Новые правила благоустройства – основополагающий нормативный документ, затрагивающий множество сфер городской жизни, – депутаты Думы Владивостока приняли в августе этого года. Как ожидается, муниципальный нормативный акт должен создать единые стандарты для оформления рекламы, киосков и вывесок, сделать лицо города более современным и привлекательным. Документ имеет, по их мнению, как достоинства, так и недостатки. Народные избранники поделились с ИА PrimaMedia своим мнением относительно правил благоустройства и рассказали, какие болевые для города вопросы для них было важно в них отразить.
Геннадий Куликов, заместитель председателя Думы города Владивостока
Геннадий Куликов, заместитель председателя Думы города Владивостока. Фото: пресс-служба Думы города Владивостока
Я считаю, что документ принят своевременно – изменилось законодательство, старые правила потеряли силу. На этой базе обострялись злободневные проблемы – например, росли нелегальные вырубки. Все знают, что срубать деревья без разрешения запрещено, но какую ответственность понесет нарушитель, многие рубщики оставались безнаказанными. В новых итоговых правилах благоустройства мы доработали данный аспект, и я считаю, что это должно помочь нам сохранить зеленые насаждения. Также мы уделили много внимания другой проблемной точке – контролю за НТО. Изначально шло обсуждение их полного запрета в радиусе 30 метров от остановок, но у нас особый рельеф с косогорами и возвышенностями, который сам по себе затрудняет установку киосков. Поэтому мы подправили документ в пользу реальности и убрали цифру в 30 метров.
В целом я новые правила благоустройства оцениваю на четыре с плюсом. Меня радует, что работа над ними велась в демократичном ключе. Мы прислушивались к горожанам, бизнесменам, общественникам, обсуждали подробно каждый пункт и много спорили. Всего было предложено более 100 правок, большинство из них нашли отражение в итоговом документе.
Однако какие-то пункты еще предстоит довести до идеала. Например, мы активно обсуждали ситуацию вокруг площадок для выгула животных. Правила предусматривают прогулки с питомцами только в специально отведенных местах, но старые районы города, такие как Ленинский и Фрунзенский, застроены очень плотно – там невозможно выделить для выгула животных участки. Вместе с тем есть и новые районы, где это реально. Так мы сталкиваемся с тем, что правила обязательны для всех, но не все горожане имеют возможность их соблюдать. Над этим еще предстоит поработать.
Николай Голояд, депутат Думы города Владивостока
Николай Голояд, депутат Думы города Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia
В первом варианте правил благоустройства, который был направлен в думу, было достаточно запретов, вплоть до того, что требовались согласования для новой скамейки во дворе. Любое действие, шаг в сторону – надо согласовывать. Вся наша работа строилась на том, чтобы нюансы эти убрать. Что-то удалось, что-то осталось. Но в целом правила более совершенны, чем предыдущие. Все сведено в единый свод: правила обращения с отходами, зеленые насаждения, реклама. Это удобно, потому что так с документом проще работать и совершенствовать его. Сейчас я правила уже могу назвать не инструкцией, а "новым уставом" Владивостока.
В правилах затронуты все сферы городской жизни, но есть нюансы относительно работы системы, которые пока не понятны до конца. Вопросы согласования, сроки, чем это будет регламентироваться? Каким будет механизм наказаний? Думаю, что в будущем мы будем документ дорабатывать и все это рассмотрим более подробно. В целом новые правила оцениваю на твердую четверку и приятно удивлен тем, что активное участие принял в обсуждении правил местный бизнес.
Руслан Галицкий, заместитель председателя комитета по городскому хозяйству Думы города Владивостока
Руслан Галицкий, заместитель председателя комитета по городскому хозяйству Думы города Владивостока. Фото: пресс-служба Думы города Владивостока
Я считаю правила благоустройства одним из важнейших документов для города. Ведь что такое благоустройство? Да это всё, что нас с вами во Владивостоке окружает: дороги, тротуары, парки, дома, деревья, кустарники, и много всего другого. И какими будут новые правила благоустройства – так и будет выглядеть наш город. А самым важным вопросом в документе я считаю систему вырубки деревьев. Каждый год бесконтрольно и безвозмездно для городской казны уничтожаются зеленые насаждения в городе. Почему так происходит? Оказывается проще и дешевле открыть интернет, вызвать "черных лесорубов" и очистить свой участок под строительство. Не получая порубочный талон и не компенсируя городскому бюджету вырубленные деревья. Надо прекратить эту порочную практику. Для этого необходимо ввести учет и контроль состояния зеленых насаждений, то есть так называемую перечетную ведомость деревьев, которая должна находиться в мэрии, и, например, подняв которую, можно точно увидеть сколько деревьев и какой ценности расположено на том или ином участке.
Чтобы в корне изменить эту систему я предложил ряд поправок. Во-первых, снизить стоимость порубочных талонов и сделать зональность: в центре – одна цена вырубки, в пригороде – другая. Во-вторых, выдавать земельные участки только с перечетной ведомостью деревьев, чтобы потом можно было всегда посмотреть, какие деревья вырублены, и привлечь к ответственности, в-третьих, ужесточить штрафы за незаконную вырубку. Все это в комплексе остановило бы ситуацию, когда город год от года становится все менее зеленым, и наполнило бы городскую казну. Над этим необходимо больше работать. Со своей стороны я продолжу настаивать на внесении этих изменений в уже принятые правила благоустройства.
Виктор Федоров, заместитель председателя комитета по городскому хозяйству Думы города Владивостока
Виктор Федоров, заместитель председателя комитета по городскому хозяйству Думы города Владивостока. Фото: пресс-служба Думы города Владивостока
Рассмотрение Думой города Владивостока внесенного проекта правил благоустройства происходило в сжатые сроки, корректировке и изменению подвергались все разделы правил, это была командная работа. Депутаты городской Думы, руководители подразделений администрации Владивостока, представители бизнеса активно участвовали в процессе обсуждения, выслушивали друг друга, какие-то изменения вносились, что-то принималось, что-то отклонялось, высказывались различные точки зрения, но в одном мы были едины – городу нужен документ, который будет регламентировать правила ведения бизнеса и правила проживания в городе. В результате многочисленных дискуссий было достигнуто взаимопонимание по всем ключевым вопросам и правила благоустройства были утверждены.
Владивосток давно нуждался в них для того, чтобы навести порядок и четко прописать, что можно делать на отдельно взятых территориях, а чего делать нельзя. Документ охватывает весь спектр жизнедеятельности в городе и поэтому отразить в правилах все безупречно не представлялось возможным, в связи с чем было решено – правила будут дополняться и изменяться по мере развития города.
Конкретно меня, как депутата Думы города Владивостока, волновали вопросы размещения парковок на газонах и детских площадках и ответственность за это; выгул собак в неположенных местах; рекламные элементы, начиная от расклейки рекламы во всевозможных местах, и заканчивая конструкциями, для установки которых вырубаются зеленые насаждения; вопросы торговли, начиная от лотков и с припаркованных автомобилей, заканчивая павильонами, наспех установленными в непредназначенных для этого местах; зоны отдыха и оборудование их всей необходимой инфраструктурой; своевременный покос газонов и откосов, особенно внутри жилых кварталов; прибрежная территория и ее обустройство. На самом деле этот список можно продолжать еще долго, но уже по вышеперечисленному понятно, что документ устанавливает правила во всех сферах жизнедеятельности нашего города.
Евгений Пименов, депутат Думы города Владивостока
Евгений Пименов, депутат Думы города Владивостока. Фото: пресс-служба Думы города Владивостока
Мы много внимания уделили вопросам, связанным с объектами и элементами благоустройства, а также с озеленением и охраной зеленых насаждений. В группе компаний "Армада", которую я возглавляю, есть компания, занимающаяся проектированием объектов строительства, поэтому нам близки и понятны эти аспекты. Мы поставили вопрос о том, чтобы муниципальный правовой акт соответствовал законодательству РФ, особенно в части, которая касается согласований работ. Эта позиция в проекте была изложена невнятно и могла толковаться так, что администрация города, в лице двух управлений "экологического" и "благоустроительного", могла произвольно устанавливать требования к перечню проектных документов. В этом нас поддержала прокуратура города.
Также в предыдущей версии был двояко изложен вопрос компенсации за снос зелёных насаждений. Получалось, что их нужно было только снести и заплатить компенсацию, а восстановить, то есть высадить их и не выплачивать компенсацию не допускалось. Кроме того, проектом правил благоустройства предполагалось, что собственники и пользователи земельных участков должны были отвечать не только за уход и сохранность зелёных насаждений на своих участках, но и на прилегающей территории. Но размеры её границы не определены. И таких сведений проект правил не содержал. Мы обсуждали эти спорные позиции, и к нашему мнению прислушались. Я упомянул только о наших предложениях по самым значимым вопросам, всего же были поданы предложения по 31 позиции, из которых отклонены лишь пять.