Эксперты «ФедералПресс» объяснили, кому нужен рост цен на топливо на Дальнем Востоке

Выводы издания однозначны – «накачка» розничной стоимости бензина и дизтоплива очень выгодна «независимым» сетям АЗС и перекупщикам
"Независимая АЗС". Фото: ИА PrimaMedia

"Главных подозреваемых" в росте цен на бензин, с точки зрения рядового автолюбителя-дальневосточника, два: это правительство России, которое никак не может наладить регулирование цен, и крупный сетевой бизнес, который сам продает произведенный бензин. Однако в тени остается главный виновник подорожания бензина, утверждает портал "ФедералПресс", это — так называемые "независимые" заправки. Редакция ИА PrimaMedia знакомит читателя с аргументами и доводами авторитетного издания по этому острейшему для региона вопросу.

"Не кормить зажравшихся"? То есть кормить спекулянтов

"Поворчав на цену, автолюбитель сворачивает на заправку, не принадлежащую крупной сети: он уверен, что экономит и "не кормит этих зажравшихся". Но если разобраться, считает издание, то именно независимые АЗС и являются одними из самых больших выгодополучателей высоких цен на топливо. И именно эти участники рынка не заинтересованы в снижении цен на топливо. Они толкают вверх цены, а низкий контроль над этими структурами позволяет им под видом хорошего бензина продавать суррогат", — так начинает свою публикацию "ФедералПресс".

Издание напоминает, каким образом определяется цена на бензин на внутреннем рынке РФ: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — более 38 % от стоимости бензина, акцизы – 19,16 %, НДС и прочие налоги – 16,54 %. То есть за три четверти литра (73,8%) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании и не АЗС. И от текущей стоимости барреля нефти здесь почти ничего не зависит.

На АЗС бензин, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), попадает с собственных заводов и складов. На "независимые" заправки – и это при условии, если они следуют легальным схемам – через биржу, на которой ВИНКи продают нефть и топливо. Все же остальное – что называется, от лукавого.

В мае этого года, после резкого повышения цен на топливо, правительство РФ предприняло беспрецедентную меру и заставило зафиксировать цены нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на бирже.

Однако и после этого цены в рознице продолжили расти.

Что же произошло? Ведь крупные компании находятся под приглядом Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и не могут повышать цены так, как того требуют чисто рыночные факторы

"Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало "спекулянтами" и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле", – объяснил "ФедералПрессу" генеральный директор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

"На бирже инвестиционно-финансовая компания "Солид", крупнейший брокер, закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране", – раскрывает федеральному изданию главный секрет роста цен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Тем более что непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка, отмечают эксперты издания. Под прикрытием биржевой торговли они могут осуществлять договорные сделки, увеличивающие количество спекулятивных операций и значительно удлиняющие цепочку посредников, что в результате поднимает цену для конечного потребителя.

"Не кормить зажравшихся!" — повторяет он в справедливом гневе… и отправляется кормить спекулянтов.

Именно такие "скромные" компании и покупающие у них топливо "независимые" АЗС и являются катализатором роста в стране, уверены в "ФедералПресс". Кстати, об этом прямо заявил в недавнем интервью радио "Коммерсантъ ФМ" и глава НК "Роснефть" Игорь Сечин.

"Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60%, на самом деле это не больше 30%. А 70% – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство", — сказал собеседник федерального СМИ.

И сейчас проблема состоит в том, продолжает "ФедералПресс", что ВИНКи, регулярно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида ценовой и продуктовой конкуренцией со стороны независимых и спекулянтов. А у тех и ответственность поменьше, и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, "в серую".

"Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний", – отмечает собеседник портала Алексей Мухин.

"Замотаем шланги!" из Приморья

Для примера портал берет Приморье, где, по мнению "ФедералПресс", сложилась наиболее парадоксальная ситуация.

Так, крупным региональным игроком на рынке, пишет издание, является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС "Октант", и он же является президентом некоммерческой организации "Приморский топливный союз".

"Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах", – подчеркивает господин Мухин.

С "Приморским топливным союзом" Чирскова тесно связан, по информации "ФедералПресс", и Юрий Чубко, учредитель ООО "УссурНефтеПродукт", которое управляет достаточно крупной сетью "независимых" АЗС.

"И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что когда такие игроки топливного рынка через "Независимый топливный союз", президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: "Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!", надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа",

– говорит Алексей Мухин.

Как утверждает "ФедералПресс", на самом деле требования-то, похоже, очень простые: по возможности оставьте в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей, поскольку некоторые из независимых связаны сейчас или были связаны с криминальной средой, для которой АЗС и все виды деятельности вокруг них всегда были одним из основных источников доходов.

"Любопытно, что указанные частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами", – отмечает Мухин.

Игорь Сечин в эфире "Коммерсант ФМ" высказался по проблеме еще более жестко, отметив, что у упомянутой сети "формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее.

"А на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе", — утверждает глава НК "Роснефть".

Суррогат под прикрытием

Когда закупаемые объемы превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями, приходит к выводу "ФедералПресс".

С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на "левых" НПЗ. В Приморье у того же Чубко, например, есть свой маленький заводик с романтичным названием "Голубая звезда", говорится в публикации "ФедералПресс".

По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60 %. Официальные данные Росстандарта более оптимистичны: доля суррогата на российском рынке сократилась в период с 2009 года по настоящее время с 28% до 11%. При этом продажи суррогатного топлива выявляются тем же Росстандартом на каждой восьмой АЗС. Минэнерго России в неофициальных беседах говорит, что доля контрафакта составляет около 30%. В РСПП говорят, что в розничном звене наибольшее число нарушений приходится на небольшие "местные" сети (до пяти АЗС), а также бензовозы, оборудованные под передвижные АЗС. Наиболее распространенное нарушение в мелкооптовой и розничной торговле – фальсификация, когда вместо запрашиваемого топлива на деле вам продадут его более дешевый и менее качественный аналог.

"Итак, что же мы имеем? – резюмирует "ФедералПресс".

— Именно независимые толкают вверх цены на бензин – они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. При этом независимые, чтобы увеличить свои продажи, не брезгуют торговать суррогатами и контрафактом".

ВИНКи предлагают решение, "независимые" — шантаж

ВИНКи, готовые некоторое время работать даже себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.

Та же "Роснефть" выдвинула целый ряд предложений. Среди них – перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть.

"Это, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, "прозрачным" и т. д.", – говорит эксперт Алексей Мухин.

Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. И в идеале должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5%). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.

Но региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей, и своих коллег – ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства – причем наиболее активна такая "тактика" применяется именно в тех регионах, где сегодня идут электоральные процессы, замечает "ФедералПресс".

"При этом ВИНКи априори – "системные игроки", у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на нет",

– напоминает Мухин.

Тем более что ВИНКи предлагают адекватные, вполне цивилизованные рыночные меры по снижению цен.

"Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя", – приводит слова политолога Алексея Мухина "ФедералПресс" в конце своего аналитического материала.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia