«На коленке избирательную кампанию делать нельзя»

Кандидаты, политические эксперты и журналисты на «Ночи выборов 2018» обсудили особенности предвыборной гонки в Приморье
#Выборы2018
Ночь выборов. Фото: Жанна Беляева

14 сентября, PrimaMedia. Выборы губернатора в Приморском крае отличились спокойным ходом и отсутствием креатива. Такая оценка кампании прозвучала на площадке "Ночь выборов-2018", которая состоялась во Владивостоке 9 сентября сразу после закрытия избирательных участков. В формате "без галстуков" политические эксперты, представители медиасообщества и сами кандидаты обсудили особенности губернаторской гонки, обернувшейся вторым туром выборов, сообщает ИА PrimaMedia.

Онлайн-марафон "Ночь выборов" — уже традиционная дискуссионная и аналитическая площадка. Первый опыт участия в онлайн-марафоне у Владивостока был в марте 2018 года, когда страна выбирала президента РФ. Позитивный опыт проведения онлайн-марафона "Ночь выборов" показал востребованность формата независимой информационно-аналитической площадки, освещающей ход и итоги выборов в сети Интернет. За саму идею и приглашение к участию организатор мероприятия во Владивостоке и один из модераторов, организатор "Тихоокеанского дискуссионного клуба" Ольга Кишаковская поблагодарила организаторов общероссийского онлайн-марафона Общественную палату, Российскую ассоциацию по связям с общественностью (РАСО), комитет РАСО по политтехнологиям, Национальный общественный мониторинг (НОМ) и Российскую ассоциацию политических консультантов (РАПК).

Центральная площадка работала в Москве в здании Центрального телеграфа, где собрались десятки журналистов, блогеров, политиков и политических экспертов. Во Владивостоке к участию были приглашены представители независимых наблюдателей, политические эксперты, абсолютно все кандидаты в губернаторы, представители их штабов, а также журналисты и руководители ведущих СМИ региона. В качестве модератора также выступил депутат Заксобрания Приморья, генеральный директор "ОТВ Прим" Дмитрий Новиков, который не давал расслабиться участникам дискуссии, Обсуждали, конечно, главные тренды политической борьбы.

По мнению кандидата в губернаторы от ЛДПР, депутата Госдумы Андрея Андрейченко, ход кампании был относительно спокойный. Но если сравнивать с губернаторскими выборами 2014 года, то повестка была более насыщенной, считает участник обеих кампаний.

"Говорят, что креатива не было. А я в этом плане уже ветеран, второй раз участвую. Все участвовали впервые. Могу сказать, что эта кампания была гораздо плотнее предыдущей. Это просто небо и земля. Здесь абсолютно все кандидаты ездили по краю, проводили встречи. Наружной рекламой активно пользовались, у всех были газеты, ролики. Все использовали социальные сети. Причем, не только кандидаты: использовали ботов, в телеграм-каналах пытались штабы поссорить", — отметил Андрейченко.

"Сокол Жириновского" считает текущие выборы конкурентными.

"Они были интереснее, и еще интереснее будет их анализировать в том, как сработали новые инструменты, и насколько эффективен формат встреч", — поделился он.

Более яркие кампании, по его оценке, проходили в муниципалитетах. В этот день в 14 районах и городских округах избирали депутатов представительных органов. Например, по мнению Андрейченко, настоящие выборы проходили в Хасанском районе. Это кандидат ощутил, побывав на территории лично. По городу ездили грузовики, из которых звучали по громкоговорителю приглашения прийти на мероприятия, оперативно работали "группы зачистки". "Вот там было видно, что это выборы", — говорит кандидат.

Также Андрейченко поделился своим мнением, что нужно сделать новому губернатору. Один из пунктов его программы касался административной реформы в муниципалитетах: укрупнить муниципалитеты и сократить чиновничий аппарат, что позволит высвободить средства бюджета. Второе – это разрушение монополий вроде "Примтеплоэнерго".

Политический консультант Руслан Модин отметил, что основной задачей, с которой справлялся штаб кандидата Андрея Тарасенко, поддержанного "Единой России", стало повышение узнаваемости кандидата. Результата, по мнению эксперта, добиться удалось. При этом у Тарасенко, как показали социологические исследования, самый низкий антирейтинг среди всех кандидатов.

Кандидат в губернаторы от "Справедливой России", руководитель фракции СР в Заксобрании Приморья Алексей Козицкий признает, что его штаб раскачивался медленно, активная работа началась под самый конец избирательной кампании.

"В следующие выборы подготовимся, будем работать более активно. Несмотря на все разговоры, которые идут по поводу партии "Справедливая Россия", не верьте, партия была, есть и будет. Поэтому будут наши кандидаты на выборах. И Козицкий никуда не денется", — пообещал он.

В отличие от коллеги из ЛДПР Козицкий считает, что "кампания была спокойная, местами даже скучная". Кандидат от "Справедливой России" поделился, что ставил для себя задачу поднять рейтинг партии и "обкатать" молодых кандидатов. Результат для "Справедливой России" считает положительным

"Считаю, что по эффективности, по КПД, если оценивать уровень вложений и результат, то у нас этот показатель самый высокий", — оценил Алексей Козицкий.

Заместитель руководителя Приморского отделения "Российской партии пенсионеров за социальную справедливость" (РППСС) Иван Трутнев (кандидат Юлия Толмачева) на "ночи выборов 2018" заявил, что будет второй тур. И попал в точку. Правда, молодой партийный функционер сделал ставку на кандидата от своей партии Юлию Толмачеву, заявив, что именно она займет второе место. Как показало голосование, прогноз оказался не совсем точным, но кандидат от РППСС показала хороший результат, заняв третье место.

"Выборы были ожидаемо сухие. Избиратели в выборы уже немного не верят. Низкая явка – это форма проявления их позиции. В целом же выборы прошли достаточно спокойно по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями", — отметил Иван Трутнев.

Журналист Лада Глыбина с представителем РППСС в оценке кампании конкретно для их кандидата не согласилась.

"Изначально Юлия Толмачева хотела раскрутиться, но ее разозлили донельзя, ставя препоны при прохождении муниципального фильтра. А разозленная женщина, женщина-политик – сами понимаете. Зачем это делали, непонятно? Но я считаю, что Юлия Валерьевна сделала максимум возможного. Человек, грубо говоря, хотел купить туфельки, а потом масть пошла и уже она смотрит на шубу. Но время ушло. Если бы она начала кампанию за полгода, стала бы второй. Потому что новое лицо, женская солидарность. Многие голосовали за нее потому, что она женщина. Ищенко (кандидат от КПРФ – ред.) тогда бы нервно курил в сторонке", — уверена журналист.

В период кампании Лада сотрудничала с штабом кандидата от КПРФ Андреем Ищенко и видела "кухню", что называется, изнутри. По ее оценке, для партии сделать ставку именно на бизнесмена Андрея Ищенко было ошибкой. С этой точкой зрения были солидарны и эксперты, отмечавшие еще в период кампании, что КПРФ сделала ставку на удобного власти кандидата.

"В августе кампания совершенно не велась. КПРФ должна сделать выводы по этому поводу. Не удивлюсь, что даже были договоренности известно с кем", — сказала журналист.

Заместитель ИД "Комсомольская правда" Роман Карманов, прибывший на родную землю по случаю ВЭФа, следил за выборами в Приморье и других предвыборных регионах. Приморскую кампанию он назвал скучной с точки зрения используемых политтехнологий. Новых идей у специалистов по выборам, по его словам, не было.

"Ну сколько можно юзать одни и те же идеи? На этой кампании мы увидели две истории. Первая – использование заезженных политтехнологий, с одной стороны. С другой стороны, мы увидели неуверенность в себе кандидатов, которые попытались выйти из этой зоны, найти какие-то новые решения, но нарвались на еще худшие варианты. В конечном итоге все вылилось в телеграм-каналы, которые стали сливной трубой этой кампании. Это все, что мы увидели", — дал свою оценку Карманов.

Телеграм-каналы, действительно, стали одним из инструментов, используемых в этой кампании. Работала созданная сетка, которая занималась взаимным репостом и цитированием. Как считают представители медиа, анонимность авторам сохранить не удалось, а характер сообщений вызвал много вопросов у журналистов и экспертов.

"Если вымести телеграм-каналы за пределы этой кампании, то мы ничего интересного вообще не увидели. Это печально, и это причина задуматься о том, что политтехнологам профессией нужно заниматься серьезно. Но на коленке избирательную кампанию делать нельзя", — вынес вердикт Роман Карманов.

По словам медиаменеджера, интересные губернаторские кампании по стране были. Например, в Кемеровской области, где у основного кандидата Сергея Цивилева была изначально непростая ситуация, но там сумели выстроить кампанию и запустить интересные проекты в СМИ. В Приморье с медиасообществом работа практически не велась.

Участники мероприятия также дали ряд своего рода наказов будущему губернатору. Сошлись во мнении, что главе региона, кто бы им ни стал, завидовать не приходится.

"Такой ситуации с дорогами у нас в крае не было никогда. Особенно по северным направлениям Губернатору надо будет плотно заниматься, выходить на федеральный центр, выбивать деньги. Какие инвесторы, если дорог нет? В августе дорогу Владивосток-Находка размывало четыре раза. Ну, какой инвестор поедет?", — вопрошал Алексей Козицкий, который во время кампании дорогам посвятил один из агитационных роликов.

Раскачиваться при этом времени нет.

"Ездить по дорогам, которых нет, долго люди не будут. Всем кандидатам, которые получили голоса, независимо от того, сколько, нужно также засучить рукава после кампании и напрячься. Каждому со своими ресурсами. Переходить к серьезным делам – от общественных советов к управлению. Очень хочется увидеть через год – а больше времени и нет, – что ситуация изменилась и в крае задумались, что и регионом вообще-то надо управлять. И приводить все в порядок", — считает Карманов.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia