Константин Шестаков: турпоток из Кореи в Приморье вырос в 2,5 раза

Директор краевого департамента туризма подводит итоги «высокого» сезона»
Константин Шестаков. Фото: ИА PrimaMedia

15 октября, PrimaMedia. С января по октябрь 2018 года Приморский край посетили 620 тысяч зарубежных гостей, из них 530 тысяч – с туристическими целями. В сравнении с 2017 годом рост въездного турпотока составил почти 25%. В видеоинтервью ИА PrimaMedia директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков рассказал об итогах "высокого" сезона подробно.

— Константин Владимирович, каковы итоги прошедшего туристического сезона? Что можно отнести успехам, а что – к неудачам?

– Традиционно я бы разделил подведение итогов на две части – статистическую и мою эмоциональную. Тренды остаются прежними. Если мы говорим о львиной доле туристов, то это гости из Китайской народной республики. Вторыми по статистике, но первыми по динамике, являются туристы из Республики Корея. В прошлом году мы приняли 70 тысяч, на текущий момент – 170 тысяч. Рост почти в 2,5 раза. Это для нас перспективный рынок. Мы предприняли шаги для привлечения авиационных компаний, в том числе и корейских, которые не работали не только на территории Приморья, но и на территории всей Российской Федерации. Раньше была только компания Korean Air, стоимость полета составляла порядка 40 тысяч рублей, сейчас можно найти и за 15 тысяч, в среднем – 20. То есть это уже другая картина, другая транспортная доступность региона. Значительный вклад в развитие этого рынка и в продвижение нас как ближайшего европейского города, модного места для посещения туристов, сыграли как раз эти авиакомпании, чтобы поддержать развитие этого рынка, они вели свои кампании, в том числе бонусные. И это можно видеть на улицах Владивостока и в статистике. Вы видите тех самых девушек из Кореи, группы по три человека, они приезжают на выходные, их можно встретить в центре города. Для них селфи, шоппинг, хорошие рестораны очень интересны. Мы стали для них модным местом. Нас посещают и в рамках фантуров, которые мы организовываем, которые мы делали в прошлом году для авиационных компаний, чтобы они рассмотрели нас как благоприятную точку развития. Кстати, в начале следующего года количество корейских компаний, с которыми мы работаем, увеличится.

Другое направление – Япония. Я переживал, когда увидел, что мы идем на грани некой стагнации, но ситуация исправилась. Эта заслуга и круизных лайнеров. В этом году у нас было подряд несколько рекордов: все больше и больше было единовременных посещений. В будущем году есть уже такая договоренность, после дноуглубительных работ на Золотом роге, которые должны закончиться к середине ноября, мы сможем принять флот Royal Caribbean, 6 и 14 сентября они уже должны зайти совершенно другим флотом, побив те рекорды, которые мы ставили в этом году. Для нас это очень интересное направление. Япония, для нас, если честно, рынок за семью печатями, там много политики и трудно подобрать такие ключи, которые мы подобрали к корейскому рынку. Мы проводим фантуры, не только для тех туристических авиакомпаний, которые работают с нашим регионом. Мы участвуем на всех внешних площадках: это и выставка JATA, в ноябре будем участвовать в большом гастрономическом ивенте. Гастрономический туризм мы тоже рассматриваем как важный ресурс, уровень наших заведений общепита действительно высок – обслуживание, интерьерные решения, кухня, аутентичная кухня и качество оказываемых услуг.

Также интересным для нас рынком является Индия – мы постарались немного пощупать этот рынок, видим в нем большую перспективу. Мы должны использовать возможности близких к нам авиационных хабов – Сеул, Пекин, у нас есть возможность электронной визы для Индии, Ирана, это большой плюс для региона. На эти рынки тоже стоит обратить внимание. Но и как данность, за 10 месяцев некоторые из европейских рынков, в том числе Германия, Франция, а также Австралия показывают очень интересный рост, в сотнях человек.

– Самые большие проблемы в работе?

–Мы должны говорить о тех направлениях, которые должны дать импульс развитию туристической отрасли. Например, автомобильные пункты пропуска. От федеральных органов исполнительной власти мы обладаем информацией, что в 2019 -2020 году должны закончиться работы как минимум на пункте пропуска в Пограничном. Мы должны использовать те ресурсы, которые есть здесь и сейчас, и мы бы говорили, в первую очередь, не о реконструкции, а техническом оснащении. Если говорить о том, что нас сдерживает, то состояние автомобильных пунктов пропуска являются таким фактором.

– Потолок, до которого мы можем дойти?

– Мы должны понимать, что до потолка нам еще далеко. Но основные акценты мы должны расставить на то, чтобы растянуть сезон, мы не должны принимать гостей исключительно в период с июля по сентябрь. Мы и зимой можем дать тот перечень услуг, который получают гости здесь летом. Это вопрос подходов. Если подойдем к этому вопросу правильно, то растянем проведение событийных мероприятий. Лето — пик активности, наибольшая нагрузка на инфраструктуру. Растянуть сезон мы можем разными способами: создание инфраструктуры, которая разнообразит туристические программы и проведение событийных мероприятий. Февраль, март, ноябрь – те месяцы, в которые наш турбизнес стоило бы поддержать. Провести аналог Дня тигра в апреле, например. М ы подводим итоги не только за весь год, мы разбиваем по месяцам, мы видим, когда идет заинтересованность в наших мощностях туристских. Если бы мы на Восточный Новый год провели здесь какое-то хорошее событийное мероприятие, гостей из стран АТР и Северо-Восточной Азии было бы кратно больше.

Если говорить об инфраструктуре коллективного размещения, хостелы и мини-отели открываются чуть ли не каждый месяц, их становится больше. Открывают их активные предприниматели. Это говорит о том, спрос направлен на недорогие отели, гости готовы расселяться в хостелах. В текущем году 5 тысяч единиц номерного фонда было введено – мини-отели, хостелы, базы отдыха. Если мы говорим о вводе крупных отелей, у меня на пересчете как минимум 5 крупных отелей, которые должны ввестись к концу 2019 года в Приморском крае.

О тех проектах, которыми занимается департамент туризма в рамках интегрированного развлекательного курорта Приморья, вы знаете. И крупные предприниматели появляются, и молодые вкладываются в это. Я завел страницу на Facebook, и ко мне начали обращаться, задавать вопросы молодые люди 30-35 лет, они хотят открывать палаточные городки люксового уровня, они с блеском в глазах об этом рассказывают и показывают, как успешно реализуют это в других субъектах.

– Муниципалитеты краевые проявляют интерес или основная масса – это частники?

– Львиная доля, безусловно, бизнес. Но есть муниципалитеты, которые проявляют интерес— Арсеньев, Хасанский район, Шкотовский, Владивосток, Уссурийск, Находка, Партизанский район. Это можно даже посмотреть по тому, как проходит освидетельствование пляжных территорий. Кто заинтересован в туристах, они сразу этим вопросом занимаются. Они не говорят об отсутствии полномочий или денежных средств, они понимают, что это деньги в бюджет на постоянной основе. С остальными – сложнее. Там должны появиться как минимум точки коллективного размещения. Кто на что делает акцент. Кто-то считает промышленность или сельское хозяйство главным направление муниципалитета. Но мы можем говорить и об агротуризме. Я понимаю, ведение этого вида деятельности нуждается в дополнительном источнике сбыта. Ты можешь открыть точку, гостевые дома, маленькую ферму, чтобы было наглядно. Люди приедут, купят.

Вчера мы встречались по фестивальному мероприятию "Медовый полдник", обсуждали с предпринимателями, хотели бы они, чтобы приехали к ним туристы, они ответили – да. Проведем фестиваль, устроим новый источник сбыта и посмотрим, будет ли дополнительный спрос. Абсолютно аутентичное для Приморского края направление – мед, это будет востребовано. Для меня было вчера открытием, что Приморский край является первым по экспорту меда на территории РФ, мы точно обладаем большим ресурсом.

– Не стыдно ли за нашу неустроенность коммунальную?

– У меня другие задачи. Мне нужно сделать так, чтобы при всех наших ресурсах, которыми мы обладаем к нам поехали. Мы делаем это неплохо, но за нами должны успевать муниципалитеты, не только для туристов, но и для самих жителей. Я сам коренной житель Владивостока, я хотел бы, чтобы у нас были и парки, и площадь превратилась в сквер, прогулочные зоны. Но у меня другие задачи.

– Не возникают трудности — находить среди разрухи привлекательные моменты для туристов?

– Мы не ноем никогда, нам интересно заниматься тем большим делом, которым мы занимаемся. У нас огромная команда, молодая, которой интересно показать хорошие результаты, мы используем то, что есть и пытаемся сделать лучше.

– Поговорим о внутреннем туризме. Кто едет сюда?

– Дальний Восток и Сибирь. Мы интересны в трех направлениях – пляжи, просветительский туризм с примесью экотуризма, и событийные мероприятия, деловой туризм. Эти направления пользуются спросом и дают те потоки – в прошлом году было 3,5 млн, в этом году еще посчитать не могу, ближе к концу года.

– Поток зависит от стоимости авиабилетов?

– Давайте вместе посмотрим. Допустим, у вас под боком есть Сочи, Крым. Вы живете в Москве и Санкт-Петербурге. И есть Дальний Восток, куда лететь 8 с половиной часов… А рядом города, где пляжный отдых – основной.

На сегодняшний день бизнес для себя увидел спрос и экономическую отдачу в базах отдыха, эко-фермах. Эта то, что будет интересно жителям Дальнего Востока.

– Что можно сделать, чтобы усовершенствовать пребывание иностранных граждан в Приморском крае?

– Мы должны делать все то же самое, что делаем из года в год – продвижение, привлечение, у нас должно быть усовершенствовано общественное пространство, дороги, новые пункты пропуска, должны привлекать круизные компании, авиакомпании, мы должны содействовать тому, чтобы бизнес, который желает инвестировать в инфраструктуру, процветал, чтобы предпринимателей таких было больше, мы должны участвовать во всех государственных программах, участвовать в национальных проектах, которые создают по итогам майских указов президента. У нас есть зона особого экологического туризма, охраняемые природные территории, экспорт медицинских услуг. Например, офтальмология, ЭКО. У нас есть сильные стороны для привлечения.

– Как повлиял на туристическую отрасль курс рубля?

– Один из ключевых моментов. Сейчас к нам едут, как мы раньше ездили в Китай. Но не только поэтому. Например, Корее стало интересно потому, что было снято несколько развлекательных программ, представили этот регион как близкий, интересный, безопасный. Мы содействовали съемкам корейских операторов, потом к нам поехали блогеры, потом поехали артисты. Это некий снежный ком. Это стало интересно.

– Брендинг территории нужен?

– Наверняка нужен. Но есть более понятные и эффективные шаги, которые раскроют нас как ближайшую европейскую территорию. Я как практик понимаю, что пусть бюджеты не такие великие, направить их надо на то, что точно выстрелит. Я должен работать в этом направлении.

Если у российского туриста спросить, какие крупные дестинации есть в России, Владивосток назовут не в первой пятерке. Хотя на самом деле, по некоторым показателям, например, туристическим потокам, мы находимся в пятерке. Китай – мы вторые после Москвы, Корея – мы первые, Япония – мы первые. У нас есть свои сильные стороны, которые при брендинге территории мы могли бы использовать. Мы интересны даже для такого взыскательного туриста из Азии. Мы должны быть интересны и Дальнему Востоку, и Сибири.

– Население бывает недовольно туристами. Как с этим бороться?

– Мы должны понять. Я как житель города, не буду обращать внимания, что в центре города толпы туристов, если мне будет комфортна инфраструктура, дороги, когда у нас появится общественные пространства, которые будут комфортны, никаких вопросов не будет.

Если говорить об автобусах туристических, там должно быть системное решение. Мы с этим решением обратились к главе города Владивостока, Виталий Васильевич принял решение создать рабочую группу, которая совместно с нами могла бы посмотреть, где организовать эти места. Порядка 10-12 мест уже есть. Давайте посмотрим, как сейчас это будет организовано. Кто-то должен эту инициативу подхватить. Благо, сейчас заканчивается сезон, огромного ажиотажа в центре города нет. Но на мой взгляд, есть несколько простых решений, которые можно применить: расширение парковки для экскурсионных автобусов, чтобы они на дороге не стояли, установка знаков профильных, что это остановка исключительно для экскурсионных автобусов. Но если вы ставите остановку для туристических автобусов, вы должны дать жителям Владивостока возможность парковаться в другом месте. Те остановки, которые были приняты рабочей группой, мне глубоко симпатичны. Если их реализуют муниципальные власти, я буду счастлив.

Это какие-то системные вещи, но они помогают жителям Приморского края не обращать внимания, что туристов становится все больше и больше. Не все понимают, когда мы говорим о налоговых поступлениях, что это за 3,5 млрд и куда они идут, мол, "мне-то что?" Нужно, чтобы инфраструктура создавалась, чтобы было понятно, а мне-то что.

— Нарушения миграционного законодательства бывают?

– У нас есть еще одна почетная обязанность – мы являемся координаторами прав и соглашений между КНР и РФ о безвизовых туристских обменах на территории Приморья. Все группы, которые приезжают сюда организованно из Китая, списки их визируются точно у нас. Мы не можем ограничиться визированием списков, мы должны системно подходить к вопросу, чтобы качество услуг было надлежащим, чтобы мы могли спросить с коллег в Китае, мы должны видеть, что налоговые отчисления серьезные, что проблем в развитии отрасли нет. Поэтому мы организовали межведомственную комиссию – Центробанк, налоговая служба, погранслужба, Роспотребнадзор, ФСБ, таможенная служба. Много структур, которые так или иначе сталкиваются с организованными группами из Китая. В рамках этой комиссии мы зачастую проводим совместный мониторинг. Когда мы работаем вместе, КПД выше.

Мы выявили несколько коллективных средств размещения, которые не регистрируют иностранцев, за что они получили очень серьёзные штрафы. За одного незарегистрированного иностранца штраф может быть от 250 тысяч рублей до 400 тысяч рублей.

Мы проверяли не только зарегистрированные средства размещения, но и точки общепита. К сожалению, в рамках этого мониторинга не смогли присутствовать сотрудники Роспотребнадзора, но материалы к ним и в прокуратуру мы направим. Мы выезжали на те точки, которые вызывали подозрения, как минимум у них нет сайтов. Итогом работы со стороны УМВД было 29 протоколов об административных нарушениях, плюс 5 граждан были выдворены за пределы РФ.

– Была встреча с представителями республики Крым? Как можно взаимодействовать Приморью и Крыму?

– Мы можем получить от них информацию по реализации неких проектах, например, введении курортного сбора. Противоречивый вопрос. Мы доложили эту информацию врио губернатора и получили ответ, что преждевременно вводить такой сбор на территории Приморского края.

В большей степени мы должны говорить о продвижении. Если мы на ресурсах муниципальных образований сможем разместить информацию о Владивостоке, было бы лучше. И если мы говорим о наших детских здравницах – "Океане", "Артеке" — взаимодействие в этом ключе точно должно быть.

Нам бы очень хотелось совместно на уровне федерации провести несколько презентаций для глобальных круизных операторов. И Крым, и Владивосток – порты. Мы заинтересованы в новых судозаходах, соответственно, мы должны заниматься продвижением, тогда будет результат.

– Каковы доходы в бюджет от туризма в Приморье?

– Мы можем опираться на авторитетные источники, например, журнал Forbes. Сбербанк проводили несколько мониторингов о том, какие туристские города в России используют платежные системы, в том числе China Union Pay. Владивосток оказался первым городом по объему от каждой транзакции. У нас получилось порядка 12 тысяч рублей в рамках одной транзакции. Это плата картой, это налоги.

Кто приносит средств больше? Здесь все неочевидно. Есть ряд мифов. Туристы из Кореи готовы расселяться в дешевых хостелах, ночь в хостеле – это не ночь в отеле 3 -4 звезды. Но при этом они готовы тратить больше в точках общепита. Противоположная ситуация с Китаем, они готовы селиться в приличных отелях, но рестораны по вечерам посещают редко. Зато у них есть традиционное посещение морского ужина, где они пробуют наши морепродукты. Подобьем в конце года, пока это больше экспертная оценка. Парфюмерия – это или Корея, или Китай, золото в большей степени традиционно для КНР. Те самые 3,5 млрд в прошлом году, о которых я говорил, просто сухая статистика. Но это достаточно большой вклад в общий объем налоговых поступлений на территории Приморского края.

– Навигация на других языках расширяется?

– Мы идем по пути традиционных решений. В этом году мы сформировали перечень знаков, которые надо установить, очень хочется, что муниципалитет тоже в этом принял участие. В этом году будут коричневые знаки на русском и английских языках в Хасанском районе, Находке, Лазовском районе и, наверное, Шкотовском.

– Как развить у жителей самоощущение и понимание того, что Приморский край не ограничивается пляжами?

– Только своя собственная воля. У нас очень много мест. Мы решили департаментом посетить парк драконов. Совсем недавно Туристский информационный центр сделал 15 предложений на выходные, что вы можете посмотреть. Очень хороший материал. У нас появились блогеры, которые делают прекрасные фотографии. У нас еще не все жители были на мысе Тобизина, а там очередь из таксистов стоит за туристами.

– Насколько высока стоимость услуг для населения? Говорят, что в Таиланде отдыхают те, у кого не хватило на отдых в Приморье.

– Если вы говорите о базах отдыха, которые есть сейчас в крае, да там достаточно серьезные цены. Но явный есть спрос, я узнавал в июле, можно ли на сентябрь забронировать, мест не было.

– Ваши пожелания жителям Приморского края.

– Туризм – это индустрия впечатлений. А впечатлений ярких не так много. Очень хотелось бы, чтобы изучение собственного края, собственного города приносило яркие впечатления для довольной счастливой улыбки. А это возможно без траты огромных средств. Заправились и поехали. У нас в крае таких мест много. Даже туризм в рамках выходного дня принесет море впечатлений. Это будет здорово. Путешествуйте больше.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Приморскими маршрутами". Цели проекта — раскрытие потенциала Приморского края для внутреннего туризма, обобщение разнообразного опыта самодеятельных путешественников, знакомство читателей с наиболее привлекательными для туризма местами края и крупными выставками индустрии туризма в Приморье.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia