Валерия Костина: В благотворительности работают те же принципы, что и в бизнесе

27 ноября по всему миру проходит акция #ЩедрыйВторник, приуроченная к Всемирному дню благотворительности
Президент Союза благотворителей и социальных организаций Приморья "Во имя добра" Валерия Костина. Фото: предоставлено Благотворительным фондом Александра Монастырева

Основная цель проведения Щедрого вторника – это соединение усилий некоммерческих организаций, бизнеса, частных лиц и волонтеров, а также государства ради популяризации самой темы благотворительности. Организаторы настаивают на идее равновеликости любых усилий: вы можете помочь медийно, можете стать волонтером, можете выступить с лекцией и просто "помочь рублем" или делом, сообщает ИА PrimaMedia.

В день Щедрого вторника мы решили поговорить о благотворительности с теми, кто ей занимается. Наш выбор пал на президента Союза благотворителей и социальных организаций Приморского края "Во имя добра" Валерию Костину. Во-первых, Валерия возглавляет не только частный Благотворительный фонд, а целое объединение некоммерческих организаций Приморья, а во-вторых, она одна из самых молодых и ярких общественников нашего края.

— Как и когда вы сами начали заниматься благотворительностью и работать в этом секторе?

— Работать в некоммерческом секторе я начала не так давно, около 3 лет я являюсь руководителем фонда Александра Монастырева. Помимо Благотворительного фонда, я возглавляю Союз благотворителей и социальных организаций Приморского края "Во имя добра". Среди задач этого объединения – популяризация благотворительности и развитие добровольчества для решения социальных задач региона.

— Как же вы пришли за 3 года к таким результатам, с чего все начиналось?

— Про некоммерческий сектор я знала не больше, чем написано в разделе учебника по управлению организациями. Поэтому 4 года назад, завершив обучение по специальности стратегический менеджмент, я пришла работать в крупную аптечную сеть, на должность помощника президента компании. Цель была проста – набраться опыта и перейти в департамент развития. Однако получилось иначе. Как оказалось, мой руководитель помимо бизнеса занимался общественной и благотворительной деятельностью. И занимался достаточно серьёзно – возглавлял три некоммерческих организации, поэтому половину рабочего дня мы посвящали вопросам их развития. Спустя несколько лет такие термины, как корпоративная социальная ответственность, грантмейкинг, социальное проектирование, корпоративное добровольчество, социальные услуги и фандрайзинг, стали для меня обыденностью. Тогда же и управление этими некоммерческими организациями было передано мне. С 2016 года каждой организацией была проделана колоссальная работа, о которой можно долго рассказывать, но самый важный результат для меня – это наша команда. Команда, создавшая уникальный для Приморья кейс: "Бизнес и НКО: вместе за лучшее будущее".

Президент Союза благотворителей и социальных организаций Приморского края "Во имя добра" Валерия Костина

Президент Союза благотворителей и социальных организаций Приморского края "Во имя добра" Валерия Костина. Фото: предоставлено Благотворительным фондом Александра Монастырева

— Какая у вас мотивация к работе? Какие основные личные цели?

— Сначала мотивацией был интерес и желание получить управленческий опыт. Сейчас – любовь и профессиональный вызов. Любовь выражается в разделении ценностей сектора и ассоциации себя с ним, а вызов – в его улучшении. И работы здесь предстоит очень много.

— Как не перегореть, работая в НКО?

— Это сложный вопрос. Некоммерческий сектор наполнен эмоциями, личными историями, упорством и полной самоотдачей. Мне иногда кажется, что в нём работают сверхлюди. Запустить социальный проект за пару дней — "легко", работать в выходные – "а разве бывает иначе?", городское благотворительное мероприятие с нулевым бюджетом на маркетинг – "конечно проведём". И это может длиться годами. Но мы прекрасно понимаем, что как бы человек не хотел, держать такой темп постоянно невозможно. Наступает выгорание. Это плохо в любой сфере, но в НКО – особенно опасно. Потому что за нами люди, ради которых мы работаем. И в первую очередь выгорание навредит именно им.

Важно научиться отвлекаться от работы и отдыхать. Замученный, раздражённый и неспящий сутками руководитель благотворительного фонда вряд ли сможет эффективно помогать другим. Не забывайте снимать костюм супергероя и быть обычным человеком.

27 ноября по всему миру проходит благотворительная акция #ЩедрыйВторник

27 ноября по всему миру проходит благотворительная акция #ЩедрыйВторник. Фото: предоставлено Благотворительным фондом Александра Монастырева

— Есть ли какие-то критерии отбора управленцев именно в НКО сфере? К чему должен быть готов человек, который идёт работать в эту область?

— Для меня не существует явного разделения между управлением НКО и управлением коммерческой организацией. Здесь работают все те же принципы менеджмента. Конечно, есть своя специфика, например, ценны компетенции в области фандрайзинга, GR, социального проектирования, оценки. Однако, их можно быстро приобрести, имея фундамент из классического менеджмента.

Единственный критерий для меня – это искренность намерений. Человек, который приходит в НКО, должен ответить себе на вопрос "зачем я здесь?". Ответить честно, без общих фраз, типа "улучшить мир" и "делать хорошие дела". Благотворительность – не место для восхваления собственного эго и потакания комплексу героя. Это работа на благо общества. Работа, требующая профессионализма, иногда беспристрастности и, самое главное, конкретных результатов.

А вопрос "зачем я здесь" я задаю всем, кого принимаю на работу. И себе время от времени тоже.

— Как вы считаете, может ли некоммерческий сектор вырастить хорошего управленца "с нуля"?

— Может. Меня же вырастил, к примеру. Хотя в моём случае росли все вместе: фонд, команда и я. Когда мой руководитель передал мне наши некоммерческие организации, за плечами у меня было академическое образование и совсем небольшой управленческий опыт. Было сложно разбираться в работе сектора, знакомиться с сообществом, разрабатывать программы и проекты фонда, формировать команду и всё остальное одновременно. Конечно, тогда сильно помогли советы наставников из НКО и бизнеса. Я и сейчас много консультируюсь, часто сомневаюсь и постоянно учусь. Благо появляются обучающие программы по наращиванию компетенций для менеджеров и сотрудников некоммерческих организаций. Это крайне важно. Залог успеха сектора – профессионализация людей, работающих в нём.

— Что изменилось в работе регионального третьего сектора за последние годы? В чём его особенности?

— Самое главное изменение – в секторе появилась глубина. Некоммерческие организации стали уделять больше внимания решению проблем, а не только работать с последствиями. Плюс, я вижу, как некоммерческие организации в Приморье действительно приобретают значимость. К сектору не просто прислушиваются, а наше мнение учитывают органы власти, бизнес и СМИ. Мы уже давно не "городские сумасшедшие", мы те, кто способен преобразовать систему.

— Какие основные тренды развития благотворительности еще не пришли в Приморье?

— Благотворительность – это работа. Вот ключевой тренд, который идёт к нам очень медленно. В Приморье мало НКО, которые способны платить заработную плату своим сотрудникам. Превалирует добровольчество. Но мы понимаем, что системное и комплексное решение социальных проблем возможно только тогда, когда человек уделяет этому всего себя, при этом, не беспокоясь о том, на что ему жить.

Одна из причин этой ситуации – ограниченность в источниках финансирования. НКО нужно учиться зарабатывать деньги. Да, есть господдержка, партнёры из бизнеса, благотворители, но этого всегда будет не хватать. Поэтому тренд на развитие социального предпринимательства очень актуален для нашего края.

Интеллектуальное и корпоративное добровольчество. Этот огромный ресурс тоже пока у нас недостаточно задействован.

27 ноября по всему миру проходит благотворительная акция #ЩедрыйВторник

27 ноября по всему миру проходит благотворительная акция #ЩедрыйВторник. Фото: предоставлено Благотворительным фондом Александра Монастырева

— Как лично вы и Союз "Во имя добра" может поспособствовать доставке федеральных трендов в Приморье?

— У нас большой пул друзей и партнёров из ведущих организаций некоммерческого сектора, поэтому тренды ощущаем довольно быстро. И для того чтобы они оставались не только у нас, в 2016 году мы стали инициаторами объединения общественных организаций края в Союз "Во имя добра". В данный момент в состав Союза входят 13 некоммерческих организаций края, а также люди, которые вносят свой вклад в развитие гражданского общества в нашем крае и за его пределами. Перед нами стоят серьезные задачи, и я с уверенностью могу сказать, что Союз "Во имя добра" – это мой самый главный проект на ближайшие три года.

— И последний вопрос. "Щедрый вторник" Валерии Костиной – какой он? Расскажите про ваш вклад в эту благотворительную акцию.

— У меня ежедневный "Щедрый вторник". Только не с праздничными шариками, а с показателями эффективности.

Забавно, но некоторые мои знакомые до сих пор не понимают, чем я занимаюсь и спрашивают, что именно я делаю, приходя на работу. Нам нужно стремиться к тому, чтобы подобных вопросов не возникало, чтобы люди знали о благотворительности и сознательно участвовали в ней. И акция "Щедрый вторник" — отличный инструмент для знакомства с миром благотворительности.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia