Представление пьесы Романа Беккулова "Сергей Есенин. Исповедь" (режиссер Вадим Данцигер, режиссер-постановщик народный артист России Ефим Звеняцкий) состоялось 27 октября в Приморском краевом драматическом театре имени Максима Горького. Спектакль представляет авторское видение последних месяцев жизни поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925), одного из самых ярких представителей русской поэзии сначала XX века, чья таинственная гибель до сих пор волнует общество.
Творчество Сергея Есенина является главной составляющей спектакля, в котором эпизоды из жизни поэта становятся источником для возникновения поэтических образов. "Сыпь, гармоника", "Видно, так заведено навеки", "Шаганэ ты моя, Шаганэ", "Мы теперь уходим понемногу", "Вы помните, вы все, конечно, помните", "Белая береза, под моим окном", "Дорогая, сядем рядом", "Не жалею, не зову, не плачу", "Отговорила роща золотая" и другие хорошо знакомые публике стихи и романсы звучат перед началом представления и в антракте в живом исполнении актеров театра и в звукозаписи популярных эстрадных артистов, погружая зрителя в атмосферу есенинского слова.
Спектакль открывается архивной звукозаписью, на которой автор читает "Исповедь хулигана", что придает всему остальному действию исповедальный характер, когда через события жизни и творчество раскрывается внутренний мир поэта.
Образ Сергея Есенина реалистично воплощен Валентином Запорожцем. Главный герой предстает перед зрителем человеком с мятущейся, раздираемой противоречиями душой, который ощущает на себе все острые углы современности, заставляющие его кидаться из крайности в крайность, проверяя судьбу на прочность. Глушащий свои чувства алкоголем бунтарь пытается экстравагантностью поведения и провокационной мужицкой грубостью передать внутреннее напряжение, создаваемое конфликтом между ним и обществом. Декламируемые Есениным со сцены стихи органично вплетаются в действие спектакля и дополняют образ главного героя.
На протяжении всего представления Есенин балансирует между социальными слоями общества и нигде не может найти себе пристанище. Творческая атмосфера в доме поэта, создаваемая заботливым секретарем Галиной Бениславской (Наталья Овчинникова), хоть и позволяет писать стихи, но не приносит покоя его мятущейся душе, вынуждая пить, кутить и встревать в драки. Герой ищет себя в мире кабаков, где правят воры, которые снисходительно принимают пьяного, талантливого героя, развлекающего их своими стихами. В кабацкой среде Есенин чувствует себя ближе к народу, его задиристый, буйный нрав находит здесь эмоциональный выход.
Рафинированный московский бомонд начала XX века, живущий в своем обособленном мирке, представлен в спектакле благородной публикой театра Всеволода Мейерхольда: завидующий славе Есенина поэт Анатолий Мариенгоф (Сергей Лисинчук), бывшая жена Есенина, а ныне супруга Мейрхольда Зинаида Райх (Наталья Крюкова), возлюбленная Маяковского Лиля Брик (Татьяна Иванашко) и ее муж Осип Брик (Ярослав Янковский). Императорские ложи, вечерние платья и фраки подчеркивают контраст с разгульной кабацкой средой. Серьезный и сдержанный режиссер Всеволод Мейерхольд (заслуженный артист России Сергей Миллер), взявший на себя воспитание детей Есенина и стремящийся оградить их от пагубного влияния отца, постоянно призывает непосредственного, не вписывающегося в общественные рамки поэта к порядку.
Ярким эпизодом спектакля стала возникшая на подмостках театра Мейерхольда поэтическая дуэль между Сергеем Есениным и Владимиром Маяковским (Борис Белебезьев). Маяковский представляет публике стих "Хорошее отношение к лошадям", Есенин – "Песнь о собаке". Два великих мастера раскрывают перед публикой свою жизненную позицию, они искренне восхищаются и уважают талант друг друга. Главный герой, несмотря на то, что внешне стремиться подражать своим коллегам по перу и быть принятым в обществе, остро ощущает свою чужеродность и одиночество.
Чуждым для Есенина оказался и американский высший свет, в который пыталась ввести поэта танцовщица Айседора Дункан (на этом представлении ее роль исполнила Елена Пономаренко). Сытые жители Америки не понимают происходящего в России, не чувствуют в переводе выразительности есенинского слова, которое становится бесчувственно-рафинированным. В конце концов Есенин перестает подстраиваться под общество, не надевает маски и действует одинаково естественно дома, среди блатных в кабаке, в московском бомонде и в американском обществе, шокируя и удивляя публику своими экстравагантными выходками.
Развитие взаимоотношений с возлюбленными поэта открывают перед зрителями новые грани образа главного героя. Галина Бениславская – секретарь и друг Есенина, верная, искренне любящая женщина, умоляющая поэта лишь об одном – беречь себя и не пить. Перед зрителем, благодаря убедительному исполнению Натальи Овчинниковой, предстает героиня, которая своей преданностью и желанием спасти Есенина любой ценой губит его, отправляя в клинику для душевнобольных, а затем сама сходит с ума от осознания совершенного.
Воплощение образа бывшей жены поэта Зинаиды Райх на сцене Натальей Крюковой показывает, что героиня осознанно выбрала стабильность и комфортное существование для себя и двоих детей, она покинула неприкаянного, вечно стремящегося неизвестно к чему поэта, став женой режиссера Мейерхольда. Зинаида сохранила теплые чувства к Есенину и старается помочь ему в постановке его поэмы "Пугачев", не задумываясь при этом, насколько больно видеть главному герою растущих в чужой семье детей, которые постепенно перестают считать его своим отцом.
Легкой, летящей походкой в жизнь Есенина врывается знаменитая танцовщица начала XX века Айседора Дункан. Грациозная дива появляется в театре Мейерхольда в белой разлетающейся тунике с алым шарфом на шее и, водружая на сцене красный флаг, танцует под "Интернационал", олицетворяя собой Марианну – символ Франции. Роковая красавица покорена необыкновенной харизмой и внешностью Есенина, она готова открыть для него Европу и Америку. Елена Пономаренко создает образ уверенной в себе, страстной и ревнивой женщины, которая хочет поработить чувства и волю главного героя. Желание переделать мужа под себя вызывает протест в бунтарской душе Есенина, который рвет отношения с танцовщицей, несмотря на все открывающиеся перед ним перспективы.
Айседора представлена в спектакле как хореограф-педагог. Трогательным эпизодом становится сценка, в которой демонстрируются успехи в балетном искусстве юных учеников школы-студии А. Дункан, роли которых исполнили учащиеся хореографического отделения Владивостокской школы искусств № 6. Респектабельная публика внимает танцам, тогда как Есенин сходит с ума от всей этой чуждой для него обстановки и ввязывается в драку.
Главным женским образом спектакля и последней возлюбленной поэта становится Надежда (Александра Аубекерова), подруга вора в законе, с которой главный герой знакомится в одном из увеселительных заведений, случайно став свидетелем воровской сходки. Надежда при встрече с Есениным исполняет знаменитую жиганскую песню "Течет речечка, да по песочечку" и предстает перед ним атаманшей, жестокой хозяйкой, с которой считается преступный мир. Наивность и душевная чистота поэта затрагивают в ее зачерствевшем сердце живые струны. Между героями возникает взаимное притяжение, хоть Надежда сразу предупреждает, что их отношения смертельно опасны для обоих. Героиня надеется, что под резкими манерами и жесткостью поэт сможет разглядеть то, что она всего лишь слабая женщина, которую жизнь заставила действовать по-мужски.
Кульминацией спектакля становится лирическая сцена, в которой героиня, осознающая обреченность своих чувств, все еще надеется на чудо и открывается перед главным героем. У Надежды есть власть и покровительство вора в законе "Короля" (заслуженный артист России Николай Тимошенко), которого она когда-то любила, но ей так хочется искренних отношений и душевного тепла. Благодаря игре Александры Аубекеровой скупые фразы героини дают зрителям представление о трагической судьбе русской женщины, попавшей в жизненный водоворот, потерявшей ребенка, зачерствевшей среди жестоких людей, но потянувшейся к главному герою, как к спасению, к своей последней надежде на счастье. Запоминающимся номером становится романс, написанный Надеждой на слова поэта "Русалка под Новый год".
Окрыленная чувствами Надежда предлагает Есенину сбежать в Петербург и встретиться в отеле "Англетер". Она с нетерпением ждет свидания с любимым, но настает час расплаты: героиня умирает от ножа Короля, убивающего свою любовницу по ложному обвинению, тем самым платя за краткую, горькую любовь. Смерть героини становится первой развязкой и приближает трагический финал.
В "Исповеди" представлена одна из версий гибели главного героя, особая роль в которой отводится чекисту Якобу Блюмкину, символизирующему в спектакле государственную машину, которая ради достижения своих интересов не остановится ни перед чем. Заслуженным артистом России Евгением Вейгелем создан сложный, неоднозначный персонаж, который, несмотря на некоторые симпатии к Есенину, реализуя операцию по выявлению и зачистке подвижников Троцкого, заодно решает убрать путающегося у него под ногами неадекватного, вечно пьяного, аполитичного главного героя. Чтобы скрыть преступление, Блюмкин просит у Короля дать ему человека, который убьет Есенина. Своеобразной эпитафией становятся строки последнего стиха главного героя, написанного им в отеле "Англетер" в ожидании Надежды. Вместо возлюбленной к Есенину приходят Блюмкин и его подручные, совершая убийство, которое инсценируется под самоубийство.
Интересным сюжетным поворотом спектакля стало введение персонажей, олицетворяющих "высшие силы": Белый Человек, которого исполняет одетый в белый костюм народный артист России Владимир Сергияков и полная ему противоположность – Черный Человек – в черном фраке и цилиндре, с тростью в руках, образ которого создан народным артистом России Александром Славским. Появление этих героев в "Исповеди" не случайно. В 1925 году Есенин пишет поэму "Черный человек". В ней повествуется о являющемся по ночам к автору незнакомце и вещающем о жизни некого поэта.
Образ Черного Человека, приходящего из потустороннего мира и забирающего гениев, навеянный поэту трагедией А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери", становится лейтмотивом постановки, переводя действие из мира людей в мир высших сил, которые решают судьбы людей. Черный Человек собирает досье на Есенина, постепенно проникается его судьбой и начинает относиться к главному герою с несвойственным состраданием. Выполнив задание, организовав силами людей "уход" главного героя в мир иной, он спрашивает у Белого Человека: "Это когда-нибудь кончится"? Эпилогом постановки и ответом на заданный вопрос становится перечень действующих лиц спектакля, которые трагически погибли вслед за Есениным: самоубийство Владимира Маяковского, Галины Бениславской и Лили Брик, трагический несчастный случай с Айседорой Дункан, зверское убийство Зинаиды Райх, расстрел Всеволода Мейерхольда и т.д.
Отдельное слово стоит сказать об оформлении спектакля. Художником-сценографом Владимиром Колтуновым создается эффектное, многоплановое пространство. На переднем плане, перед роскошным алым занавесом, по обеим сторонам сцены расположены богато декорированные театральные ложи и маленькая цена-помост. Вращающаяся центральная часть сцены выносит отдельные детали интерьера: массивный письменный стол с традиционной для того времени зеленой лампой, скамейку в парке, тахту, стол, на котором печатает Галина Бениславская и т.д. На сцену помещаются стволы воспеваемой поэтом березы, ее листья образуют причудливый черно-белый узор, обрамляя сцену и своим ритмическим членением, придавая ей дополнительную глубину. Конструкция, изображающая кованные входные двери в отель "Англетер", помещена на дальний план, наполняя действие спектакля ощущением предрешенности трагических событий. Благодаря расположенному на заднике сцены экрану, во время представления зрителям транслируются строки стихов Есенина, фрагменты афиш, фотографии. Экран позволяет показать также мистическую сущность Черного Человека.
В заключении отметим, что спектакль "Сергей Есенин. Исповедь", поставленный в Приморском краевом драматическом театре им. М. Горького, стал для публики лирической исповедью человека, чья бунтарская жизнь была лишь откликом на трагические события, происходящие в России в начале XX века: "Дар поэта — ласкать и карябать, роковая на нем печать". Трагически погибший поэт оставил нам свое творчество, которое говорит об авторе больше, чем его жизнь. Простые, грубовато-резкие, но искренние поэтические строки отзываются в сердцах потомков, близким ощущением мятежности и неприкаянности русской души, вечным поиском смысла жизни.
Спектакль "Сергей Есенин. Исповедь" (16+) покажут 18 ноября и 5 декабря в Приморском краевом драматическом театре им. М. Горького по адресу: ул. Светланская, 49. Начало в 18.30. Справки по телефону: (423) 222-01-36.
Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.
Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Автор фото: предоставлено Н.А. Федоровской
В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.