Бизнес. 14 сентября, 14:25

Машины позвали на Транссиб

Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД

14 сентября, PrimaMedia. Автоконцерн "Соллерс", работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант".

Владелец логистической компании Lorus SCM и мажоритарий "Соллерс" (собирает в РФ УАЗ и Mazda) Вадим Швецов на ВЭФ-2018 сообщил о возможности перетянуть с морского маршрута на Транссиб основную часть перевозок автомобилей с востока РФ в европейскую часть страны. Для этого ОАО РЖД должно дать долгосрочные скидки для автопрома. Господин Швецов напомнил, что "Соллерс" имеет такие скидки на год на перевозки Mazda и Subaru. "Если условия, которые мы получили на год, будут продлены до десяти лет, в течение полутора лет и остальные производители, которые импортируют автомобили через Петербург (а это 120 тыс. штук), поедут по Транссибу",— считает бизнесмен (цитата по "Интерфаксу").

В Lorus SCM сказали “Ъ”, что ведут переговоры с автоконцернами Азии, поставляющими машины и комплектующие. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что речь может идти об участии Toyota, Lexus, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Lifan и других японских, корейских и китайских концернов. В Mitsubishi сказали “Ъ”, что сегодня поставки из Японии идут морем через порты Петербурга, а участие в проекте будет зависеть от конкретных условий. В Toyota говорят, что автомобили японского производства доставляются из Владивостока до Читы, Иркутска и Хабаровска автовозами, поставки компонентов идут морем, а железная дорога, наоборот, используется для доставки Camry и RAV4 с завода в Петербурге до Дальнего Востока, Урала и Сибири. Возможное участие в проекте в концерне оперативно не прокомментировали.

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" говорит, что перспективы проекта зависят от экономической целесообразности и скорости доставки. "Если условия сделают железную дорогу выгоднее морских путей, то концерны смогут перестроить потоки, если уже используют такой путь поставок",— говорит эксперт.

В ОАО РЖД говорят “Ъ”, что сейчас есть скидки до 50% на внутренние и экспортные перевозки легковых автомобилей в спецвагонах на 1–4 тыс. км и на возврат таких порожних вагонов. Также введена скидка 12% на перевозки машин с двух станций Дальневосточной железной дороги — с гарантией не менее 3,3 тыс. вагонов в год (свыше этого объема скидка 50%).

Размер скидки, говорят в ОАО РЖД, рассчитан на основе предложения грузоотправителя. Компания готова рассмотреть и долгосрочные преференции при экономической целесообразности. Директор по коммерческой деятельности ОАО РЖД Алексей Шило на ВЭФ сообщал, что "больший объем груза — лучше тариф, эта формула как аргумент для увеличения перевозок из Японии могла бы сработать". В ФАС пояснили “Ъ”, что методика, разрешающая ОАО РЖД давать скидки на 10 лет, утверждена службой 13 июля.

Автомобили не выглядят приоритетным для ОАО РЖД сегментом, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров: их доля в грузоперевозках — 0,17%, а в доходах от них — 0,9%. Но необходимо выполнять поручение президента по росту транзитных контейнерных перевозок в четыре раза, заметил он. В сочетании с ускорением перевозок по Транссибу и высокой долей автомобилей в структуре контейнерных перевозок (3,3% по грузам и 4% по доходам) это будет стимулировать соглашения с импортерами. В 2017 году по железной дороге перевезено 2 млн тонн машин, сообщил господин Бурмистров, при росте авторынка в первом полугодии объемы перевозок автомобилей выросли на 30%, до 1,15 млн тонн.

Перевозки на автомобилевозах (в основном это внутренний рынок) составляют 45% в общем объеме и растут быстрее, чем импорт машин в контейнерах, говорит Михаил Бурмистров, но парк автомобилевозов недозагружен, и ставки по ним — менее 1 тыс. руб. в сутки (дешевле всех остальных вагонов). Перспективы переориентации поставок машин и комплектующих с моря на Транссиб благоприятны, считает он, так как для дилеров срок поставки может быть важным конкурентным преимуществом.

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia