«Нас уже окрабили? Или еще нет?»: Москва подпускает туману краболовам Дальнего Востока

Чиновники и депутаты ГД озвучивают разную информацию о том, как идет законодательное оформление предстоящих квотных аукционов
Большая Рыба
Туман на побережье Японского моря (зима). Фото: ИА PrimaMedia

31 октября, PrimaMedia. Инициатива по изъятию у нынешних пользователей и продаже на государственных аукционах 50% квот на добычу различных видов крабов вошла в стадию законодательного оформления, Минсельхозу, Росрыболовству и ФАС поручено подготовить и внести на рассмотрение правительства поправки в ФЗ "О рыболовстве", которые и позволят провести такой маневр в рыбной отрасли страны. По информации Росрыболовства, такой законопроект регулятор будет готовить в срок до 31 января 2019 года, однако комитет Госдумы по бюджету и налогам в отчете о рассмотрении проекта бюджета РФ на 2019-2021 годы указывает, что "аукционные" поправки еще 15 октября были направлены Минсельхозом в Минфин, и, как предполагается, будут приняты ГД уже в 2018 году. Подробности – в материале ИА PrimaMedia.

Справка: в 2018 году государство разрешило вылов в рамках промышленного и прибрежного рыболовства 118,083 тысячи тонн промысловых видов крабов (19,78 тысяч тонн в Северном бассейне и 98,303 тысячи тонн – в Дальневосточном).

Разумеется, львиная доля "золотой пятерки" самых ликвидных промысловых видов краба (камчатский, синий, стригун опилио, стригун бэрди и равношипый) также добывается в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне: в 2018 году в ДВ-бассейне общий допустимый улов по "пятерке" составляет 68,77 тысяч тонн.

Невидимая смерть "исторического принципа"

Еще 16 августа премьер Медведев подписал распоряжение №1697-р, которым утвердил план развития конкуренции в отраслях экономики РФ на 2018-2020 годы. Планом, в частности, предусмотрено, что Минсельхоз, Росрыболовство и Федеральная антимонопольная служба должны внести в правительство в период 2018-2019 годов проект федерального закона и постановления кабмина, предусматривающие "распределение 50% объема квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по "историческому принципу", путем проведения аукциона в электронной форме".

23 октября в ходе заседания Общественного совета при Росрыболовстве, как сообщает пресс-служба госоргана-регулятора, начальник управления правового обеспечения, государственной службы и кадров Росрыболовства Алексей Панов заявил, говоря о проекте изменений в отраслевое законодательство, что

в настоящее время Росрыболовством "ведется работа по подготовке материалов для предоставления в Минсельхоз и правительство РФ".

Cрок для направления соответствующих предложений в Минсельхоз, отметил спикер, – 31 января 2019 года.

"В установленный срок проект документа будет внесен и представлен на обсуждение отраслевой общественности", — заявил Панов.

Между тем ранее комитет Госдумы по бюджету и налогам, рассмотрев 17 октября проект федерального бюджета на 2019-й и плановый период 2020-2021 годов, упомянул в своем заключении, что, оказывается, "аукционные" поправки в закон "О рыболовстве" уже подготовлены и направлены в министерство финансов РФ.

"Необходимо отметить, что 15 октября 2018 года письмом Минсельхоза России на рассмотрение в Минфин России направлен проект соответствующего федерального закона. Предполагается, что закон будет принят и вступит в силу до начала 2019 года,

а предусмотренные им постановления Правительства Российской Федерации в части порядка закрепления квот и порядка распределения улова будут приняты в I квартале 2019 года, в части порядка заключения договоров – в III квартале 2019 года. Поскольку основная часть аукционов проводится во II и III кварталах года, предполагается, что на момент их проведения в 2019 году нормативная база будет подготовлена", — говорится в тексте сводного заключения комитета ГД.

В бюджет попадешь – не воротишься

Собственно, именно появление в проекте федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" прогнозов о получении в 2019-2020 годах совокупно 81,9 млрд рублей доходов от продажи на аукционах половины крабовых квот в Дальневосточном и Северном бассейнах (с предварительным их изъятием, разумеется, у нынешних квотодержателей) и стало для заинтересованного рыбопромышленного бизнеса сигналом того, что процесс передела в самом, пожалуй, высокомаржинальном и валютоемком сегменте добычи водных биоресурсов становиться действительно необратимым.

Проект бюджета на предстоящую "трехлетку" был внесен в Госдуму в конце сентября, и уже через несколько дней заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, обращаясь к участникам Международного конгресса рыбаков (МКР, Владивосток, 4-5 октября), констатировал – доводы бизнеса о катастрофических для отрасли последствиях разрушения "исторического принципа" регулятор вескими не считает, а вот претензий к пользователям ВБР – предостаточно. Как говорится, предыдущие 10 лет мы вам, рыбакам, все, а вы нам – то есть государству и обществу — что?

Петр Савчук (4 октября, Владивосток, XIII Международный конгресс рыбаков)

Петр Савчук (4 октября, Владивосток, XIII Международный конгресс рыбаков). Фото: ИА PrimaMedia

— Эксплуатируемый нами ресурс – это народное богатство, и государство будет требовать от его использования максимальной отдачи, и не только экономически. Надо помнить и закладывать в свои бизнес-планы задачи по обеспечению наших людей качественным и адекватным по стоимости продуктом. Если пользователь ведет себя безответственно, государство будет предпринимать соответствующие шаги. Это не популистские высказывания и угрозы, а реальная повестка, с которой нам придется работать в последующие годы.

Государство вправе осуществлять точечную настройку системы. Там, где имеет место откровенная недоработка или работа только в узких интересах, и, по нашему мнению, подобное имело место у нас в отрасли долгие годы, результатом стали предложения по пересмотру подходов закрепления квот по отдельным наиболее рентабельным биоресурсам,

— заявил Савчук на пленарном заседании МКР, добавив, что "отдельные высказывания относительно срыва десятка судостроительных проектов, свернутых инвестпрограмм и потерянных каких-то условий, являются не более чем удобным … (далее неразборчиво)".

22 октября комитет ГД по бюджету и налогам одобрил проект бюджета на 2019-2021 годы к принятию в первом чтении, сочтя включение в прогноз доходов поступления от будущих "крабовых" аукционов вполне себе правомерным и обоснованным.

Против такого "дележа непроданного краба" без наличия законодательной базы для проведения аукционов выступили в своих отзывах на законопроект комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Счетная палата Российской Федерации.

" <…> уточненный прогноз поступлений доходов федерального бюджета от продажи на аукционах права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности,

сформирован Росрыболовством в части дополнительных доходов от поведения аукционов по крабу в условиях фактического отсутствия соответствующей нормативной правой базы и на основе иных, не согласованных с Минфином России методических подходов",

— делает, в частности, вывод Счетная палата РФ.

Профильный комитет ГД, впрочем, в своем заключении отметил, что

"отсутствие принятого закона не является препятствием для проведения аукционов".

"Прогноз доходов в законопроекте учтен в объемах, представленных главным администратором доходов во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и протокола заседания Рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 10 августа 2018 года № 1", — чтобы уже совсем все было всем понятно, пояснил, закрывая вопрос, комитет Госдумы по бюджету и налогам.

24 октября Государственная Дума РФ приняла законопроект N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в первом чтении. Датой второго чтения бюджета ГД назначила 14 ноября, поправки к нему принимаются до 4 ноября. Третье чтение законопроекта запланировано на 20 ноября.

Откуда и куда дул ветер

Идея изъять крабовые квоты из действия "исторического принципа" была инициирована некими интересантами еще в ноябре 2017 года — в форме письма Владимиру Путину. Согласно поручению президента РФ, госорганы – регуляторы отрасли (Минсельхоз, Росрыболовство) подготовили финансовую модель продажи до 50% прав на промысел крабов на аукционах и собрали мнения и оценки бизнес-сообщества по поводу инициативы. Отрасль предсказуемо ответила резким неприятием "аукционных инициатив", закрепив свою позицию в решении IV Съезда рыбаков (прошел Москве в феврале 2018 года).

По мнению авторов и подписантов открытого письма президенту РФ Владимиру Путину, опубликованного 3 июля этого года на сайте Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), предполагаемое изъятие значительной доли квот на добычу крабов может поставить отрасль на грань глубокого инвестиционного провала и полномасштабного экономического кризиса, причем, по мнению подписантов, "аукционные инициативы" продвигаются правительством в интересах исключительно одного конкретного рыбодобывающего холдинга, а именно – "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) (принадлежит Глебу Франку — зятю миллиардера Геннадия Тимченко и сыну главы "Совкомфлота"). Представители РРПК, в свою очередь, неоднократно отрицали причастность компании и к упомянутому ноябрьскому письму президенту, и в целом к "аукционным инициативам".

Так называемый "исторический принцип" распределения прав доступа к водным биоресурсам для их добычи был введен в 2004 году и лежит в основе главного отраслевого закона "О рыболовстве". "Исторический принцип" подразумевает, что по истечению действия договора, закрепляющего за рыбодобывающей компанией долю квоты на добычу того или иного промыслового ресурса, добросовестный пользователь имеет право на безвозмездное продление этого договора.

Согласно изменениям в закон "О рыболовстве" от 2016 года, около 4 тысяч квотных договоров в 2018 году перезаключены на срок уже в 15 лет. "Стартовые" же права на добычу российских ВБР (в том числе и крабов), давшие возможность бизнесу сформировать историю вылова, были приобретены на государственных аукционах в начале 2000-х годов. Это обстоятельство является основой позиции бизнес-сообщества, согласно которой изъятие 50% крабовых квот из действия "исторического принципа" означает "обнуление" государством своих обязательств перед рыбопромышленниками и выставление на торги уже один раз проданных прав доступа к ресурсу.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia