Вопросы городского хозяйства Владивостока требуют постоянного внимания депутатов Думы Владивостока, потому что от этого зависит жизнедеятельность города и комфорт горожан. Поскольку развивать городскую инфраструктуру и заниматься благоустройством приходится в условиях дефицита финансирования, городским властям нужно четко определять приоритеты. В этом им помогают депутаты комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока. В интервью ИА PrimaMedia зампредседателя комитета, член фракции "Единая Россия" Виктор Федоров рассказал о работе комитета, острых проблемах и работе в округе.
— Виктор Иванович, вы работаете в комитете Думы Владивостока по городскому хозяйству, который решает важные для горожан вопросы. Чем занимался комитет в этом году, какие вопросы сейчас стоят на повестке дня?
— Комитет по городскому хозяйству – один из основополагающих комитетов, потому что Владивосток – большая территория, в нем проживает порядка 600 тысяч жителей. Соответственно городом нужно управлять – коммуникации, транспорт, теплоэнергетика, электроснабжение, комфортная городская среда (парки, скверы), эксплуатация и развитие основных фондов, дорожной и морской инфраструктуры — это основа жизнедеятельности города. Все те направления, которые позволяют жителю чувствовать себя в городе комфортно. Безусловно, эти направления мы курируем, вплотную работаем с администрацией города. Понятно, что администрация это исполнительная власть и ее нагрузка именно в обеспечении выполнения работ. Мы же со своей стороны делаем так, чтобы все укладывалась в правовое поле. Также прописываем правила, по которым должна действовать и администрация города, и жители Владивостока. Территория большая, нас много, и все мы личности. Чтобы эти личности чувствовали себя комфортно, мы должны абсолютно все подчиняться правилам. Комитет по городскому хозяйству и занимается выработкой правил, контролем исполнения наказов, планов, чтобы исполнительная власть чувствовала за собой контроль.
На заседании Думы Владивостока. Фото: из личного архива
Нельзя сказать, что дума контролирующий орган, работа наша коллегиальная, мы дополняем друг друга. Работа ведется плодотворно. Можно, конечно, сказать, что могло бы быть и лучше, но основная проблема, на которой мы завязаны – это финансирование. Когда понимаешь, что финансирование у нас ограничено, то необходимо, прежде всего обращать внимание на самое основное. Иногда финансов и рук не хватает даже на такие, казалось бы, естественные вещи как те же парки и скверы. Каждый район города должен иметь свои парки и скверы. По-моему мнению, в нашем городе должно быть порядка 3-4-х больших парков. Они могут быть даже тематическими. Если мы говорим о парке Минного городка, там три озера, лесной массив – это нужно обыграть определенным образом. Если мы говорим про остров Русский, то горожанам очень полюбилась территория ДВФУ, потому что подобных мест в городе больше нет. Там можно покататься на велосипеде, есть прямой выход к морю, можно очень качественно провести свой отдых.
У Владивостока холмистый рельеф, безусловно, городу не хватает горного парка. Парк в моем понимании должен иметь площадь от 50 га. Место для такого парка есть в районе "Зари", например. Еще один тип парка, который мог бы у нас появиться — на базе Владивостокской крепости с военно-патриотической тематикой. Вот эти четыре парка должны стать местами, в которые люди могут выехать на отдых в любой день.
По скверам другая ситуация. Когда в марте 2018 года проходило голосование за проекты благоустройства, я высказывал определенные опасения в части того, что мы не должны голосовать за скверы, жители любого района должны их иметь. Районы города у нас разные по численности, и если в одном районе будет 2-3 сквера, а в другом – не будет вообще, то это неправильно. Надо распределять скверы по принципу— есть или нет сквер в районе, по достаточности. Мы должны сначала закрыть минимальную потребность в каждом районе, а потом уже голосовать за дополнительные скверы. Думаю, что такой подход был бы более правильным. Все эти вопросы мы как раз поднимаем на комитете.
— Вы сказали, что главная проблема — это ограниченность финансирования. И правильный подход в таких условиях – определение приоритетов, первоочередное решение самых острых вопросов. Какие вопросы больше всего беспокоят депутатов сегодня?
— Меня беспокоят те вопросы, которые задают мои избиратели. Много жалоб на общественный транспорт, на необустроенность внутренних дворов, недостаток детских площадок, отсутствие тротуаров, плохие дороги. Я сосредоточился на решение этих вопросов – общественный транспорт, уютные дворы, комфортная среда, дороги с тротуарами. Если говорить об общественном транспорте, то и в коммерческом, и в муниципальном транспорте есть себестоимость проезда. От себестоимости зависит очень многое: обновление автопарка, профессионализм водителей.
В автобус нужно садиться и понимать, что это автобус, а не какая-то бричка. Иногда, заходя в автобус, я вижу шторки, какие-то рюшечки, какие-то чуждые мне колориты другой страны. Зачем мне это? И коммерческие, и муниципальные автобусы должны соответствовать определенной стилистике, эта стилистика должна быть одинакова, стандарт должен быть определен, прописан и, самое главное, должен выполняться.
Почему бы водителей не одеть в форму, это не такое дорогое дело. Когда мы будем заходить в автобус и видеть водителя в униформе, то и отношение к нему будет абсолютно другое. Я не говорю, что все автобусы нужно разукрасить в желтый или зеленый цвет. У нас несколько перевозчиков, давайте дадим им определенный цвет, определенную стилистику внутри салонного пространства, который они согласуют с администрацией. И тогда все скажут, что качество городского транспорта стало выше.
На заседании Думы Владивостока. Фото: из личного архива
— Нужно ли развивать электрический транспорт — трамвай, троллейбус?
— Мое видение трамвая – это соединение неких локаций. Например, маршрут "Луговая-Тихая", здесь трамвай экономически обоснован и понятен. К сожалению, из-за нашего рельефа очень сложно сделать рельсовый транспорт везде. Как правило, это связано или с дороговизной прокладки путей, или просто с невозможностью это сделать. Я считаю, что рано или поздно этот транспорт или уйдет, или будет выполнять чисто туристическую роль.
Что касается электрического транспорта, то в виду нашего рельефа, погодных условий, здесь накладывается ряд ограничений. Вместе с тем, есть перспективы развивать это направление. Например, используя аккумуляторные электробасы на коротких маршрутах с возможностью подзарядки в конечных пунктах. Где я это вижу? Та же Вторая Речка, маршрут "Автовокзал – Тысячекоечная больница", сегодняшний троллейбусный маршрут. Мы можем заменить троллейбус электробасом. Что нам это даст? Во-первых, возможность обкатать такой транспорт в реальных условиях и понять его применимость. Во-вторых, мы не так давно закупили новый троллейбус. Если говорить о электробасе, то его стоимость сопоставима c этим троллейбусом. При этом, не нужно забывать, что троллейбус – это ещё и сеть электрическая, которая идет по столбам и иногда уродует вид проспектов.
Если говорить о проблеме общественного транспорта шире, то есть вопрос расписания. Житель должен понимать во сколько подойдет автобус. Но о каком расписании мы можем говорить, если у нас почти каждый день пробка от "Зари" до Некрасовской. И это большая проблема.
Кто-то скажет, что для этого нужно сделать выделенные полосы, но это невозможно, потому что у нас количество транспорта такое, что если ещё будем сужать дороги, то вообще придем в тупик.
На глобальное развитие такой инфраструктуры как дороги, будем говорить откровенно, денег сейчас у города нет. Потребуется федеральное финансирование. Но для этого нужна детальная проработка документов, нужно доказывать, подготовить качественный пакет документов, согласовать все это.
Я бы пошел другим путем. "Умные" светофоры – это хорошо, но ни один "умный" светофор не учитывает манеру вождения наших водителей. У нас такая специфика, что для нас ограждение – это когда мы упираемся в железобетонный блок. Тогда мы точно понимаем, что здесь точно нет проезда.
Необходимо движение привести не к хаотичному, как у нас, а к упорядоченному. Если действительно две правые полосы стоят, чтобы повернуть направо, это не значит, что нужно их объехать по третьей полосе и начать вклиниваться. Соответственно, тормозится основной поток. Начать наводить порядок нужно с разметки. Я за введение разноцветной разметки. Давайте возьмем любой загруженный перекресток, изменим разметку, посмотрим благо это или нет. Я сторонник того, что нужно приучать к порядку на дороге и с помощью фотофиксации. У каждого из нас есть видеорегистраторы, нужно больше полагаться на общественников. У нас действительно большинство жителей города хотят жить по правилам, и они готовы предоставить эту фотофиксацию в ГИБДД, чтобы нарушений было меньше. Как только мы наведем порядок на дороге, мы сможем говорить о расписании автобусов.
— Что касается дорог, как решать эту проблему в условиях недостатка финансирования?
— Город – это живой организм, одно цепляется за другое. Решать проблему общественного транспорта, не решая проблему дорог, поведения на дорогах, невозможно, это неразделимые вещи. Что касается ремонта дорог в городе, то июль-август у нас выдался дождливым, из-за чего все планы асфальтирования были сдвинуты на сентябрь-ноябрь, это очень сильно обострило ситуацию. В июле-августе люди в отпусках с детьми и т.д., они приехали в сентябре, а все эти ямы стали ещё глубже и мы получили такой резонанс: а что вы делали все это время? Безусловно, нужно все объяснять и подходить с холодной головой. Если мы хотим качество, то не должны заставлять дорожников класть асфальт в лужу. У нас климат такой. Кто-то скажет, что нужно делать дороги качественно, но нужно четко понять, что качественный участок дороги должен иметь водоотвод. К сожалению, наш город – холмистый, где выпадает большое количество осадков за очень короткое время. И есть большие проблемы с отводом воды, с ливневой канализацией. Необходимо принять решение: делаем меньше, но более качественно, когда подрядная организация дает гарантию, что дорога будет в приемлемом состоянии пять лет и не развалится. А, если развалится, либо добровольно, либо в судебном порядке ее обязаны залатать. Да, будут большие неудобства, поэтому здесь должны выбрать сами жители – либо мы латаем асфальт, либо укладываем новую качественную дорогу, при этом не забывая о тротуаре. Будем делать меньше, но житель будет знать, что этот участок дороги будет готов к такому-то году.
Если пойдем таким путем, то через 10-15 лет кардинально переломим ситуацию. Нужно говорит об этом — честно и открыто. А когда мы этого сказать не можем, то этим подрываем доверие избирателя к депутатскому корпусу, к власти в целом. Мы должны отвечать за свои слова.
Нужно вводить плановой подход. Не нужно резко латать дыры, надо работать на опережение. У меня сейчас в планах не 19-й год, а уже 20-й. Потому что 19-й уже спланирован. Это очень сложно, перейти на такую специфику работы. Во-первых, нужно этим полностью заразить коллектив, потому что один в поле не воин. Исполнительная власть должна стремиться к этому, верстать бюджеты на 2-3 года вперед плюс иметь детальную проработку запланированных работ на те самые годы. Причем, нельзя потом кардинально эти планы менять, нужно изначально учитывать все, принимать решение с холодной головой. Давайте говорить откровенно: для нас с вами 5 лет – это срок, для города – нет. Мы должны жить с четким пониманием, не нужно стремиться за 5 лет совершить чудо, можно распылиться, и в итоге общую картину не дать. Считаю, что нужно взять несколько важных направлений и их прорабатывать, даже наперед. Если не успеем что-то, то этот план должен быть переходным.
У нас как бывает: один градоначальник разработал план действий, приходит другой и говорит: подождите, здесь я провожу черту, сейчас мы будем жить по-новому, этого делать нельзя. Должно быть постоянство. Система должна развиваться в определенном направлении, плановость должна быть.
— Формирование комфортной городской среды тоже требует времени и денег...
— Начать нужно с придомовых территорий. В своем дворе надо видеть зонирование: детская площадка, зеленая зона. Необходимо видеть хорошую благоустроенную площадку, скамеечки, цветничок, где люди почтенного возраста будут иметь возможность посадить и ухаживать за цветами, в подъездах не должно быть чужих людей. Нужен нормальный подъезд и нормальный лифт. Любой житель приезжает на своей машине, и он должен иметь возможность припарковать ее. Сейчас к каждому дому прилагается земельный участок, сами жители могут принять участие в его планировании. Сегодня роль жителей колоссальная, они сами решают, как жить, что им нужно: самоуправление вышло на новый виток. Сами жители участвуют в программах, эти программы работают.
Проработав чуть больше года депутатом, я понял, что горожанину много не надо: ему нужны простые понятные вещи, комфорт. Он должен выйти в субботу с ребенком, с велосипедом, и у ребенка должна быть возможность покататься на этом велосипеде. Или выйти из своего подъезда и по тротуару проследовать в школу. Это естественные процессы, но мы выходим и упираемся в борт автомобиля. Рельеф нашего города такой, что очень много лестниц, которые находятся в не очень хорошем состоянии. Нельзя сказать, что должное внимание этому не уделяется, но количество лестниц такое, что отремонтировать их все сразу нет возможности. Я думаю, что и не надо – нужно продолжить основные тротуарные дорожки, посмотреть правильный трафик. Иногда получается, что ребенка ведем в школу, тропинка петляет и проще срезать. Нужно подстраиваться под уже устоявшиеся маршруты, облагораживать их.
Встреча с избирателями. Фото: из личного архива
Каждый комфортный двор — это комфортная среда в городе в целом . Взять, например, Москву, взять крупные города, на них можно равняться, но нужно подходить дифференцированно, у них равнина, у нас другой рельеф, это тоже нужно учитывать. Этим надо жить.
— Вы представляете в Думе одномандатный округ №2. Какие проблемы округа вам приходится решать? Какие наказы дают избиратели?
— Наказы избирателей в большей степени связаны с придомовой территорией, с состоянием дорог. В этом году мы заасфальтировали четыре улицы в округе. Но, нужно сказать, не подошли к этому вопросу комплексно. Асфальт положен, бордюры обновлены, но все-таки ливнёвки где-то забыты, а где-то не учтены.
Когда я избрался, мне нужно было все проанализировать, посмотреть, пообщаться с жителями, узнать, что их реально беспокоит. В этом году мы снова проанализировали статистику обращений от предшественников, наработки прежнего депутата от округа. Все они были перенесены на 2018 год, эти планы дополнились, а работа продолжилась. Я не стал проводить черту и говорить "нет, и у меня будут новые наказы", а опирался на те, которые уже были.
Из того, что не успели сделать в 2018 году, сформировался четкий список, и сумма на 2019 год составила 7,3 млн рублей. В перечень наказов на следующий год вошло 8 пунктов, в основном дороги, тротуары и благоустройство.
Что касается проблем, то в моем округе в основном малоэтажка с типичными для нее проблемами. Это неосвещенные улицы, полное отсутствие асфальта, грунтовые проезды. Я проводил несколько встреч в малоэтажном секторе, видел, что для некоторых улиц элементарно нужен грейдер. Чтобы сделать рельеф дороги, сточные канавы и пустить воду на рельеф. Но, по многим улицам, по которым проехал, я не смогу запустить грейдер, потому что улица не сформирована, порой есть препятствия, созданные самими же проживающими. Кто-то забор выставил на 2-3 метра на дорогу. Соответственно дорога у нас не 6 метров, а три. При такой ширине грейдер не пройдет. Мы поработали с жителями этой улицы, поставили их перед выбором: включаем вашу дорогу в график грейдирования, но и вы должны подготовить для этого улицу, оформить ее как положено.
Работаем на округе в связке с депутатом Дмитрием Поташевым. В 2019 году намерены наладить постоянную работу грейдера по определенному графику.
Работа на округе сложная и ее очень много. Я не освобожденный депутат, работаю в ТГМУ, а общественной работой занимаюсь в свободное от основной работы время. Безусловно, это занимает много времени и сил.
На 2019 год у нас запланирована реконструкция сквера на Магнитогорской, 10 – это сквер слепых. Там сегодня нет ни одной скамейки. Уже разработан и согласован с жителями эскизный проект сквера. В таких проектах полагаемся на мнение жителей, обсуждаем с ними все вопросы. Но бывает так, что, например, обсуждаю с жителями одно, другой депутат – другое, но одно мы забываем – все, что построили, нужно эксплуатировать, и вот тут начинаются снова проблемы. Получается, что у одних стоят одни лавочки, у других – другие, у третьих – третьи. Освещение у меня такое, у того – другое и т.д. Приезжает обслуживающая организация, чтобы заменить лампочку, а у нее такой лампочки нет.
Поэтому надо вводить стандартизированный подход ко всем таким проектам. Будем его внедрять в 2019 году, предлагать жителям выбрать из утвержденного списка – поставим лавочки, но у нас они вот такие, поставим столб освещения, но он только такой.
Вообще, тематика парков и скверов должна выражаться не в лавочках и фонарях, а в чем-то другом. Магнитогорскую постарались сделать такими простыми вещами –дорожки, нужное количество лавочек и освещение. И, безусловно, подумали об антивандальности, об этом тоже не нужно забывать. Но тут дело такое – обычно там, где светло, там все хорошо, а там, где нет освещения, там и граффити и все прочее.
— Как оцениваете активность жителей округа? Вы сказали, что проходят встречи, вы обсуждаете вопросы, жители вносят предложения. За год работы как изменилась активность жителей округа?
— Жители поначалу относились ко мне с недоверием. По принципу "а зачем идти, все равно ничего не решат". Но, когда мы точечно поработали по наказам, показали должный подход, отношение изменилось. Сразу скажу — не все удалось решить. Бывает как: люди отправили письмо, но оно где-то потерялось. Мне говорят, и я "приделываю ноги" этому письму, потому что есть возможность зайти в нужный кабинет, спросить, почему и где оно потерялось. Вот когда люди видят обратную связь, то это совсем другое дело. Каждый четверг у нас на Магнитогорской, 10 с 16.00 до 18.00 идет прием граждан. Полгода-год назад приходили 1-2 человека, не больше. Сейчас мы фиксируем по 5-6 человек, есть рост активности. Причем, это не показатель, на самом деле. Может прийти 1-2 человека, но они могут представлять целую улицу. Сегодня люди активно занимаются самоуправлением, и не нужно приходить по 10-15 человек. Выбрали председателя, его зама, и эти два человека решают глобальные вопросы всего дома, а иногда и нескольких домов. У нас есть страничка в Инстаграме, где отчитываемся перед жителями, рассказываем, какие у нас планы. Есть интернет-приёмная, есть сотовый телефон. В целом мы доступны и открыты.
Встреча с избирателями. Фото: из личного архива
Иногда жители звонят и спрашивают: "Что сделано на втором округе?" И ты достаешь список и отчитываешься. Бывает непонимание. Кто-то обратился с просьбой , но я не могу отодвигать наказы одних избирателей ради других. Я говорю: "мы решим сначала вот это, а потом уже ваш вопрос". Иногда получаю негатив в стиле "опять ничего не будет сделано". Но считаю, что лучше сказать правду, чем пообещать, и в итоге ничего не сделать. Не всем нравится эта правда. Но, стоя перед зеркалом, я чувствую себя нормально, потому что стараюсь не врать.
— Не так давно город остался без главы, многие ваши коллеги подчеркивают, что без главы городу трудно, люди ждут определенности. Как мы помним, последнего главу избирали по процедуре конкурсного отбора.
— В прошлом году мы впервые использовали такой метод выбора мэра. Что мы видим? Мы видим, что "первый блин комом". Я не знаю в чем причина (ухода Виталия Веркеенко — прим.ред.). Не хочу углубляться, почему он принял это решение — сложить полномочия, надеюсь, что была какая-то действительно весомая причина, через которую нельзя было переступить. Сейчас нельзя сказать, что вот с одним не получилось, не получится и с другим. Мы взяли паузу, и должны проанализировать, что получилось, а что – нет. Но я уверяю вас, что в ближайшее время мы примем правильное решение, каким образом нам дальше определять главу.
— Эта пауза, вероятно, возникла из-за принятия изменений в краевое избирательное законодательство, которые позволят депутатам вернуть прямые выборы или оставить систему конкурсного отбора. Лично вы, основываясь на своем жизненном опыте, не как депутат, а как житель, который участвовал и выбирал многих глав, как считаете: какой вариант нужен сейчас Владивостоку?
— Здесь есть два момента. Мэр – это кто? Это хозяйственник, которые принимает определенные решения по развитию города, либо это политик, который, работая с администрацией Приморского края, с федеральной властью, решает какие-то вопросы. Здесь нужно четко разделить. Если говорить о хозяйствующем человеке, то, безусловно, я бы однозначно назначал его депутатским корпусом. Это как любое самоуправление дома — мы выбираем себе старшего. Избиратель выбрал депутата, наделил его полномочиями, и депутат должен выбрать главу, который начнёт развивать город Владивосток. Если мы говорим о политической составляющей, и наш мэр будет представлять город в краевых, федеральных структурах, позиционировать город как центр интеграции в АТР, то, безусловно, его должны выбрать жители. Нужно понять, кто больше нам нужен — хозяйственник или политик? Поэтому мы все это взвесим и примем правильное решение.
— Вы сказали про представительскую роль Владивостока как окна в АТР. Сейчас обсуждается несколько идей по повышению статуса города. Во-первых, недавно Дума Владивостока обратилась к врио губернатора и к краевым депутатам с инициативой наконец-то сделать Владивосток столицей Приморского края. Обсуждается инициатива Олега Кожемяко сделать Владивосток столицей Дальневосточного федерального округа. Не первый год витает идея Владивостока как города федерального значения. Какая, на ваш взгляд, из этих инициатив реальна и предпочтительнее?
— Я однозначно за город федерального значения. Это связано с финансированием и с принятием определенных решений, потому что дает определенную свободу действий. Но, безусловно, этот статус не получить, не пройдя определенные этапы. Сейчас мы проходим эти этапы, сделали первый шаг. Надеюсь, что скоро сделаем и второй, и Владивосток получит то, что заслуживает. И столица Приморского края, и столица Дальнего Востока – это первые шаги на пути к чему-то большему.