбираться из специалистов, готовых реализовать программу самого высокого уровня.

— Где будут строиться школы?

— Пять школ будут построены во Владивостоке, а также школы в Находке, Уссурийске и Артеме. Мы планируем, что сдача этих школ будет 1 сентября 2021 года.

— Строительство за счет федерального бюджета?

— В основном да, потому что соотношение идет 98-99% федерального к 1-2% краевого и муниципального бюджетов.

— Какие основные проблемы школьного образования в Приморье вы видите на сегодняшний день?

— Главная проблема Приморья – это нехватка педагогических кадров. Сегодня у нас 669 вакансий. Этот вопрос будем решать системно, обращая внимание на подготовку молодых специалистов и привлечение новых учителей в наши школы, в том числе из других регионов РФ, и на серьезную работу по повышению квалификации тех педагогов, которые работают.

— Что будете делать в этом направлении?

— У нас запущен проект "Учитель для Приморья". 108 выпускников "Школы педагогики" и 37 выпускников Спасского педагогического колледжа успешно прошли длительную педагогическую практику и остались в школах. В этом году на практику идут 162 старшекурсника, и, я надеюсь, что для них школа станет родным местом работы. Но даже если все наши выпускники трудоустраиваются, мы не решаем проблему кадров здесь и сейчас. Поэтому я очень надеюсь, что к нам все-таки поедут учителя из других регионов.

— Чем будете их привлекать?

— Программой льготного ипотечного кредитования – под 5,5%. А с 1 января появится возможность компенсировать первоначальный взнос в размере 20%. Это программа компенсации действует для сельских территорий и небольших городов, под нее не попадут Владивосток, Находка, Артем и Уссурийск. Помимо этого, с 1 сентября будет действовать комплекс мер поддержки молодых педагогов: 30-процентная доплата к окладу, сопровождение молодого учителя педагогами-наставниками, организация семинаров, конференций, вебинаров, чтобы помочь педагогам адаптироваться и оперативно решать те проблемы, с которыми они сталкиваются.

— Что сегодня еще делается в рамках переподготовки педагогов?

— Летом у нас прошла школа, которую представлял РОСНАНО – "Наноград". В рамках школы сорок педагогов Приморского края прошли полный курс организации проектной деятельности. Российская электронная школа предлагает нам хороший, серьезный контент, который поддерживает не только тех учеников, которые по каким-то причинам пропустили занятия в школе, но и является серьезным ресурсом для учителя, который может выборочно использовать инструменты, предлагающиеся по каждому предмету, для организации внеурочной деятельности, для организации расширенного изучения.

— Расскажите про проект "Я сдам ЕГЭ". Почему решили его запустить в этом году?

— Это внеурочная подготовка по единой программе для старшеклассников по математике, физике, химии и информатике, потому что, к сожаленью, результаты ОГЭ и ЕГЭ в этом году нас не порадовали: почти 20% наших учеников испытывают серьезные трудности, особенно по математике. Базовую математику, математику для жизни, они сдали, а к профильной математике, которая нужна, если выпускник планирует получать высшее или среднее образование техническое или инженерное, они оказались не готовы.

— В чем суть программы?

— Мы начинаем от стартовой диагностики как самих детей, так и педагогов, и сразу видим, где дефициты, над чем надо работать. И затем поэтапно выстраивается ликвидация выявленных пробелов. Диагностика проводится систематически – раз в два месяца. По опыту других регионов очевидно, что если на входе, в сентябре, порядка 70% старшеклассников не готовы к сдаче экзамена, то в течение такой годичной работы почти 100% переходят в категорию успешно сдающих.

— Как принять в ней участие?

— Сейчас мы на площадке, в течение первых 10 дней сентября будем организовывать презентацию, где школьники должны выбрать, на каком уровне они хотят работать с предметом – на базовом или на профильном. И тогда, соответственно, программа уже будет выстраиваться под ту задачу, которую для себя выпускник ставит.

— Для восьмых и девятых классов тоже будет программа подготовки?

— В девятом классе мы идем по проекту "Я сдам ОГЭ", потому что там тоже итоговый блок, который систематизирует все, чему ребята научились за курс основной школы. А вот что касается восьмиклассников, там немного другая программа, мы ее разрабатываем самостоятельно, но, тем не менее, занятия по математике также будут организованы и для них.

— Расскажите про остальные предметы: физика, химия, информатика – почему именно они?

— Это перспективные и востребованные для края направления подготовки: биотехнологии, медицина, физика элементарных частиц, ядерная медицина, геология редких земель — вообще уникальная вещь, потому что то, что есть в Приморье, нет больше во всей стране. Кроме того, редкие земли сегодня крайне востребованы для радиоэлектроники, для военной и космической промышленности. Но нужны химики, которые реально готовы заниматься и научными исследованиями, и высокотехнологичной реализаций этих проектов.

— Есть возможности брать репетиторство.

— Мне кажется, в нашем крае репетиторство приобретает все большие размеры, а ведь школа дает реальную возможность реализовать программу углубленного изучения, и в бюджет заложена возможность для дополнительного финансирования на эти программы. Поэтому я считаю задачей №1 – перестроить систему образования таким образом, чтобы дать возможность нашим детям в рамках школьного курса получать качественную подготовку. У нас сильное востоковедение, значит, должны быть школы и классы с изучением иностранных языков, причем самых разных: и китайского, и корейского, и японского.

— Будет ли продолжаться работа с одаренными детьми?

— Да, в этом году уже на базе ДВФУ официально откроется наша площадка "Остров талантов". Кроме того, будет продолжена программа математической школы, которую в течение двух лет организует ДВФУ и которая циклически собирает в каникулярное время детей, и помимо математики мы возьмем туда все наши точные направления.

— Расскажите про "кванториумы", зачем они появятся в крае?

— "Кванториум" — детский технопарк нового тысячелетия, где ребята могут попробовать себя в новом мире профессий и ощутить, что учиться сегодня – это увлекательно, интересно, это возможность реализовать то, что ты придумал, в микропроизводстве под руководством взрослых. Первый мобильный "кванториум" мы уже купили, и с сентября он начнет путешествие по районам нашего края. Помимо этого в 2019 году во Владивостоке появятся две стационарных площадки "кванториум", третью площадку откроет у себя ДВФУ на базе гимназии, и еще одну площадку мы будем открывать в Арсеньеве.

Еще в этом году 10 школ определены центрами робототехники, причем это центры не по принципу лего-конструирования, это серьезные языки программирования и робототехника будущего. Сейчас у нас есть уникальная площадка с морской робототехникой, дальше мы планируем работать с робототехникой во всех средах: наземная, воздушная, подводная. Пока это пилот – всего 10 школ, но со временем, я надеюсь, к нам приобщаться остальные.

— Почему решили провести краевое родительское собрание и насколько такой канал связи сегодня актуален?

— Это действительно инструмент, который может и должен стать очень эффективным. На уровне России – это история достаточно традиционная, и для меня было полной неожиданностью узнать, что здесь ничего подобного не делается. А вопросов у родителей, на самом деле, накопилось очень много, и за два дня мы получили такое их количество, что коллеги до сих пор пишут на них ответы. Теперь краевое собрание будет проводиться каждую четверть. С 1 октября мы запустим Единый портал образования Приморья, где у каждой школы и детского сада каждого муниципального образования будет своя страничка с каналом обратной связи и откуда специалистам будут направляться вопросы, которые сегодня волнуют и педагогов, и детей, и родителей. То есть не будет необходимости записываться на прием, писать письма губернатору и президенту. Вас услышат именно те, кто непосредственно отвечает за решение этого вопроса.

— Один из острых вопросов, затронутых на краевом собрании, был касательно учебников. Почему возникла проблема?

— Все директора школ отчитались, что у них 100-процентная обеспеченность учебниками, а родители говорят, что их попросили купить. Хотя средства на приобретение учебников мы выделили, более того, совершенно четко сказали, что если вам не хватает средств в этом году, мы готовы решить вопрос с издательствами индивидуально. Поэтому до 15 сентября действует горячая линия по учебникам, родители могут обращаться, и мы будем разбираться в каждом конкретном случае.

Единственная сегодня тема, которая требует дополнительной проработки, — это рабочие тетради. Вся страна приобретает их за счет родителей, и на родительском собрании я честно сказала, что средств на приобретение рабочих тетрадей у школ сегодня нет. И родителям нужно просто обсудить с учителем – есть ли необходимость приобретения такой рабочей тетради или без нее можно обойтись. В некоторых случаях я допускаю, что разумнее купить тетрадь, и это действительно окажет серьезную поддержку, но также очевидно, что таких тетрадей не может быть 20-30. Я не верю, что ребенок всю свою рабочую деятельность строит в рабочих тетрадях. Не должно такого быть.

— Сегодня собрать первоклассника в школу – это вообще проблема?

— Это непростая история, которая требует затрат. Сегодня благотворительный фонд "Дети Приморья" обратился с предложением, что если у нас кто-то испытывает серьезные трудности и необходима помощь, то они готовы такую помощь оказывать. Поэтому я хочу поблагодарить и сам фонд, и его организаторов, и обратиться сегодня к начальникам управлений, директорам школ: если у вас есть информация, что какой-то семье требуется помощь собрать в школу ребенка, у нас работает наша социальная служба, и мы можем воспользоваться поддержкой фонда. Чтобы путь помощи был самый короткий, я попрошу родителей обращаться непосредственно в школы. И мы сделаем все для того, чтобы в течение недели такая помощь была в индивидуальном порядке оказана.

— Какие пожелания выскажете родителям и детям накануне 1 сентября?

— Поддержать и поучаствовать в акции "Аллея первоклассника". Сегодня на акцию откликнулись все муниципальные образования. Те деревья, которые будут посажены 1 сентября первоклассниками, будут расти вместе с ними, и когда через 11 лет ребята придут на свой выпускной, выросшие аллеи будут украшать как маленькие села, так и наш город Владивосток. Сегодня, конечно, физически невозможно обеспечить всех желающих посадить дерево, но где-то ребята объединяются группами, где-то классами, и все школы принимают в этом участие.

— В завершении беседы расскажите, как вам работать на новом месте? Как ваши впечатления от Приморского края?

— Во-первых, для Дальнего Востока я не совсем новый человек. Я когда-то начинала свою карьеру в Южно-Курильске, мне очень нравилась местная природа, и я никогда бы не уехала оттуда, но к сожалению, пришлось, по семейным обстоятельствам. И вот, спустя много лет, мы вернулись в Приморье. Я этому рада: мне очень нравятся и город, и край. Работа в моей жизни всегда занимала значительное место, но я не испытывала иллюзий и сразу понимала, что если меня приглашают сюда, то ровно потому что существует достаточно много серьезных вопросов, которые необходимо решать. А для этого мало что-то продекларировать, требуются серьезные, последовательные шаги, которые можно выполнить, если у тебя есть не только желание, но и ресурсы, финансовые и человеческие. Ресурсная история во многом определяется позицией первого лица края. Именно поэтому, получив предложение и договорившись о приоритетах, я это решение для себя приняла. Я оптимист, и уверена: когда ты ставишь серьезные, большие, человеческие задачи, всегда найдутся люди, готовые тебе в этом помогать. И жизнь не раз меня в этом убеждала. Постепенно будет складываться команда, рядом будут вставать люди, которые здесь живут и которые тоже хотят изменить ситуацию в крае, в образовании. Поэтому самое главное, чтобы мы просто объединили усилия друг друга.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia